Церковь стоит на окраине села, у дороги, недалеко от берега р. Шоша и благодаря равнинному характеру местности хорошо видна издалека. Находившийся здесь Никольский Дудин женский монастырь с деревянным храмом, известный с 16 в. и принадлежавший Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю, упразднен в 1764 г., а деревянная Никольская церковь 1700 г. стала приходской. Вместо нее в 1808 г. по проекту, исправленному тверским губернским архит. А.А. Трофимовым, прихожане хотели построить каменную церковь – крестообразный в плане храм с колокольней, выполненный в стиле псевдоготики. Проект не был осуществлен из-за владельческих споров относительно земли для домов церковных служителей. Ныне существующая церковь была возведена по новому проекту в 1826-38 гг. (освящена в 1845 г.) на средства прихожан – действительного статского советника сенатора А.А. Врасского и крестьян помещицы Н.В. Неплюевой. Автором проекта, возможно, был губернский архит. И.Ф. Львов, взявший за основу один из образцовых проектов 1824 г. В 1915 г. в нескольких метрах к северо-западу от церкви выстроили сторожку. Около церкви сохранилось два надгробия нач. 20 в. Церковь сооружена из кирпича, изготовлявшегося на устроенном в селе заводе; фасады оштукатурены, в цоколе и деталях применен белый камень. Один из лучших памятников сельской культовой архитектуры позднего классицизма в Тверской обл., отличается монументальностью форм, гармоничностью и уравновешенностью объемной композиции.
Основу крупного четырехстолпного одноглавого храма центрического типа составляет кубический объем со световой ротондой, покрытой сферическим куполом с миниатюрной луковичной главкой на глухом белокаменном цилиндрическом барабане. Почти равные прямоугольные выступы алтаря на востоке и паперти на западе несколько нарушают центричность сооружения, сообщая ему продольную ориентацию. Над папертью поставлены два яруса колокольни – квадратный в плане, прорезанный арками звона, и глухой цилиндрический.
В торжественном и нарядном декоре храма основная роль принадлежит портикам тосканского ордера с шестью колоннами на постаментах, триглифно-метопным фризом в антаблементе, мутулами в карнизе и пологим треугольным фронтоном. Портики расположены на всех фасадах, с запада и востока – по ширине выступов. На стенах колоннам соответствуют пилястры. Антаблемент портиков продолжен на боковых флангах четверика, завершенного аттиком, по высоте соответствующим фронтонам. По центру всех фасадов, за исключением восточного, расположены входные проемы, а по сторонам от них – высокие прямоугольные окна, заключенные в наличники с сандриками-полочками. Перед входами выступают гранитные площадки и ступени крылец. Боковые фасады притвора и апсиды обработаны ленточным рустом. Ротонда храма прорезана восемью прямоугольными окнами, простенки между которыми украшены парами тосканских пилястр.
В интерьере четыре мощных широко расставленных пилона сложной формы несут при помощи подпружных арок и парусов световую ротонду с куполом. Пилястры на пилонах, а также соответствующие им на стенах имеют белокаменные базы и капители. Рукава внутреннего креста перекрыты коробовыми сводами с распалубками, угловые компартименты – крестовыми. Широкий арочный проем соединяет храм с апсидой, изнутри имеющей полукруглую форму, усложненную двумя угловыми полукруглыми нишами с востока. Апсида перекрыта конхой. В средней части притвора – сомкнутый свод, в двух боковых камерах – плоские перекрытия.
Фрагментарно сохранившаяся настенная живопись, выполненная в духе классицизма, прописана маслом в кон. 19 в. В куполе по кругу изображены Саваоф и архангелы. На барабане в верхней части помещены двух фигурные сюжетные композиции, в нижней – между написанными каннелированными пилястрами более развитые композиции, среди них – сцена “Поцелуй Иуды”. В основании барабана проходит гризайльный карниз. Различаются библейские и евангельские сцены, помещенные на пятах подпружных арок, основную плоскость которых заполняет полихромный орнамент, а в шелыгах на золотом фоне расположены поясные изображения святых в медальонах. Паруса занимают фигуры евангелистов. В апсиде на южной стене сохранилась композиция “Введение во храм”, в центральной нише с востока – “Воскресение Христово”, в простенках между окнами – фигуры отцов церкви. В южном приделе на восточной стене написана композиция “Снятие одежд с Христа на Голгофе”, в северном – “Тайная Вечеря”. В окнах сохранились первоначальные кованые решетки геометризированного рисунка, а в дверном проеме южного фасада – металлическая дверь с решеткой.
К юго-западу от колокольни сохранились два надгробия из черного полированного гранита. Один из них поставлен на могиле крестьянки деревни Горки Д.А. Манухиной (1842-1915). От второго остался только цилиндрический постамент.
Писцовые книги ХVI века, с. 158; Материалы по истории.., с. 49-51; Добровольский, с. 42; ГАТО. Ф. 160. Оп. 3. Д. 3352, 3364; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III, № 9. Л. 287 об.; № 6800; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2069. Л. 16-18.
По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. – М.: Наука, 1997 – . – (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. – 2006.
Фото № 1 Алексея Кротова с сайта Народный каталог Православной архитектуры
Православные храмы Тверской земли
Село Дудино расположено в живописнейшем месте Калининского района Тверской области на правом берегу реки Шоши, в 54 км от областного центра, расположено село Дудино. Это небольшое село историей своей уходит в глубь веков.
Существует версия, объясняющая название села – Дудино. Князь Михаил Ярославович Тверской во время нашествия Дюденя в конце XIII века решил один из всех князей защищаться в Твери.
Дюдень же, минуя Тверь, отправился в Новгород. Прямой путь из Москвы на Новгород мог проходить через старинное село, в котором уже тогда был монастырь. Преодолев болота, Дюдень со своим войском мог отдыхать близ монастыря, не разрушив его (татары довольно лояльно относились к другим религиям), или оставить своих раненых воинов, которых выходили здешние монахи… Имя Дюдень навсегда осталось в названии образовавшегося затем селения.
Главной достопримечательностью села Дудина является храм Вознесения Господня, возведенный в первой половине XIХ века. Здание было построено на месте деревянной церкви Николая Чудотворца, построенной в 1700 году и принадлежавшей бывшему здесь мужскому монастырю, корни которого уходят в XIII век (дата не известна).
Из документов известно, что предыдущая до Николаевской монастырская церковь существовала еще в 1629 году.
В исследованных документах 17 века упоминается, что близлежащие к селу Дудино деревни Большие Горки, Малые горки, Головачево, Пенчино, Студенка, Ганково относились к владениям Дудинского монастыря. Половина из этих деревень уже давно не существует и сегодня даже местные жители не знают ничего о них: Малые горки, Студенка, Ганково.
Сохранились исторические документы фонда Тверской духовной консистории – дела о дозволении прихожанам Николаевской церкви села Дудино Тверского уезда построить на месте деревянной новую каменную церковь за 1808 и 1828 годы (имеются планы новой церкви)).
Почему же так был затянут вопрос со строительством новой церкви? По мнению автора не только строительство новой церкви, но и ремонт здания старой церкви должен быть производиться с разрешения консистории. Консистория же вменяла в необходимость прихожанам означенной церкви решить вопрос с обязательным отмежеванием земли причту церкви села Дудино. До решения вопроса с размежеванием земель строительство новой церкви откладывалось. Именно владельческий вопрос планов межевания земли для будущей церкви и домов церковных служителей в селе Дудино с 1780 года в течение долгих лет был предметом спора внутри консистории, причины которых остались, к сожалению, нам неизвестны.
Церковь Вознесения Господня Тверского уезда Тверской епархии в селе Дудино стоит на окраине села, у дороги, недалеко от берега реки Шоша в 42 верстах к югу от Твери и благодаря равнинному характеру местности хорошо видна издалека .
Находившийся здесь ранее Николаевский Дудин мужской монастырь с деревянным храмом, известный с 16 века и принадлежавший Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю, упразднен в 1764 г., а деревянная монастырская церковь Николы Чудотворца, существовавшая еще в 1629 году с 1700 года стала приходской.
Николаевский Дудин монастырь упоминается в церковной хронологии с 1534 года. Вместо нее в 1808 г. прихожане хотели построить каменную церковь – крестообразный в плане храм с колокольней, выполненный в стиле псевдоготики. Эскиз этого проекта сохранился.
Считается, что этот проект не был осуществлен из-за владельческих споров относительно межевания земли для храма и домов церковных служителей.
Однако, по мнению автора, проект был не реализован из-за наличия отдельных технических замечаний (недостатков), отмеченных экспертом-тверским Губернским архитектором Андреем Трофимовым на эскизе проекта, связанных с его сомнениями в возможности реализации для таких архитектурных форм каменного или кирпичного свода и его рекомендациями по приведению фасада церкви к лучшему виду.
В 30-е годы ХХ века храм был разгромлен и использовался под хранение зерна и сельхозинвентаря.
Во время Великой Отечественной войны в подвале храма укрывались местные жители, спасаясь от немцев.
До 1975 года, как свидетельствует технический паспорт, состояние храма было еще хорошим. Необходим был лишь ремонт кровли, оконных переплетов и восстановление утраченного шпиля на колокольне, но за последующие 15 лет кровля окончательно сгнила и на стенах и сводах храма вырос лес, сгорел купол колокольни, практически исчез деревянный пол- необходим был капитальный ремонт.
В 1990 году была попытка начать восстановление храма. К этому же времени относится и открытие в Дудине прихода настоятелем Казанской церкви в селе Власьево протоиреем отцом Николаем (Васечко) в небольшом частном домике. Службы проводились тогда, в основном, в праздники, так как в храм войти было невозможно.
В 1991-92 году была сделана крыша, четверик храма был покрыт оцинкованным железом, фронтоны с северной и южной стороны, прицелы колокольни и алтарная часть покрыты рубероидом, начата реставрирование купола храма. Однако с лета 1992 года восстановительные работы и службы прекратились до лета 2010 г.
С августа 2010 года храм живет новой надеждой на свое возрождение, связанной с приходом настоятеля – священника Отца Валерия (иерей Валерий Викторович Юкин).
Отец Валерий не только возобновил восстановительные работы храма, но и приступил к организации реальной социальной работы на приходе, позволяющей людям увидеть для себя новые цели и нравственные ориентиры, а также взял на себя создание приходского детского дома (приюта) для детей из неблагополучных и малоимущих детей, детей слабовидящих и слабослышащих. В его планах- и организация в период школьных каникул детского лагеря на приходской территории храма.
Добрые цели и дела отца Валерия находят отклик в сердцах добрых людей, которые оказывают приходу посильную благотворительную помощь- уже отремонтирована кровля, отреставрирован купол, настелены полы. Часть храма отгорожена, чтобы можно было вести службы и в холодное время. Здесь снова звучат молитвы, и люди приходят сюда. Прихожане Вознесенского храма – жители окрестных сел и областной столицы.
Для детей у стен храма оборудована современная детская площадка, рядом с которой для них строится хоть и небольшой, но настоящий домик, в котором они сами будут хозяйничать.
Появилось при храме и подворье с козами и курами, открыта столярная мастерская, которой руководит народный мастер России, резчик по дереву Константин Котовский. В это мастерской он учит детей секретам своего мастерства.
Александр Любавин
Фото. № 4, 5 Андрея Агафонова. Начало 1990-х гг.