В год 455-летия мученической кончины святителя Филиппа Московского в Успенском Отроче монастыре митрополит Амвросий совершил Божественную литургию

0 0
Read Time:8 Minute, 6 Second

22 января Церковь молитвенно вспоминает святителя Филиппа (Колычева), митрополита Московского и всея Руси, который обличал опричный произвол, бесчеловечность, нечестие и деспотизм и не побоялся отдать за правду Христову свою жизнь. Па­мять свя­ти­те­ля Филип­па, митрополита Московского, празд­но­ва­лась Рус­ской Цер­ко­вью с 1591 го­да в день его му­че­ни­че­ской кон­чи­ны — 23 де­каб­ря. С 1660 го­да празд­но­ва­ние бы­ло пе­ре­не­се­но на 9/22 января по н.ст.

22 января, в день кончины митрополита Филиппа, престольный праздник встретили в Успенском соборе бывшего Отроча монастыря в Твери. Здесь восстанавливают нижний храм, посвященный святителю Филиппу. Храм сможет принимать молящихся в дни особого почитания митрополита Филиппа Московского.

Божественную литургию в день памяти святителя Филиппа совершил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Ему сослужили: благочинный II Тверского церковного округа протоиерей Вадим Желябовский, настоятель Успенского собора игумен Пётр (Танашкин), председатель епархиального Отдела по тюремному служению протоиерей Михаил Беляев, настоятель храма великомученика и целителя Пантелеимона при ОКБ г. Твери протоиерей Алексий Сорочинский, клирик храма в честь блаженной Ксении Петербургской г. Твери протоиерей Виталий Казаченко, настоятель храма в честь святителя Иоанна Шанхайского (п. Литвинки) г. Твери протоиерей Роман Манилов, настоятель храма в честь блаженной Ксении Петербургской г. Твери священник Димитрий Рябов, настоятель храма в честь великомученика Никиты г. Твери священник Максим Казван, клирик храма в честь Владимирской иконы Божией Матери г. Твери священник Филипп Исломов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Николай Кувшинов, клирик Архиерейского подворья — Воскресенского храма (Трех исповедников) г. Твери диакон Сергий Рудик.

За богослужением пел хор Владимирского храма г. Твери под управлением Марии Цалетовой.

После Евангелия митрополит Амвросий произнес проповедь:

Слова Евангелия говорят нам о глубокой истине, которая переворачивает наше понимание мира. В ответе Христа фарисеям кроется глубокий урок: истинная вера не требует зрелищ. Она тихая гавань в шторме сомнений, оазис умиротворения в пустыне бесконечных требований и ожиданий. Пусть нынешние евангельский сюжет вновь напомнит нам о том, что наша вера не должна быть поверхностной или обусловленной внешними обстоятельствами. Вера — это не просто уверенность в невидимом, это постоянное стремление к пониманию истины, которую принес Христос. Это не просто знание о том, что Бог есть, но постоянное стремление к Нему, поиск Его, желание быть с Ним. Как и любовь — это не просто вдохновенное чувство, но постоянная работа над отношениями, работа над собой, желание во что бы то ни стало делать что-то для реализации этой любви. 

После Литургии было совершено славление митрополиту Филиппу, владыка прочитал молитву. 

Митрополит Амвросий обратился к молящимся со словом:

Сегодня мы молитвенно вспоминаем 455 лет со дня кончины святителя Филиппа, митрополита Московского, который пребывал здесь, в Отроче Успенском Тверском монастыре, и мученически окончил течение своего земного бытия от рук Малюты Скуратова, посланного Иваном Грозным для умерщвления светильника земли Русской. 

Сегодня мы молимся ему и вспоминаем его житие. Он загорелся еще на заре своего земного бытия. Будучи еще отроком, он понимал, что принадлежит не этому тленному миру, и стремился больше к миру горнему. Его не привлекали все скоропреходящие прелести земного пути, он старался навыкать в духовной жизни. Он любил Священное Писание, любил богослужение, любил Церковь. Его привлекала больше красота неземная, которую, конечно же, он постигал через земную красоту, видимую им в святых храмах. И он исполнил свое желание подвизаться ради Христа. Видимо, еще в детстве он узнал из житий святых о разных подвигах, которые его вдохновили. И он оставил свой дом, ушел тайно из него и дошел до пределов Соловецкой обители, где, будучи ребенком достаточно обеспеченных, славных, имеющих власть людей, взял на себя труд достаточно непростой, грубый, и рубил дрова, и в пекарне работал, и выполнял другие тяжелые послушания монастырские, потому что тем самым он служил через людей Богу. 

И вот это аскетическое устремление, которое было присуще святителю Филиппу, будущему митрополиту Московскому, а прежде ставшему игуменом и Соловецкой обители, оно было присуще многим святым и до совсем недавнего сравнительно времени было присуще и нашим предкам, которые ограничивали себя во многом и стремились Богу служить, специально возлагая на себя те тяжелые послушания и аскетические подвиги, которые смиряли не только их тело, но и, как огранка хорошая, их душу, превращая в настоящий духовный бриллиант, — а ныне умалено. К сожалению, в наше время даже в церковной среде я уже давно не видел и не слышал о таких устремлениях, особенно молодых людей. 

В начале 90-х годов, когда Церковь получила свободу, очень многие не только устремились в храмы, но и наполнили наши монастыри. Будучи профессорами, докторами наук, светилами мира сего, они оставляли свои должности, институты, оставляли большой спорт, как, например, иеромонах Василий (Росляков). И своими Богом данными огромными талантами, — которыми, к слову сказать, как мы сейчас упоминали в молитве, святитель Филипп тоже обладал, — умножая их, служили Христу и Его Святой Церкви совсем в других бытовых условиях, нежели они могли иметь в своем земном бытии, оставаясь людьми светскими, служили Богу. Эта мера устремления к Богу была веками в наших с вами соотечественниках. Но мы сейчас живем в такое время, когда эта мера практически уже отсутствует в жизни нашей Церкви и в жизни современных православных христиан. И это печально. И печально не только потому, что монастыри наши перестали так наполняться и всё меньше тех людей, особенно молодых, которые жизнь свою всю, свои самые лучшие годы, свое образование, свои таланты, свои самые свежие, чистые эмоции, как прежде, желают посвятить Богу. Но и потому, что таким образом умаляется сила христианства во всём мире. Ведь там, где нет аскетического подвига, — там на самом деле нет христианства. 

Христианство без аскезы не будет жить. Конечно же, подвиг у каждого человека свой, и, безусловно, не нужно мерить всех одной мерой, но тем не менее всё меньше людей, особенно молодых, которые стремятся к жизни во Христе, к максимализму христианской жизни, осуществляя его в монашеском бытии, и даже таких, кто стремится Христовой Церкви хотя бы просто послужить в сане священника и послужить достойно, праведно и честно. 

Будем молиться святителю Филиппу, митрополиту Московскому, который благословил своим присутствием этот монастырь, это место, который окончил здесь дни своего земного бытия, о том, чтобы и наше, и грядущее, и нынешнее молодое поколение не осталось бы неосоленным евангельской солью. Я поздравляю всех вас с днем памяти святителя Филиппа, с 455-летием его перехода из жизни временной в жизнь вечную, перехода непростого и позорного для царя Иоанна Грозного и тех опричников, которые немало душ христианских погубили. Но всё это наша с вами история. Грустная, печальная, за которую бывает иногда и стыдно, но наша с вами история. И даже из этих страшных уроков мы должны делать правильные выводы и стремиться их больше не повторять.

В праздничный день архипастырь вручил награду многодетной семейной чете Максима и Натальи Катанугиных (5 детей) — медали святых благоверных Михаила Тверского и Анны Кашинской за добродетельную христианскую жизнь и крепость семейных устоев, основанных на взаимной любви и верности. 

Также митрополит Амвросий поздравил священника Филиппа Исломова с днем тезоименитства. 

***

Митрополит Филипп (1507–1569) был поставлен на Московскую кафедру из игуменов Соловецкого монастыря. Выступал в защиту преследуемых Иваном IV бояр, вплоть до публичного осуждения царской жестокости. Был демонстративно низложен с митрополичьей кафедры, изгнан опричниками из Успенского собора прямо во время богослужения и сослан в Успенский Отроч монастырь в Тверь. Через год после низложения был задушен Малютой Скуратовым в Тверском монастыре.

***

Успенский собор в Твери стоит при впадении Тверцы в Волгу. Это единственная сохранившаяся постройка Тверского Отроча монастыря.

Автор «Исторического описания монастыря» донес до нас предание, в котором говорится, что место, где ныне Отроч монастырь, было в 1181 году назначено для прикрытия владений суздальских от набегов новоторжских и новгородских. Здесь была устроена «твердыня», или крепость, в которой поселилась военная рать. В этом укреплении со времени управления тверских князей жили княжеские отроки, то есть младшие члены княжеской дружины, обязанные защищать укрепление и Тверскую область. По имени этих младших членов дружины, отроков, которые ставились гарнизоном в укреплении, и получил свое название данный монастырь.

Предполагается, что соборный храм Отроча монастыря был посвящен Успению Божией Матери основателями этого монастыря, вероятно иноками Киево-Печерской лавры, в память о главном храме своей обители. В летописях в первый раз упоминается об Отроче монастыре в 1206 году.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в нынешнем виде построен в 1722 году, при Петре Великом, и освящен известным защитником Православия и страдальцем за него Феофилактом Лопатинским, архиепископом Тверским и Кашинским.

При Иване Грозном монастырь выполнял тюремные функции. Здесь узниками были митрополит Филипп, осудивший жестокость царя, Максим Грек, знаток Священного Писания. Истинными светочами духа явились миру насельники обители. Настоятелями ее были большей частью почтенные старцы, заканчивавшие свою подвижническую жизнь в схиме. Их примеру следовали и лучшие из братии.

В ряду настоятелей, например, был архимандрит Тихон (Соколов), впоследствии святитель и чудотворец Задонский. Отроч монастырь был не только пристанищем для людей, посвятивших себя Богу, но и источником духовно-нравственного просвещения. В 1727 году в монастыре была открыта семинария, а в 1809 году уездное и приходское училища.

В 1918 году монастырь был закрыт, в середине 1930-х годов здания монастыря были разрушены, и на этом месте был построен Речной вокзал. 24 июня 1987 года над Успенским собором вновь был установлен крест. В начале 1994 года при соборе зарегистрирован приход Тверской епархии. Подготовка церкви к богослужению заняла еще несколько лет, и первая Литургия вновь была отслужена в праздник Успения Богородицы в 1998 году, после почти 80-летнего перерыва.

27 августа 2022 года митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Великое освящение собора.

Святыней храма является место погребения святителя Филиппа, митрополита Московского. Отроч монастырь был местом ссылки святителя Филиппа после его низложения. Здесь святитель Филипп 23 декабря 1569 года принял мученическую кончину и был погребен первоначально там же, в монастыре, за алтарем храма. Позже совершилось перенесение мощей в Соловецкую обитель (11 августа 1591 г.) и оттуда в Москву (3 июля 1652 г.).

Ныне в Успенском соборе созидается нижний храм, посвященный святителю Филиппу. Храм сможет принимать молящихся в дни особого почитания митрополита Филиппа Московского.

Пресс-служба Тверской епархии

tvereparhia.ru

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Богородицерождественская церковь в Жерновке, Калининский район
Next post Волонтеры Сбербанка помогли в раздаче воды на Крещение

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы