Основатели храма Анна и род Заборовских в XVI веке. Служители: о. Исайя Родионов – XVII век, О. Михаил Дмитриевский – XIX век, репрессированные в 1932 г. – о. Иоанн Титов, в 1938 г. – о. Генадий Рубцов (последний священник церкви Святой Троицы).
Село Заборовье не расположено на берегах Тьмы, но оно было достаточно тесно связано с монастырями вдоль этой реки. Оно стоит на ровной открытой местности, без каких-то особых естественных красот. Вокруг него было в старину множество деревень, основным занятием жителей было хлебопашество. Храм объединял все деревни в одно целое, “держал” обширную площадь. И ныне, подъезжая к селу, издалека видишь среди полей обветшавший купол каменной Троицкой церкви и шатер колокольни, на котором еще держится старая главка с остатками креста.
Село получило свое название в XV в., когда оно стало вотчиной бояр Заборовских, выходцев из Литвы. Старинное название села – Воскресенское, по названию церкви Воскресения Христова или Уверения Фомы (в первое воскресенье после Пасхи, когда Церковь вспоминает явление воскресшего Христа апостолу Фоме, в храмах в честь Воскресения Христова бывает престольный праздник). Заборовские владели селом до конца XVI в., после чего оно частично было вложено ими в Троице-Сергиев монастырь, а окончательно отошло к нему уже в начале XVII в., после Смутного времени.
Древнейшим письменным памятником, в котором упоминается Заборовье, является Писцовая книга 1548 г., упоминающая большой род Заборовских, отличавшийся большим благочестием – многие его представители приняли монашество перед смертью. В синодике Тутанского монастыря род записан так: “Помяни, Господи… род Заборовских Андрея, во иноках Андриана, Захария, Семена, Василия, Петра, Дея, во иноках Дионисия, Алексея, во иноках Александра, Иоанна, Димитрия, во иноках Дамиана, Исайя, во иноках Сергия, Стефана, Анны, во инокинях Анастасии, Мавры, во инокинях Марии, Домники, Димитрия, инока Симеона, Петра, инокиню Геласию, Наталью”.
Помимо Тутани, помянники этого рода находятся в синодиках Иосифо-Волоколамского и Троице-Сергиева монастырей.
Из этого рода особым благочестием отличались супруги Андрей и Анна Заборовские (+кон. XVI в.), принявшие перед смертью постриг. Анна, во иночестве Анастасия, похоронена в родовом селе под деревянной церковью Воскресения Христова. Место, где она приняла постриг, неизвестно, возможно, это Рождественский на устье Шостки, монастырь, откуда после его разорения престол был перенесен в Тутань. Но, не исключено, что постриг бояре приняли в селе Заборовье и жили здесь до своей смерти. После Смуты от села осталось лишь пустое место, но церковь (тогда она была шатровой) уцелела, вскоре и село было восстановлено усилиями властей Троице-Сергиевой Лавры, приказчика Андрея Иванова (о нем в главе о Тутанском монастыре), и крестьян. В 1664 г. старец Аверкий вложил в церковь села Заборовье Евангелие. На колокольне среди колоколов висел привезенный, видимо, из Ливонии колокол с латинской надписью “O, Santa Maria, Deum cum coelestis, ora pro nobis” (О, Святая Мария, предстоишь Богу, молись за нас”). Долгое время срубленный заново в 1634 г. Воскресенский храм был древнейшим деревянным храмом в Тверском уезде. К сожалению, он погиб от пожара в 1914 году.
Еще до пожара на выставке икон в 1913 году экспонировались прекрасные деисусные иконы из Заборовья, нач. XVI в., вложенные еще Заборовскими. После выставки иконы хранились в частной коллекции под Киевом, и затем исчезли после революции. Есть предание, что иконы были проданы заезжему коллекционеру в 1900-х гг. одним здешним крестьянином, укравшим их из церкви. Он начал строить роскошный каменный дом, целый и ныне, но жить в нем, в связи с революцией 1917 г., хозяину не пришлось.
Каменный храм в честь Святой Троицы с приделами в честь Покрова Богородицы и святой мученицы Параскевы Пятницы сооружен в 1880 году и окончательно отделан и украшен в 1888 г. в память о спасении Царской семьи во время железнодорожной катастрофы. Об этом сообщала надпись на фронтоне храма. Проект этого храма, одного из лучших памятников эклектики в окрестностях Твери, разработал епархиальный архитектор Петр Федоров.
Как большинство храмов в селах, заборовский Троицкий храм не избежал закрытия и разорения. В войну в храм попал снаряд, обрушивший один угол четверика. Тем не менее еще долго после этого храм использовался под склад, пока окончательно не обрушились своды и восстановить храм стало делом почти невозможным.
Тем не менее, несколько лет назад усилиями Лидии Ивановны Романовой, приехавшей в Заборовье на постоянное место жительства, вновь началась молитва в его старых стенах. Увы, до восстановления былого великолепия еще очень далеко.
Лидия Ивановна выпустила несколько материалов, повествующих о селе и живущих и живших в нем людях. Один из них опубликован в газете “Тверские ведомости” (№ 84, 2003 г).
Павел Иванов
Церковь расположена на кладбище на краю села и доминирует в его застройке. В нач. 20 в. В селе существовало два храма. Деревянная Воскресенская церковь 1634 г. (высокий двусветный четверик храма с двумя малыми восьмериками в завершении, трапезная и шатровая колокольня) не сохранилась. Существующая каменная церковь построена на средства прихожан по проекту архит. П.Ф. Федорова, утвержденному в 1867 г. Смету на материалы составил в 1868 г. архит. Нефедьев. В 1874 г., когда стены возвели до сводов, в проект были внесены некоторые изменения: отказались от арок (распалубок?) над окнами в трапезной, а колокольню решили строить на один ярус ниже. В 1880-81 гг. завершили трапезную с двумя приделами (Покрова и Параскевы Пятницы), а в 1884 г. – храм. Здание кирпичное и оштукатуренное, с белокаменными деталями. Характерный для Тверской обл. пример сельской приходской церкви периода эклектики с элементами русского стиля.
Продольно-осевая симметричная композиция включает одноглавый шатровый храм с небольшой полукруглой апсидой, квадратную трапезную и двухъярусную колокольню, завершенную шатром. Нижний ярус колокольни представляет собой четверик, верхний – восьмерик с арочными проемами звона. Деревянные, обшитые железом шатры храма и колокольни увенчаны луковичными главками на цилиндрических барабанах. Фасады четверика, трапезной и нижнего яруса колокольни расчленены гранеными полуколонками с импостами. Между ними расположены арочные проемы, фланкированные филенчатыми пилястрами, поддерживающими архивольты с килями. На фасадах четверика храма импосты несут крупные архивольты, в тимпанах которых помещены круглые медальоны. Средние прясла этих фасадов шире и выше боковых – в них расположены входные проемы. Храмовый восьмерик прорезан арочными окнами, а на углах обработан огибающими лопатками. Каждая грань увенчана тройными кокошниками. Декор второго яруса колокольни в основном повторяет убранство восьмерика храма. Все объемы церкви завершены профилированными карнизами.
Помещение храма со срезанными углами перекрыто восьмилотковым сводом с узкими диагональными гранями. Свод прорезан крупным цилиндрическим купольным барабаном, отвечающим внешнему восьмерику. Апсида перекрыта конхой. Трапезная с двумя сдвинутыми к востоку столбами и подпружными арками имеет трехнефную структуру и перекрыта системой крестовых сводов. Крестовый свод применен также для перекрытия первого яруса колокольни. В северной стене устроена глубокая ниша для лестницы на ярус звона.
В четверике частично сохранились росписи маслом 2-й пол. 19 в. в академической манере, отличающиеся ярким колоритом и оригинальным орнаментом. Роспись в трапезной, возможно, выполнена в 1920 г. При общей ориентации на академические образцы, она отличается нехарактерной для этого направления пастозностью. На Горнем месте главного алтаря расположена трехчастная композиция, центр которой занимает изображение благословляющего Христа на престоле со сферой в левой руке. По сторонам от него изображены святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст (с севера) и московские святители Алексий, Филипп, Петр и Иона (с юга). Рамой для композиции служит живописная декорация в виде аркады на четырех полуколоннах с “византийскими” капителями. Характер декора алтаря отличается от орнаментального решения четверика: возможно, они расписывались в разное время. На алтарной арке, напротив друг друга помещены образы стоящих архангелов. На восточной стене, по сторонам от иконостаса на оливковом фоне помещены ангелы с рипидами, стоящие на облаках. В простенках между окнами барабана находились фигуры апостолов (сохранились Иаков и Матфей). В четверике на стенах сюжеты размещены между окнами: “Беседа Христа с Никодимом”, “Отрок Иисус среди учителей” (северная стена), “Христос в доме Симона Фарисея”, “Лепта вдовицы”, “Введение во храм” (южная). По сторонам от входа на западной стене написаны композиции “Молитва мытаря” и “Молитва фарисея”, причем образ последнего выполнен по томуже образцу, что и аналогичная роспись в церкви в Рождествене Калининского р-на. Композиции заключены в рамы, являющиеся частью богатых орнаментов в виде распалубок над окнами и композициями. В алтарях приделов поверх более ранних композиций, вероятно, в начале 20 в. написаны “Воскресение Христово” (в южном) и “Моление о чаше” (в северном, по оригиналу Ф.А. Бруни). Лучше всего в трапезной сохранилось “Снятие с креста” между окнами на северной стене. Композиция написана очень густыми и крупными мазками. На западной стене фрагментарно сохранилась “Нагорная проповедь”, возможно, исполненная тем же художником. Композиции трапезной заключены в рамы с простым крестообразным орнаментом сухого рисунка, вероятно, выполненного по трафарету. В колокольне по сторонам от входа написаны фигуры ангелов, пишущих в книгах; над входным проемом – Спас Нерукотворный.
Добровольский, с. 50; Журнал 87 заседания…, с. 7; ГАТО. Ф. 160. Оп. 3. Д. 4128; Ф. 466. Оп. 1. Д. 76532, 76632; 77869; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III. № 6802; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2039. Л. 16-19.
По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. – М.: Наука, 1997 – . – (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. – 2006.
Фото. hram-tver. 2011 г.
Православные храмы Тверской земли