Усекновения Главы Иоанна Предтечи церковь в Ивановском (Ивановском-Шишковых), Калининский район

0 0
Read Time:4 Minute, 47 Second

Восемь километров от Анненского вниз по Шостке — село Ивановское Шишковых. Это большое село когда-то было центром огромной вотчины князя Ивана Дорогобужского, одного из потомков тверских князей. В конце XV в. здесь была основана церковь, вероятно, по имени князя Ивана пошло и название села. Род Дорогобужских по мужской линии прекратился в сер. XVI в., но село и вотчина не отошли ни к какому монастырю, а были розданы разным помещикам. Владельцами села стали в нач. XVII в. помещики Шишковы. «За Михаилом Фроловым сыном Шишковым, — сообщает Писцовая книга 1628 г., — полсела Ивановского на реке на Шостке, а на его половине церковь Иоанна Предтечи, а другая церковь Никола Чудотворец, строение помещиково, стоит на ево, вотчинниковой земле». Количество владельцев села увеличилось к сер. XIX в. до трех или четырех, понятно, что они не были большими богачами. Поэтому церкви оставались деревянными, в 1780 году была выстроена двухпрестольная деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом в честь Николая Чудотворца. Эта церковь стояла «в твердости» еще в начале XX в. Стоит она и сейчас, только в совершенно обезображенном виде, а о том, что это здание — церковь, говорят только внушительные размеры сруба и толстенные бревна, из которых он сложен. Таких деревьев в окрестных лесах давно уже нет. В бывшей церкви находилась конюшня, а теперь она просто тихо догнивает, никому не нужная и брошенная. 

Каменная церковь в Ивановском начала строиться в 1877 году, хотя средства на строительство стали собирать раньше. Поскольку приход был беден, то для строительства был использован готовый проект каменной кладбищенской церкви Вознесения в Торжке. Проект был упрощен — без верхнего яруса колокольни, но и в таком виде церковь получилась достаточно эффектной, за счет красивого расположения на местности, с большой луковичной главой, ныне рухнувшей. Над входом в храм располагалась некогда закладная доска, сбитая и затем случайно выкопанная возле храма ныне живущими дачниками. На ней находится надпись: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Основана сия церковь в честь и память святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в 1877 году августа 29 дня при державе Благовернаго Императора Александра Николаевича II-го по благословению Алексия Архиепископа Тверскаго при священнике Иоанне Архангельском при строителе Стефане Григорьеве Кудряшове». 

Церковь строилась в дополнение к уже имевшейся деревянной, и изначально была теплой, отапливаемой. Престол в ней был всего один, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. После закрытия церковь использовалась под склад; когда были разворованы все деревянные части, вплоть до дубовых подоконников, она была просто разбита и заброшена, долгое время в нее заходил скот и стояли днем лошади. В 1990-х гг. состояние здания стало резко ухудшаться, окончательно разрушилась кровля.

Немногие оставшиеся верующие местные жители и дачники, в том числе многодетная семья Печерниковых из подмосковных Химок, уже несколько лет стараются поддерживать относительный порядок в помещении храма, в нем проходят время от времени небольшие службы, молебны, читаются акафисты. Но для ремонта храма нужны большие средства, которыми прихожане в Ивановском, к сожалению, не располагают.

По материалам издания Иванов П.С. Святыни реки Тьмы. – Тверь: издательство “Фактор”, 2008.

 

Церковь стоит к югу от главной улицы села, на кладбище, расположенном на холме, пологий склон которого спускается кр. Шостка. Возведена на средства прихожан в 1879-82 гг. по проекту новоторжского городского архит. С.И. Гребенщикова, взявшего по желанию заказчиков за образец Вознесенскую церковь в Торжке (1851-61 гг.). Храм построен рядом с деревянной церковью (1780-82 гг.) того же наименования с приделом Николая Чудотворца (не сохр.). Обе церкви окружала деревянная ограда с каменными столбами. Кирпичное здание с белокаменными цоколем и деталями оштукатурено. Характерный для Тверской обл. сельский приходский храм в формах эклектики, сохраняющий черты позднего классицизма в объемной композиции и деталях.

Продольно-осевая объемная композиция имеет трехчастную структуру. Четверик с пониженными боковыми частями несет массивный цилиндрический барабан с крупной луковичной главой. Полукруглая апсида и квадратная в плане трапезная с кровлей на два ската ниже четверика. Невысокая колокольня из двух четвериков (нижний вытянут по поперечной оси) завершена цилиндрическим барабаном с луковичной главкой. Декор фасадов лаконичен и прост. Углы объемов закреплены пилястрами. Пониженные части храма завершены щипцовыми фронтонами. Общим мотивом на фасадах служат арочные окна, заключенные в наличники с килевидными архивольтами. На уровне подоконников проемы соединены полкой с прямоугольными лежачими нишками под ней. Сдвоенным окнам южного фасада храма с северной стороны отвечает крупный арочный вход. Над проемами обоих фасадов помещены восьмигранные накладные щиты с круглым ложным окном. Антаблемент основных объемов церкви и фронтоны обогащены поясом сухариков в карнизе. Барабан храма украшен тонкими пилястрами в простенках междуарочными окнами. Довольно необычны фасады второго яруса колокольни с прямоугольными проемами звона, фланкированными парными пилястрами, с филенчатым аттиком над карнизом и тремя кокошниками в завершении.

Основное помещение храма завершено купольным барабаном, опирающимся на четверик при помощи парусов. Широкие и высокие арки соединяют храм с апсидой, перекрытой конхой, с узкими боковыми компартиментами, перекрытыми коробовыми сводами, и с трапезной, завершенной высоким лотковым сводом. Средняя часть в нижнем ярусе колокольни имеет крестовый свод. Боковая южная камера, в которую ведет вход из трапезной, перекрыта коробовым сводом; в северной камере была размещена деревянная лестница на ярус звона.

Фрагментарно уцелевшая масляная настенная живопись, выполненная в 1882 г. и обновленная в 1890-е гг., – типичный пример провинциальной росписи в духе позднего академизма. В куполе изображен Саваоф, в простенках барабана – апостолы, на парусах – евангелисты. Арки декорированы орнаментом. В апсиде сохранились рисованные карниз с сухариками и аркатурный фриз. На своде трапезной изображены “Христос и самарянка” и “Поклонение главе Иоанна Предтечи” (?). Иконостас в формах эклектики не сохранился.

Добровольский, с. 50-51; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16554. Л. 600; Оп. 3. Д. 3516, 3553; Ф. 466. Оп. 1. Д. 78357.

По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. – М.: Наука, 1997 –    . – (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. – 2006.

Фото. Анатолия Максимова. Октябрь 2012 г.

Православные храмы Тверской земли

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Про молитву Николаю Чудотворцу “Изменяющая судьбу”
Next post Тверской митрополит Амвросий: почему Церковь стоит на крови мучеников

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы