В деревне Малышково Кимрского района освящен восстановленный из руин Казанский трехпрестольный храм

0 0
Read Time:7 Minute, 31 Second

Казанский храм в д. Малышково — самый старый из сохранившихся до сего дня на Кимрской земле. Он расположен на правом берегу реки Волги в 15 километрах от г. Кимры. Сельцо Малышково с XVII века становится владением дворян Костомаровых. В 1761 году тогдашний владелец Малышкова Гурий Игнатьевич Костомаров решил построить в своем поместье каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя мучеников Кирика и Иулитты. В 1766 году храм с колокольней был построен и в следующем году освящен. После смерти Гурия Костомарова его супруга Прасковья Кузьминична обратилась с прошением к тверскому архиерею Иоасафу о разрешении построить в храме второй придел — во имя праведнного Алексия, человека Божия. Он был построен в 1789 году.

В 30-х годах XX века храм закрыли и передали его помещения под культурно-хозяйственные цели. Храм постепенно ветшал. Новая жизнь храма началась в июле 2005 года с молебна возле его разрушающихся стен. Затем учащиеся Белогородской средней школы с учителями помогли убрать в храме мусор и выровнять площадку у храма. 25 декабря 2017 года в этом храме была отслужена первая Божественная литургия. Восстановление проводилось с 2008 года.

5 августа, в праздник Почаевской иконы Божией Матери и праведного воина Феодора Ушакова, глава Тверской митрополии митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Великое освящение восстановленной трехпрестольной церкви. Владыка освятил центральный престол — Казанской иконы Божией Матери, северный — преподобного Алексия, человека Божия, южный — мучеников Кирика и Иулитты. На главном освященном престоле, посвященном Божией Матери, архиерей совершил Божественную литургию. Ему сослужили: благочинный Кимрского церковного округа, член Епархиального совета, настоятель собора в честь Преображения Господня г. Кимры протоиерей Евгений Морковин, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Иерусалимская» в п. Белый Городок протоиерей Александр Крюков, настоятель храма в честь Рождества Богородицы в с. Поречье протоиерей Александр Мискин, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Покровское Кимрского района протоиерей Игорь Остаев, настоятель храма в честь Живоначальной Троицы в д. Троице-Кочки протоиерей Михаил Бакун, заместитель благочинного Яхромского церковного округа, настоятель Свято-Духовского храма д. Дубровки протоиерей Димитрий Колупаев, настоятель храма блаженной Матроны Московской г. Лобни протоиерей Афанасий Чорногуз, клирик храма великомученицы Екатерины в Риме иеромонах Кирилл (Порубаев), благочинный Яхромского округа Сергиево-Посадской епархии, настоятель Троицкого собора г. Яхромы священник Сергий Бернацкий, настоятель храма в честь Вознесения Господня г. Калязина священник Георгий Иванов, клирик Кимрского благочиния священник Элизбар Иванов, руководитель административного секретариата Тверской епархии священник Сергий Будков, клирик Орловской епархии священник Артемий Торопов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Алексей Хомутов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов).

На Литургии пел приходской хор под управлением В.В. Чихалиной.

На богослужении молились глава Кимрского муниципального округа А.Н. Лукьянов, жители села, паломники и гости.

После малого входа хор духовенства пропел тропарь Почаевской иконе Божией Матери «Пред святою Твоею иконою, Владычице» напева Успенской Почаевской лавры и кондак «Непроходимая врата» Почаевского распева.

После Евангелия митрополит Амвросий обратился с проповедью:

Из историй про сестер Марфу и Марию мы узнаем больше о себе самих. Ибо мы таковы, что верим и сомневаемся одновременно. Мы можем искать решений и помощи у Бога даже в самых непоправимых ситуациях, а можем погружаться в свое горе и терять всякую нить, выводящую из пучины наших собственных страданий, самокопания и самобичевания. Мы можем радоваться и грустить. Мы любим Бога, и мы столь непоследовательны в своей любви, что часто упрекаем Его. Мы таковы, и Бог это знает и любит нас такими. Об этом нам рассказывают эти сюжеты, между строк которых можно прочесть гораздо больше, чем в самих строках. 

Евангелие способно быть зеркалом, отражающим нас такими, какие мы есть на самом деле, а не такими, какими представляем себя сами. Нужно лишь часто заглядывать в него, чтобы научиться видеть себя и окружающий нас мир через призму Евангелия и не поддаваться на уловки тех, кто пытается заслонить от нас правду о нас же самих.

На сугубой ектении и во время пения Херувимской песни были вознесены прошения о мире, о болящих, о безвинно заключенных митрополите Вышгородском Павле и иных, беззаконно во узах пребывающих, об арестованном митрополите Черкасском Феодосии, об архипастырях, пастырях, монашествующих и верных мирянах Украинской Православной Церкви, от безбожников и лжецеркви (ПЦУ) гонимых. После сугубой ектении была прочитана покаянная молитва о мире и благоденствии Отечества, об избавлении его от тяжких бед и несчастий.

В завершение Литургии глава митрополии поздравил всех, пришедших на соборную молитву, со знаменательным днем освящения храма:

Всех вас сердечно поздравляю с Великим освящением этого святого храма, которое совершилось через несколько десятков лет после его закрытия, а затем и после восстановления. Он был принят в совершенно ужасном состоянии, в руинах. И глядя на фотографии тех лет, в которые этот храм был возвращен Церкви после периода гонений, конечно, восхищаешься трудами тех людей, которые доверили самих себя Богу и решили воссоздать этот дом Божий. Здесь положено немало трудов, а самое главное — засвидетельствована вера этих людей.

Сегодняшнее наше богослужение и молитвенное общение вписано в историю не только этого храма и благочиния, но и нашей епархии. И через годы исследователи истории будут собирать сведения по истории нашей епархии, и там, конечно, будут звучать и ваши имена, но самое главное, чтобы имена тех людей, которые воссоздали этот храм, которые молятся в нём, которые положили многие свои силы, средства и таланты, были написаны Господом в Книге Жизни.

После богослужения митрополит Амвросий преподал благословение каждому, кто молился в храме, и подарил всем по книге «Добро пожаловать в Церковь».

Вместе с благочинным и настоятелем храма митрополит Амвросий осмотрел новую постройку на территории храма.

История храма и описание

Здание церкви выстроено в стиле барокко. Храм типа восьмерик на четверике, перекрытый восьмидольным сводом. Апсида — пятигранная. Трапезная — бесстолпная, с двумя приделами, прямоугольная, перекрытая полулотковым сводом. Колокольня — двухъярусная. Лестница на ярус звона проходила в северо-западной части трапезной. Стены храма внутри и снаружи были оштукатурены, внутренние помещения расписаны изображениями святых. На церкви имелись три главы: на главном храме (с престолом Казанской иконы Божией Матери) и на каждом из приделов трапезного храма (мучеников Кирика и Иулитты и праведного Алексия, человека Божия). Иконостас главного храма был трехъярусным, придельных — одноярусными. Перед Царскими вратами находился деревянный полукруглый амвон с деревянной же решеткой, окрашенной в черный цвет. На ярусе звона колокольни (2-й ярус) находилось 7 колоколов. На одном из них, весом в 15 пудов, имелась надпись, гласящая, что колокол отлит в 1754 году иждивением Гурия Костомарова в Казанский храм села Белый Городок. Этот колокол, как и прочие ценности храма, после его закрытия в 1767 году были перенесены в новопостроенный каменный храм сельца Малышкова.

Возле храма находилось приходское кладбище, огороженное каменной оградой. Здесь же имелась и церковная сторожка. В начале 1900-х годов на приходском кладбище возле храма была построена каменная часовня-памятник. Это сооружение появилось на могиле одного из помещиков Костомаровых.

После Октября 1917 года для Казанского храма наступили трудные времена. Храм стал собственностью государства, а в 1919 году был передан местной властью по договору в ведение местной религиозной общины. На прихожан были возложены обязанности охранять, содержать храм, оплачивать налоги и страховки. Власти оказывали постоянное давление на прихожан, понуждая их отказаться от храма, притесняли служителей церкви. Это принесло свои плоды. В 1930 году священник Иоанн Благовещенский и псаломщик Макар Щавелев вынуждены были оставить службу.

В мае 1932 года на заседании президиума Башаринского сельсовета было принято решение о закрытии храма в Малышкове и о передаче его помещений под культурно-хозяйственные цели. Ходатайство по этому вопросу было направлено в Кимрский райисполком (РИК). РИК на своем заседании поддержал это решение и, в свою очередь, обратился с предложением о закрытии храма в Москву (Московский областной исполнительный комитет). Точной даты принятия решения о закрытии Казанской церкви в Малышкове установить пока не удалось. Вероятно, это произошло в 1933 или 1934 году.

В 1933 году Кимрский РИК на своем заседании постановил сдать бездействующий храм во временное арендное пользование под сливной пункт кимрской конторе «Союзмолоко». В том же году по решению РИКа на кладбище был разобран на кирпич для устройства печей в детском доме каменный склеп-часовенка.

После закрытия храма из него были вынесены иконы и другие церковные ценности, а сам он был использован под нужды местного колхоза, а также сельпо. В Казанской церкви был устроен второй этаж, который занимало правление Гадовского сельпо; на первом этаже расположился склад. В трапезной (где раньше находились приделы) работала пекарня. В 1961 году в здании случился пожар. Ремонт был сделан не полный. Через год или два после пожара сельпо переводится в п. Белый Городок. После того как в Белом Городке была открыта своя пекарня, необходимость пекарни в малышковском храме отпала сама собой. Уже в то время колокольня была разобрана до первого яруса. С тех пор храм постепенно ветшал.

21 июля 2005 года настоятель Иерусалимской церкви п. Белый Городок протоиерей Александр Крюков с прихожанами совершил первый молебен у стен малышковского храма. Осенью того же года сюда прибыла группа учащихся Белогородской средней школы с учителями. Ребята убрали из храма мусор, выровняли земляную площадку (заменившую ныне пол) внутри него, засыпали песком ямки. 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери (престольный праздник храма), протоиерей Александр Крюков отслужил молебен уже в самом храме, после чего состоялся крестный ход, первый за многие десятилетия. С того времени дважды в год, в престольный праздник храма, здесь совершаются молебны и крестные ходы. Казанский храм стал приписным к Иерусалимскому храму п. Белый Городок.

Пресс-служба Тверской епархии

tvereparhia.ru

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Тверской митрополит Амвросий: почему вера может сдвигать горы
Next post Вышел второй фильм из цикла «12 храмов» — «Нило-Столобенская пустынь. Самый посещаемый монастырь XX века»

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы