Пресвятой Троицы собор Троице-Пятницкого монастыря урочище Камень, Весьегонский район

0 0
Read Time:12 Minute, 25 Second

Первоначальный деревянный небольшой храм, как уже выстроенный только от нужды и при том из старого материала, скоро оказался тесен: во все воскресные и праздничные дни он мог вмещать только часть богомольцев, посещавших обитель, а при большом стечении их, многие должны были оставаться на улице. На долю матери Евсевии нала новая забота об устройстве каменного храма. Не имея положительно никаких средств даже и на начало дела, мать Евсевия, с крепкой верой в помощь Божью, весной 1898 года лично обратилась к о. Иоанну Кронштадскому благословить её предприятие.

О. Иоанн, милостиво беседуя с м. Евсевией, расспросил ее об общине и о средствах ее, а когда матушка попросила у него благословение на построение каченного храма, то о. Иоанн заметил ей: “смотри, на построение храма потребуются большие средства, а у тебя их нет”. Мать Евсевия ответила: “батюшка! если вы благословите, то Господь мне поможет и пошлет нужные средства”. Отец Иоанн благословил ее начать постройку храма и сказал: “да будет тебе по вере твоей”, при чем на начало святого дела первый даль начальнице сто рублей.

1898 года, августа 31 дня Параскево-Пятницкую общину обозревал Архиепископ Димитрий (умер в 1907 г. в Казани). Во время служения молебна Его Высокопреосвященство изволил читать акафист св. великомученице Параскеве. После ревизии общины, Владыка посетил начальницу общины приняв участие в предложенной трапезе, внимательно расспрашивал начальницу об общине и о нуждах ее, чем весьма утешил ее. Когда же настоятельница попросила благословения строить новый храм, то Владыка, благословляя ее, сам указал место для постройки храма и окропил его св. водой. Затем, продолжая свой путь, отправился в г. Весьегонск.

Вскоре епархиальным архитектором г. Федоровым был составлен план и проект каменного храма в древнерусском стиле XVII века, а 27 мая. 1899 года, в день Вознесения Господня, перед началом земляных работ отслужен был водосвятный молебен и совершена закладка храма во имя Святой Троицы. Следует заметить, что когда совершали закладку храма, то пошел небольшой дождь, который многими благочестивыми богомольцами был признан за видимый знак благодати Божией начинавшемуся святому делу.

Не имея никаких средств и почти без всякой материальной поддержки со стороны, нелегко чувствовалось начальнице. Все заботы ее, все старания были направлены к тому, чтобы начинание ее увенчалось полным успехом. Несколько ранее закладки храма, мать Евсевия на земле общины в Тарачееве устроила свой кирпичный завод, а один из богатых крестьян И.Я. Куликов, по сочувствию своему нуждам общины, пожертвовал дров из собственного леса на обжигание кирпича, оставалось потратиться расходами на найм мастеров. Местный священник о. МатфиЙ Приселков после богослужения в храме часто обращался к крестьянам и своим словом располагал их потрудиться, кто чем может, для обители.

Сестры общины в первое время постройки храма также обращались к мужичкам за помощью и окружное население, внимая всем этим просьбам, принимало участие в столь настоятельной монастырской нужде. Одни из крестьян вносили свои посильные лепты на построение храма, другие – за дешевую плату, а иногда и бесплатно, – подвозили на своих лошадях кирпич, камни, песок и другие строительные материалы. Таким образом, благодаря всем этим благоприятным для общины обстоятельствам, строительное дело хоть несколько облегчалось.

В течении первого лета, с помощью Божией, под собор забутили бут на 4 аршина в землю, а к осени вывели цоколь и положили на стены два или три ряда кирпича. На второй строительный год (к весне 1900 года) нужно было заготовить материал и продолжать начатое дело, а средств не было. Матери настоятельнице было так трудно, что хоть и дело не начинай. Находясь в крайне стеснительном положении относительно средств, мать Евсевия за богослужением во вторник на пасхе горько плакала и в своей молитве перед чтимой в обители иконой Иверской Божией Матери усердно просила Царицу Небесную помочь выйти из столь тягостного положения и послать милостивых благодетелей. Владычица мира услышала ее молитву. В тот же день после литургии совершенно неожиданно является в общину крестьянская женщина и разыскивает матушку-настоятельницу, а когда эту женщину привели в келии начальницы, то она вручила матушке от одного очень богатого мужичка два пакета с вложением в одном 300 рублей, а в другом — 5000 рублей. Вот неожиданная милость Божия!…

Получив такую крупную жертву и совершенно неожиданно, мать Евсевия немедленно же отправилась в церковь и со слезами благодарности поверглась перед Иверской иконой Божией Матери. Нужно сказать, что начальница к этому новому благодетелю и ранее не однажды обращалась с просьбой помочь ей выстроить храм, но никакой милостыни от него не получала, теперь же он сам предлагал ей весьма большую жертву и через четыре дня после этого скончался. И сие дивно есть, что мужичек этот (раб Божий Платон), как передавала после смерти его подательница пакетов — родная племянница его. вознамерившись сделать жертву на построение храма в Параскево-Пятницкой общине, с вечера приготовил лишь первый пакет с 300 руб., но на другой день утром, отправляя свою племянницу на камень, передал ей для общины и второй пакет с 5000-ю рублей. После такой значительной жертвы, начатая постройка храма не только не приостановилась, но с большим успехом пошла вперед. В последующее время Господь так же посылал жертвователей то прямо в обитель, а то и чрез сестер сборщиц. Так, по неизреченной милости Божией к новой обители и при неусыпных трудах начальницы монахини Евсевии и сестер ее, дело постройки храма быстро продвигалось вперед.

К осени 1904 года храм внешней стороной был окончен постройкой. На построение его употреблено свыше двух миллионов штук кирпича. Храм простирается в длину на 22 сажени, в ширину на 16 сажен и в вышину на 25 сажен поражая всех своей величественностью и архитектурной красотой. Местность, на которой стоит соборный храм, — гористая, а при высоте ее, храм возвышается над окружающим обитель лесом и виден еще на дальнем от обители расстоянии. Семь глав собора увенчаны 3-го октября 1905 г. семью большими вызолоченными крестами, которые представляют собой замечательное зрелище особенно в ясные солнечные дни при восходе и заходе солнца. Кресты пожертвованы С.-Петербургским купцом М.П. Масленниковым (умер в 1908 году). Площадь вокруг церкви вымощена и содержится в образцовой чистоте. Радости матери Евсевии и сестер ее не было конца. Да оно и попятно, при многолетних хлопотах и беспрерывных трудах желание их увенчалось полным успехом. С окончанием внешней постройки храма начались для начальницы новые заботы о внутренней отделке его. В течении 1905 г. стены и своды храма внутри оштукатурены, но отделать одновременно весь храм начальница не могла по неимению средств на это и принуждена была приняться за отделку одного правого придела, чтобы возможно скорее освятить его для совершения богослужения. С каждым праздником прилив богомольцев становился многолюднее и нужда в новом храме стала неотложной. К лету 1900 года правый придел собора был отделан. Он отделен от всего храма красивой стеклянной аркой. Отопление придела духовое с отдельной топкой под полом для фильтрования воздуха. Когда правый придел был вполне отделан, то мать Евсевия лично обратилась к Высокопреосвященному Алексию бывшему Архиепископу Тверскому с просьбой освятить правый придел в соборном храме. Благостный Архипастырь в утешение строительнице выразил желание освятить правый придел вновь выстроенного храма своим святительским освящением назначив, для этого день 20 августа.

1906 года, августа 18 дня Высокопреосвященнейший Алексий, бывший Архиепископ Тверской и Кашинский, в сопровождении о. протодиакона и 2 иподиаконов изволил прибыть в Параскево-Пятницкую общину для освящения правого придела в новом храме. При входе в церковь Владыка был встречен Кашинскими архимандритами Арсением (ныне умерший) и Феофаном и местным причтом, при чем священник Покровский приветствовал Владыку речью, в ответь на которую Его Высокопреосвященство в кратких словах изволил выразить свое удовольствие по поводу того, что Господь привел его в течении 1906 года уже 2-й раз посетить Параскево-Пятницкую общину. После встречи и обычных молитвословий в храме Владыка проследовал в покои начальницы общины, где за вечерней трапезой милостиво беседовал с начальницей и другими лицами, собравшимися на торжество.

Начало торжества в общине было положено Архипастырем совершением 19 августа в церкви св. мученицы Параскевы заупокойной литургии о благотворителях и благодетелях общины. Вечером того же дня совершено было всенощное бдение. На другой день, утром в 9 часу, в приготовленный к освящению придел пожаловал Архиепископ и началось обычным порядком освящение престола в честь и славу Божией Матери, Ее Иверской иконы.

В архиерейском служении приняли участие 2 архимандрита, 1 игумен и 11 священников. Редкий и торжественный обряд собрал массу народа, преимущественно из крестьян, заполнившего обширную площадь вокруг храма. Теплая погода, еще не перешедшая в дождь, как случилось к вечеру того дня, способствовала радостному и молитвенному настроению православного люда.

После освящения храма был совершен обычный крестный ход вокруг него при общей радости. Священник общины о. Николай Никольский в своем слове, произнесенном за литургией и о. архимандрит Феофан в своей речи выразили пожелание, чтобы обитель преуспевала и во внутреннем благоустройстве также, как и во внешнем.

Дни 4 и 5 сентября 1910 года навсегда останутся памятными днями как для сестер Троице-Пятницкого женского монастыря, так и для всего окружного населения.

В эти дни Высокопреосвященнейший Антоний, Архиепископ Тверской к Кашинский изволил освятить два престола в соборном храме обители: главный — во имя Пресвятой Троицы и левый — в честь и славу Св. Великомученицы Параскевы, Св. Великомученика Димитрия Солунского и Всех Святых.

После освящения правого придела в соборе насельницам монастыря чувствовалось гораздо легче, потому что богослужение можно было совершать уже в новом освященном приделе, более обширном и вместительном, чем первоначальный деревянный храм. Теперь, по видимому, можно бы надолго отложить внутреннее устройство остальной части соборного храма. Но нет, неутомимая труженица — матушка игумения, — из любви к созданной ей обители, не могла оставить дорогое дело, которому она посвятила себя. Так, спустя немного времени после освящения правого придела, она, со свойственной ей энергией и не щадя своих слабых физических сил, принимается за окончательное устройство остальных двух приделов и в течении трех лет (с 1907 г. и до 1910 г.), с помощью Божией. великолепно отделала весь храм.

Расположенный на возвышенной в три ступени солее чудный, в главном храме пяти-ярусный, а в приделах трех-ярусный иконостас с вызолоченной резьбой, работы Кашинского кустаря Е.Г. Полушкина. Прекрасная живопись в иконостасе Рыбинского мастера г. Ушакова отличаются особой художественностью. Пол во всем храме устроен из метлахских плиток на бетонных сводах и обращает на себя внимание каждого человека, вошедшего в храм. Церковная утварь очень ценна, например, три дарохранительницы серебропозлащенные стоимостью не менее 2300 рублей; все принадлежности престолов и жертвенников так же очень ценны. Вся эта утварь в изобилии пожертвована разными благотворителями по расположению лично к матушке игумении Евсевии. И Господь Бог благословил благочестивую труженицу видеть и это самое главное освящение всего, устроенного ею, храма.

Торжество освящения храма в Троице-Пятницком женском монастыре ожидалось многими почитателями монастыря и когда настоятельница его подала прошение Высокопреосвященнейшему Антонию об освящении храма Его Высокопреосвященством лично, то Владыка изволил изъявить на это полным согласием, приурочив ко времени освящения храма в монастыре обозрение церквей Весьегонского уезда.

В Троице-Пятницкий монастырь Владыка изволил прибыть 1 сентября в первом часу дня в сопровождении о. ключаря Тверского Кафедрального Собора. Естественно, что весть о приезде Владыки-Архиепископа в монастырь для освящения храма, привлекла массу народа к участию в монастырском духовном торжестве и молитве. В течении дней 2-го и 3-го сентября Его Высокопреосвященство обозревал обитель и занимался, накопившимися за время его ревизии уезда, делами. Но вот наступило и самое торжество. 3-го сентября ко времени обычного звона ко всенощному бдению весь храм был уже наполнен богомольцами. Не находя места в храме народ огромной толпой стоял при входе в него и наполнил собой всю обширную площадь в ограде. В самом соборе богомольцы стояли до такой степени плотной стеной, что пройти между ними не было никакой возможности и только середина храма, где был поставлен стол с церковной утварью и принадлежностями для освящения храма, оберегаемая чинами полиции, оставалась свободной для беспрепятственного совершения богослужения.

С торжественным входом в новый храм Владыки—Архиепископа в начале 7 часа по полудню, началось величественное и умилительное богослужение всенощного бдения с уставным соблюдением всех обрядовых правил. Богослужение отправлялось Пресвятой Троице. Лития была совершена вне храма с осенением со всех его 4 сторон. Богослужение отличалось высокоторжественным характером. Большой сонм священнослужителей во главе со своим Архипастырем, благоговейное чтение и пение, хорошие акустические условия храма, способствовавшие тому, что голоса служащих, читающих и поющих отчетливо раздавались по всему обширному храму, — все это неотразимо действовало на молящихся, возбуждая и возвышая их молитвенное настроение. Елеопомазание до великого славословия совершал сам Архипастырь и народ с благоговением и в порядке прикладывался к иконе. Всенощное бдение окончилось в 11 часу вечера.

Утро 4 сентября началось в монастыре совершением 2-х ранних литургий. В 7½ часов начался перезвон к водоосвящению, которое совершил местный священник Н. Никольский. В начале 9-го часа Его Высокопреосвященство проследовал со славою в соборный храм и, облачившись во все священные одежды, приступил к освящению главного престола. Во время омовения и облачения престола хор певчих сестер монастыря исполнял положенные к чину умилительные псалмы. После облачения престола и жертвенника в священные одежды, о. ключарь окропил стены храма святой водой, а о. архимандрит Филарет помазал их сов. миром. После этого Владыка-Архиепископ со всеми священнослужителями при торжественном колокольном звоне отправился с крестным ходом в соседний храм св. муч. Параскевы за святыми мощами, по перенесении которых несколько частиц были положены Владыкой в серебряном ковчежце под св. престол. Чин освящения престола закончился произнесением о. протодиаконом обычных многолетий.

Божественную литургию на новоосвященном престоле совершил Высокопреосвященный Антоний в сослужении ему тех же лиц. В конце литургии в обычное время Его Высокопреосвященство сказал прекрасное слово на соответствующую торжеству тему. Только в первом часу дня окончилось богослужение в храме, давшее религиозное утешение многим „труждающимся и обремененным“ но и радующимся…

После всего духовного торжества Владыка весьма обрадовал матушку игумению и сестер её участием в праздничной трапезе в кельях матери настоятельницы монастыря.

Освящение второго престола Высокопреосвященнейшим Архиепископом Антонием 5 сентября происходило таким же образом.

По материалам издания Никольский Н. Материалы по описанию Троице-Пятницкого женского монастыря Весьегонского уезда, Тверской епархии. – Весьегонск, 1911.
    

Собор был из красного кирпича. Он имел три входа: с западной, южной и северной. Ступени крыльца были большими и широкими из серого гранита. Пол собора подпирали своды печей, в зимнее время прихожане вставали и молились на теплом полу. Двери были с цветными стеклами (витражами). Со стен на прихожан смотрели большие, в полный человеческий рост, иконы. Пол в соборе был выложен из цветных керамических плиток с разными рисунками, около стен стояли крашеные скамейки.

Собор был разрушен в зиму 1941 на 1942 год. Сначала жгли иконы, не подозревя об их ценности. Многие жители Камня тайком уносили иконы к себе домой. Собор взрывали несколько раз, но все не получалось, настолько качественная была кладка. Тогда решили взрывать потолок и купола. Это удалось. Взорвав потолок, начали взравать стены. Была зима, весь снег метров на 500 был красным от кирпичной пыли.

По материалам издания Наконечная Г.В. Святое место на Тверской земле. – Кимры, 1997.
    


25 сентября 2011 года на месте,где находился Троице-Пятницкий собор был установлен поклонный крест. Место было выбрано на вершине холма на развалинах храма.К Поклонному кресту ведут две проложенные тропы. Благодаря активной помощи граждан, мечта, наконец, воплотилась в реальность. Крест изготовлен Москвиным Евгением Всеволодовичем (безвозмездно),материал для креста предоставил местный предприниматель Терёхин Виктор Николаевич, Никита Кривцов,журналист из Москвы, пожертвовал на мероприятие 1000 р,на которые был сварен из железа каркас, куплен цемент и лак. Самой установкой креста непосредственно занимались Чумин Андрей Борисович и его брат Чумин Игорь Васильевич.

По материалам сайта Память сердца – Троице-Пятницкий женский монастырь

Фото. № 1 с сайта Весьегонской центральной библиотеки имени Д.И. Шаховского

Фото. № 2-4 akozmin_7 из блога в Живом Журнале

Православные храмы Тверской земли

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Святитель Иов Московский и всея Руси, патриарх
Next post В рамках проектов Фонда возрождения порушенных святынь состоялась встреча с благочинным Осташковского округа

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы