Григорково — д. Ивановского с.п., 2 км к Ю.-В. от д. Иваново.
Название от м.л.к.и. Григорий (Григорко) — «бодрствовать, бодрствующий»; «бдительный» (греч.).
Расположена на дороге Иваново — Дюдиково (Брейтово).
Во втором десятилетии XVII в. стала частновладельческой и оставалась таковой до отмены крепостного права в 1861 г, часто меняя владельцев.
К 1646 г. принадлежала на правах поместья Елизару Матвеевичу Нелединскому.
В 1677 г. была в вотчине за Иваном Елизаровичем Нелединским.
В 1745 г, при 2-й ревизии, принадлежала уже двум владельцам: за майором князем Николаем Фёдоровичем Волконским числилось 14 душ, ещё 4 — за лейтенантом Никифором Ивановичем Сьяновым.
К 1782 г., т.е. к 4-й ревизии, была во владении «девицы» Екатерины Дмитриевны Лобковой (39 ревизских душ).
Всё той же «девице» принадлежала и через 30 лет — в 1811 г., а после смерти владелицы в 1827 г. новым барином стал и оставался им до отмены крепостного права губернский секретарь Алексей Дмитриевич Ляпунов.
До 1918 г. являлась центром Титовского прихода. Несовпадение названий Титовского прихода и д. Григорково, на окраине которой и стоит приходская церковь, объясняется тем, что первая церковь, давшая название приходу, размещалась несколько севернее, ближе к д. Титовское.
Памятник архитектуры — церковь Рождества Христова.
Первая деревянная церковь Рождества Христова была построена между 1647 и 1677 гг. и размещалась несколько севернее современной.
Взамен обветшавшей деревянной в 1837 г. была возведена новая кирпичная, оштукатуренная церковь с двумя престолами — Рождества Христова и Благовещения Пресвятой Богородицы. Роспись датируется 1884 г. В 1858-60 гг. вокруг церковного участка сооружена ограда, от которой сохранились гранитные пилоны ворот и кованые железные полотна, увенчанные арочным люнетом.
Является хорошим образцом сельской приходской церкви, выстроенной в стиле ампир, возможно, по типовому проекту.
Церковь была закрыта в 1951 г., но, в отличие от многих других, для хозяйственных целей не использовалась. В 1991 г. храм вновь открылся, ему была возвращена часть изъятых ранее икон, но после этого несколько раз подвергался разграблению мародерами.
По материалам издания Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. – Москва: Ключ-С, 2010.
Церковь Рождества Христова расположена в 1 км к югу от с. Титовское на территории заросшего деревьями кладбища, в настоящее время стоит на северной окраине перенесенной сюда в 1930-х гг. деревни Григорково. Кирпичная оштукатуренная церковь построена на средства прихожан в 1831-37 гг. с использованием одного из образцовых проектов 1824 г. Она была поставлена рядом с двумя деревянными храмами — Рождества Христова 1717 г. и Благовещения 1757 г. Деревянный храм Благовещения в 1837 г. был разобран, а его материал использован для устройства пола в каменной церкви. В 1838 г. в ее трапезной был освящен придел Благовещения, а главный престол освятили лишь в 1849 г. В 1858-60 гг., согласно надписи, высеченной на пилоне ворот, сооружена ограда вокруг церковного участка.
Хороший пример сельской приходской церкви в стиле ампир, отличающейся лапидарностью форм и сохранившей настенную живопись 2-й пол. 19 в.
По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. – М.: “Индрик”, 2013.
Кирпичная, оштукатуренная церковь является хорошим примером сельской приходской церкви, выстроенной в стиле ампир, возможно, по типовому проекту. Здание расположено на северном краю села на погосте. Западная граница церковного участка проходит по красной линии сельской улицы. Церковь построена в 1831-1837 гг., вокруг церковного участка в 1858-1860 гг. сооружена ограда (сохранились пилоны ворот и железная решетка). Компактная и уравновешенная продольно-осевая композиция включает четверик храма со световой ротондой, к которому с востока примыкает полуциркульная апсида, двухстолпную трапезную и трехъярусную колокольню. Храм завершен главкой в виде вазы. Нижний ярус колокольни – прямоугольный, средний – четверик со срезанными углами, верхний цилиндрический, завершен шпилем.
Боковые фасады храма украшены массивными четырехколонными портиками тосканского ордера с фронтонами. Точно такой же портик примыкает к западному фасаду колокольни. Все оконные проемы прямоугольные без наличников. Для усиления пластической выразительности стены апсиды и трапезной обработаны ленточным рустом. Перемычки их оконных проемов обработаны клинчатыми замками. Интересен последний ярус звона, прорезанный своеобразной аркадой на колоннах.
В плановой структуре и конструкциях храма есть некоторые особенности. Вытянутый в поперечном направлении четверик имеет лишь пару свободно стоящих столбов, с запада подпружные арки опираются на пристенные пилоны. Переход от прямоугольного подкупольного пространства к световой ротонде осуществлен при помощи конических тромпов. В рукавах креста перекрытия плоские, расположены выше пят подпружных арок. Апсида перекрыта конхой. Первоначально храм сообщался с трапезной широкой аркой, но во время росписей стен она была заложена. Вместо нее был устроен проход в южной части западной стены. Трапезная перекрыта лотковым сводом, который опирается на стены и два свободно стоящих столба, и перпендикулярным ему цилиндрическим сводом, врезающимся в него крупной распалубкой. В церкви сохранились настенные росписи 1884 г. и фрагменты иконостасов.
К западу от колокольни уцелели ворота с двумя гранитными пилонами и красивыми по рисунку железными полотнами ворот, которые увенчаны арочным люнетом.
ГАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 3270; Ф. 468. Оп. 1. Д. 20438; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2072; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь. 1901. С. 166-167; Краеведческий словарь Весьегонского района Тверской области/Сост.Г.А. Ларин. Тверь. 1994. С. 93.
А.Ф.
По материалам издания Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. – Тверь: Книжно-издательский отдел ОАО “Тверское княжество”, 2002.
Церковь Рождества Христова Титовское (Григорково).
Церковь Рождества Христова, престолы Рождества Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы, постройки 1831. Расписана в 1884 г.
Двухпрестольная ампирная церковь, интересная прежде всего тем, что никогда не подвергалась реконструкции подобно большинству аналогичных храмов (ее трапезная не расширялась). С тех пор как в 1860 году была построена ограда, других перемен храм не испытывал. Двойное название села связано с тем, что храм был построен на погосте Титовском в четверти версты от Григоркова. Со временем погост “врос” в деревню Григорково, увеличившуюся за счет переселенцев из затапливаемых районов. Храм – простой и скромный образец стиля ампир, интересна его колокольня с ажурной беседкой – верхним ярусом и четырехколонными портиками на всех входах в храм. В зимнем приделе уцелел интересный ампирный иконостас (без икон). В холодном храме последние иконы унесены в 2007 году. Сохранился полуразрушенный остов иконостаса.
Сохранилась полностью стенная живопись, выполненная в 1870-1880-х гг. и представляющая последний отголосок монументального стиля (с “синими фонами”), характерного для Никола-Высоки и Любегощ. Она разного качества, но встречаются очень хорошие композиции (Христос и Никодим, Страшный Суд, Илия Пророк и другие).
Живопись в теплом храме представляет собой развернутую иллюстрацию на текст “Верую”. К сожалению, она довольно грубо прописана в 1950-х гг., а потому сильно потеряла в качестве.
Храм был закрыт в 1961 году, но верующие не дали его разграбить и занять под колхозные учреждения. Свято хранилась в селе память о священнике Иоанне Львове, служившем здесь после войны. Титовское – родина священномученика Петра Титова (пострадал в Бежецке в 1937 году). В 1991 году храм открылся, были возвращены иконы. К сожалению, разграбленному мародерами храму не удалось вернуть все его былое убранство.
По материалам мультимедийного издания расота под рушащимися сводами. Учебно-методические материалы для преподавания основ православной культуры. – Тверь: ООО “Издательство “Клевер”, 2007.
Долгие годы хранителем храма был Дёгтев Владимир Петрович, он же являлся председателем приходского совета. Именно этот Человек не дал в советские годы разобрать Церковь, сделать из нее склад овощей, всячески за нее вступался, и был хранителем ее вплоть до прихода Пасеки Александра Ивановича… Уже в 80-е годы, когда началось возрождение нашей Веры – Владимир Петрович каждое воскресенье открывал Божий Храм, прогревал его зимой, и любой житель окрестности знал, что завсегда можно придти в воскресенье, и поставить свечи, помолиться, постоять в близком к Богу месте. К слову, свечи, иконы, книги молебные Владимир Петрович также покупал за собственные деньги (позже – на “справедливую” пенсию от государства), и, зачастую, в Москве или Санкт-Петербурге. И продавал их не с выгодой, а наоборот, все вырученные деньги шли на нужды храма. Ремонтировалось по мере возможности всё – от ступеней в Храм до крыши, от покраски стен до приведения в порядок закинутых могилок наших единоверцев. А в Великие Праздники наши колокольным звоном просветлял окрестности, звонил и радовался каждому Празднику. Селяне, слыша звуки Колокола радовались не менее, и всегда говорили “пока у нас Церковь поёт – будет жизнь”.В Церковь шли, ехали (зачастую на лошадях), и это при том,что в Церкви не было Священника! Люди были благодарны Владимиру Петровичу за то, что он не только сохранил Церковь, но и за то, что каждое воскресенье открывал Божий Храм, и давал обратиться к Господу нашему с молитвами.Владимир Петрович был инициатором того, чтобы к нам в приход поставили Священника, не раз обращался с письмами в Тверскую Епархию. А уж когда пришел к нам в приход Пасека Александр Иванович – тогда Церковь была подготовлена для служб регулярных, позже была затеяна грандиозная реконструкция Церкви, нашлись даже спонсоры, но… Бог забрал к себе Владимира Петровича, и начатый было ремонт прекратился, и с тех пор стоят даже строительные леса, которые возводил сей Человек один, без чьей-то помощи. И так получается,что это был единственный Человек, который заботился о Храме на протяжении долгого времени, ни разу его не покинув.
Александр Дёгтев.
По материалам предоставленным Александром Дёгтевым.
Село Титовское, от Твери 210 верст, от Весьегонска 24 версты.
Церковь Христорождественская, постройки 1831 года, каменная, престола два: холодный Рождества Христова, теплый Благовещения Пресвятой Богородицы.
Церковные документы: опись 1852 года, метрические книги с 1775 года, исповедальные росписи с 1832 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Иоанн Павлович Воскресенский 25-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1900 года.
Диакон Александр Викторович Рождественский 33-х лет, в служении с 1884 года, диаконом с 1888 года.
Псаломщик Николай Петрович Титов 35-ти лет, в служении с 1882 года.
Церковный староста крестьянин Иван Львов Тюкшин, в должности с 1899 года.
Прихожан в селе Титовском, в деревнях: Григоркове, Тебеньках, Старом, Вошкине, Юрьевском, Ещеве, Ананьине, Иван-Погосте, Петровском, Горке, Александрове, Маринине, Арефине, Григорове, Кишкине, Бреневе, Шенском, Чурилове, Погорелове, Вялье, Максимцове – 359 дворов (1175 мужчин, 1425 женщин).
В 1914 году служили: Священник Сергий Плотников 26-ти лет, окончил семинарию, на службе 1 год.
Штатный диакон Александр Рождественский 50-ти лет, на службе 29 лет, в Христорождественском храме 26 лет.
Псаломщик Николай Титов 52-х лет, на службе 31 год, в Христорождественском храме 27 лет.
Прихожан в деревнях: Григорково, Арефино, Иван-Погост, Погорелово, Григорово, Чурилово, Кишкино, Шенское, Вялье, Максимцово, Старое, Ананьино, Вошкино – 954 мужчины и 1236 женщин.
К селу Титовскому приписано в 1830 году село Телятино, в коем две церкви, обе деревянные: 1) холодная, постройки 1855 года, престол один Святой Троицы; 2) теплая, постройки 1792 года, престол один Архистратига Михаила.
Церковные документы: опись 1852 года, метрические книги с 1775 года, исповедальные росписи с 1832 года, план на землю.
В приходе села Титовского находилось 12 часовен: 1) в деревне Титовском, Рождества Христова, деревянная, построенная на месте нарушенного храма, деревянная; 2) на церковной пустоши Крестовоздвиженская, построенная в 1844 году на месте нарушенного Крестовоздвиженского храма и существующего кладбища, деревянная; 3) в деревне Арефине, Святителя Николая, построенная в 1847 году, деревянная; 4) на реке Кесьме, Преподобного Александра Свирского, построенная в 1859 году, деревянная; 5) в деревне Юрьевском, Священномученика Власия, построенная в 1862 году, деревянная; 6) в деревне Старом, Зосимы и Савватия Соловецких, построенная в 1878 году, деревянная; 7) в деревне Григорове, Иоанна Предтечи, построенная в 1865 году, деревянная; 8) в деревне Бреневе, Великомученика Димитрия Солунского, построенная в 1868 году, деревянная; 9) в деревне Иван Погосте, Святой Троицы, построенная в 1862 году; 10) в деревне Погорелове, Пророка Илии, построенная в 1866 году, деревянная; 11) в деревне Горке, Святителя Николая, построенная в 1867 году; 12) в деревне Петровском, Святителя Николая, построенная в 1838 году, деревянная.
По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. – Тверь, 1914.
Фото. № 1 Юрия Верещагина с сайта СОБОРЫ.РУ
Фото. № 2 Виктора Бородулина
Фото. № 3 – 4 Александра Дёгтева
Православные храмы Тверской земли