Баскаки — д. (с.) Ивановского с.п., 2 км к Ю. от д. Иваново. Название от м.л.и. Баскак: «ставящий печать, наместник Золотой Орды» (тюрк.); «дерзкий, решительный » (русск. из тюрк.); «сборщик податей» (тюрк, из араб.) (60; 27).
Расположена в 0,5 км к 3. от р. Кесьмы. Автомобильная дорога Тверь — Весьегонск.
Л.А. Лебедев относит первое упоминание села (в то время деревни) к 1445 г. Эта дата указана в жалованной грамоте императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю. Из грамоты видно, что именно тогда Баскаки были «даны», т.е. подарены в монастырь. Правда, даритель не указан.
Во второй половине XV — нач. XVI вв. село, видимо, было выкуплено у монастыря потомками первого дарителя и к середине XVI в. оказалось в вотчине за Андреем Рыкуновым. После этого оно в качестве приданого перешло к дочери Рыкунова — Дарье Андреевне, в замужестве Маклаковой. Муж последней — Денис Дмитриевич Маклаков, продал в 1585-86 гг. вотчину своей жены вместе с сельцом Приворот и с. (без церкви) Александровское знатному сановнику князю Петру Ивановичу Хворостинину за 400 руб. и «пополнка (в придачу. — Г.Л.) конь сер».
После смерти в 1592 г. князя Петра Ивановича с. Баскаки с деревнями отошло в вотчину его старшего брата — князя Фёдора Ивановича Хворостинина, который около 1607 г. принял постриг в Троице-Сергиевом монастыре с именем Феодосия и через год умер. Было ли с. Баскаки с деревнями передано в монастырь одновременно с постригом Фёдора Ивановича или это было сделано позднее его вдовой княгиней Антонидой, сказать трудно. В 1618 г. княгиня в своей духовной завещает монастырю в обмен на право быть похороненной рядом с мужем многие вотчины. О Баскаках в этом документе говорится как о вотчине, переданной в монастырь «преж сего», т.е. до 1618 г.
В 1714 г. село было передано в вотчину только что основанной Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге, но в 1730 г. вновь возвращено Троице-Сергиевым монахам и оставалось в их вотчине до 1764 г., т.е. до секуляризации церковных земель Екатериной II.
После этого с. Баскаки, как и все бывшие монастырские сёла и деревни, находилось в ведении коллегии экономии и именовалось экономическим, а с созданием министерства государственных имуществ в 1841 г и до освобождения государственных крестьян — государственным. В 1866 г. было подчинено общей системе сельского управления.
Ещё недавно в селе располагался храмовый комплекс, состоящий из деревянной церкви св. Георгия (1858) и каменной Успенской (1862-85) с престолами Успения Пресвятой Богородицы, Святителя Николая, Преподобного Сергия Радонежского. К настоящему времени церковь св. Георгия полностью разрушена.
По материалам издания Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. – Москва: Ключ-С, 2010.
Село известно с 1455 г. как владение Троице-Сергиева монастыря. В течение 16 в. оно находилось в частном владении, несколько раз меняя хозяев (А. Рыкунов, Д.Д. Маклаков, князья Хворостинины). В кон. 16 в. село было пожертвовано княгиней Антонидой Хворостининой Троице-Сергиеву монастырю, которому оно принадлежало до 1764 г. (не считая 1714-30 гг., когда оно было приписано к Александро-Невской лавре), а затем стало экономическим. В 16 в. в Баскаках находился деревянный храм Георгия Победоносца, исчезнувший к нач. 17 в. В 1600 г. на средства прихожан была построена деревянная церковь Николая Чудотворца клетского типа с приделом Екатерины. Предположительно в сер. 17 в. ее заменили новым Никольским храмом с приделом Георгия Победоносца, а в 1733 г. Никольский храм выстроили заново, с большой трапезной, но без придела. По-видимому, в 1760-е гг. сооружена отдельно стоявшая восьмигранная колокольня, которую позднее соединили притвором с Никольской церковью. В 1786-87 гг. построена теплая церковь Георгия Победоносца, которую упразднили в 1844 г, а в 1858 г. заменили новым деревянным храмом, возведенным на средства прихожан под руководством бежецкого мещанина цехового мастера Н.К. Первухина. Эта церковь представляла собой характерный образец скромного сельского храма клетского типа. Продольная композиция складывалась из слегка возвышавшегося четверика, крупной пятигранной апсиды и прямоугольной трапезной. Равные по ширине клети имели скатные кровли из дранки. Стены храма и трапезной были рублены с остатком, апсиды — «в лапу». Нижние венцы опирались на валуны, снаружи срубы были обшиты тесом. Прямоугольные окна церкви обрамлялись простыми дощатыми наличниками. Углы объемов акцентировались пилястрами. В помещениях церкви были плоские перекрытия. Широкий проем между трапезной и храмом имел лучковую перемычку.
Церковь Георгия Победоносца утрачена в кон. 20 в. (в 2004 г. от нее оставались только нижние венцы).
По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. – М.: “Индрик”, 2013.
Село Баскаки известно с XV в., когда оно принадлежало Троице-Сергиевой лавре. Писцовые книги XVII в. указывают на существование в селе деревянного храма. Несколько деревянных церквей сменяли друг друга, иногда их было по две одновременно. В настоящее время храмовый комплекс, расположенный в центре села, состоит из деревянной церкви Георгия Победоносца и кирпичной церкви Успения. Деревянная церковь сооружена в 1787 г., но практически полностью перестроена в 1856 г. по инициативе священника Д.М. Митропольского бежецким мещанином цеховым мастером Н.К. Первухиным.
Деревянная Георгиевская церковь рублена в обло, апсида – в лапу, сруб поставлен на валунный фундамент. Вытянутая по продольной оси композиция памятника состоит из храма клетского типа с пятигранной апсидой и более обширной трапезной. Все объемы одной ширины и покрыты скатными кровлями из дранки. Из-за утраты главы над храмом объемы выглядят почти равновеликими.
Фасадный декор скуп и стилистически нейтрален. Сруб обшит тесом, выступы бревен трактованы как лопатки. Наличники окон простой рамочной формы. Внутри стены отесаны и оштукатурены, перекрытия – плоские.
ГАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 1ЗЗ, 268, 293; Ф. 466. Оп. 1. Д. 77412.; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 159; Лебедев Л.А. Село Баскаки Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1903; Краеведческий словарь Весьегонского района Тверской области/Сост. Г.А. Ларин. Тверь, 1994. С. 91.
А.Ф.
По материалам издания Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. – Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО “Тверское княжество”, 2002.
Село Баскаки, от Твери 210 верст, от Весьегонска 28 верст.
Церковь Георгиевская, деревянная, теплая, постройки 1858 года, с одним престолом Святого великомученика Георгия Победоносца.
Церковные документы: опись 1849 года, метрические книги с 1795 года, исповедальные росписи с 1832 года.
В 1901 году служили: Священник Александр Иоаннович Лебедев 55-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1867 года, награжден в 1886 году набедренником.
Диакон Василий Андреевич Постников 45-ти лет, в служении с 1872 года, диаконом с 1886 года.
Псаломщик Иван Иванович Томилов 22-х лет, окончил духовную семинарию, в должности с 1900 года.
Церковный староста крестьянин Иван Тимофеевич Ульев, в должности 3-е трехлетие.
Прихожан в селе Баскаках, в деревнях: Лукине, Александрове, Суслове, Сбрындине, Привороте, Подлесной, Малышеве, Михалеве, Данилкове, Бору, Чижеве, Борихине, Бухрове, Сенцеве, Копаеве, Волосове – 305 дворов (1094 мужчины, 1241 женщина).
В 1914 году служили: Священник Александр Воскресенский 62-х лет, окончил семинарию, на службе 36 лет, в Георгиевском храме 8 лет.
Штатный диакон Василий Постников 59-ти лет, на службе 27 лет.
Псаломщик Владимир Мерев 51-го года, на службе 16 лет, в Георгиевском храме 10 лет.
Прихожан в деревнях: Маринино, Барское-Александрово, Петровское, Бор, Малышево, Боризино, Чижово, Бренево, Сбрындино, Лукино, Троицкое-Александрово, Суслово, Приворот, Михалево, Волосово, Копаево, Подлесное, Бухрово, Данилково, Сенцево – 1414 мужчин и 1594 женщины.
В приходе сей церкви находилось 9 часовен: 1) близ деревни Михалева, деревянная, святых мучеников Кирика и Иулитты, построенная в 1853 году; 2) в деревне Сенцеве, деревянная, Святителя Николая, построенная в 1854 году; 3) в деревне Подлесной, деревянная, святых мучеников Флора и Лавра, построенная в 1856 году; 4) в деревне Волосове, деревянная, Преображения Господня, построенная в 1859 году; 5) в деревне Бору, деревянная, святых мучеников Бориса и Глеба, построенная в 1862 году; 6) в деревне Чижеве, деревянная, св. Флора и Лавра, построенная в 1862 году; 7) в деревне Копаеве, деревянная, святого пророка Илии, построенная в 1862 году; 8) в деревне Суслове, деревянная, преподобного Сергия Радонежского, построенная в 1862 году; 9) при реке Подемке, деревянная, святых мучеников Бориса и Глеба, построенная в 1896 году.
По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь. 1901., Справочная книга по Тверской епархии. – Тверь. 1914.
Фото. № 1 МОРПЕХ879 с сайта СОБОРЫ.РУ. Фото. № 2 с сайта ГОСКАТАЛОГ.РФ (из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева). Фотограф Дворядкин Д.В. 16 июня 1990 г. Фото. № 3 из издания Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. – Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО “Тверское княжество”, 2002.
Православные храмы Тверской земли