Церковь разрушена в советское время. Сохранилось описание прихода:
С. Понизовье, Понизово – расположено на левом берегу р. Обши, в 10 в. от впадения её в Межу, в 20 в. к западу от г. Белого. Село стоит уединенно от других сел, и ближайшие к нем церкви г. Белого и с. Будина отстоят от него на 20 в.
По предположению некоторых, село существовало еще в языческие времена. Основанием служит следующая легенда, связанная с так называемой “Змиевою горою”, находящейся в ½-версте от села, во владении потомств. дворянина Алексея Ив. Лыкошина. Когда-то в окрестных лесах поселился крылатый змей о двух головах. Сколько ни рубили ему головы, — они отрастали вновь. Наконец змей околел. Настал голод, и от змея пошла зараза. Жители никак не могли зарыть его: он все лежал вверху горы. Наконец один незнакомец дал совет возить землю не в телегах, а в лаптях. После этого змея удалось закопать, а гору прозвали Змиевой. Кто хочет иметь хороших лошадей, тот должен на новый год бросить близ этой горы клочок сена из саней.
Позже, по народному преданию, на Змиевой горе был монастырь, обращенный в католический. Действительно, в привиллегии Владислава IV Льву Кревзе 1634 г. упоминается Понизовский монастырь св. Николая. В переписных книгах Дан. Чернцова да подьячего Феодора Воинова упоминается уже в селе церковь св. Николая: “В Бельском уезде, в Понизовской волости — говорится здесь — за Смоленским шляхтичем за Леонтием Борисовым сыном Лыкошиным село Понизовье, а в нем церковь Николы Чудотворца… К тому ж селу погост – старое церковище, а на нем церковь Воскресения Господня стоит без пения”. Церковь св. Николая упоминается и в окладной книге м. Симеона 1698 г., при чем сбор с неё положен 1 р. с полтиной, и при ней был поп Гаврила.
Неизвестно, какой из храмов начал существовать ранее: монастырь св. Николая или стоявшая на погосте церковь Воскресения Христова. Но, вероятно. церкви эти существовали в разных местах: тогда как монастырь св. Николая находился на Змиевой горе, — церковь Воскресения стояла, быть может, в пустоши Ляпине, на правом берегу р. Обши, в 12 в. от села и в 10 в. от г. Белого, где причт доселе пользуется 36 десят. земли. По преданию, здесь храм существовал ранее, чем в Понизовье. В церковной летописи сказано, что монастырь св. Николая и церковь в Ляпине (по нашему предположению, Воскресенская) разрушены при нашествии Литвы, в XV и XVI в. Когда местность вновь присоединена к России, храм здесь был возобновлен. В родословной дворян Березовских записано: “Василий Ильич Брезовский родился 1715 г. января 26 дня. Крещен в с. Лапонине, что попросту называется Ляпиным”. Другой рукой приписано: “скончался в 1791 г… погребен в с. Понизовье”. Старожилы помнят еще часовню, стоявшую на месте бывшей в 1715 г. церкви в Ляпине. По преданию, церковь эта была деревянная, небольшая.
В самом селе Понизовье 11 февраля 1745 г. устроена была полковником Алексием Лыкошиным деревянная церковь во имя Успения Пр. Богородицы, с приделом св. Николая Чуд. Церковь эта, упоминаемая в 1780 г. (вокруг неё была деревянная ограда), разобрана в 1804 г.
Нынешняя каменная, с такой же колокольней и оградой, шестиглавая церковь во имя Воскресения Христова, с двумя приделами: южным — во имя Успения Пр. Богородицы и северным — во имя св. Николая Чуд. – устроена майоршей Евдокией Михайловной Лутковской в 1787 г. и освящена в 1805 г. Она имеет в высоту не менее 15 саж. Главная церковь имеет три света, придельные — по два.
Достопримечательности храма: 1) Чтимая большая икона св. Николая Чуд. в серебряной ризе 1678 г.; вес ризы 8 ½ ф. 2) Большая икона “Коронование Пр. Богородицы” в медной, посеребренной ризе, оставшаяся от времен католичества и униатства. 3) Найденный близ Змиевой горы, в топком месте, во второй половине ХIХ в. колокол, весом около 2 пуд., продолговатой формы, с надписью на нем: “Soli Deo Gloria Me Fecit Jochim Walter in Rica anno 1677”. Колокол этот висит на колокольне. 4) Дароносный крест из желтой меди, в нем такой же потир с лжицею и квадратный ящик для помещения Св. Даров. 5) Продолговатая оловянная напрестольная дарохранительница. 6) Евангелие 1741 г., в черном бархате, обложенное в средине и по углам серебром. 7) Евангелие 1789 г., в зеленом бархате, обложенное серебром, с священными изображениями.
Причт в 1747 Г. состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря; в 1774 г. — из священника, диакона и двух причетников; с 1895 г. в селе два священника.
В приходе в 1747 г. было 78 дворов, в 1767 г. — 145 дворов. В 1915 году прихожан: в селе Понизовье, в Нижнем приходе в сельцах: Холме, Ильине, в деревнях: Песке, Ерменеве, Алферове, Потахах, Попкове, Мглаи, Морозове, Меже, Гряде – 313 дворов (1060 мужчин, 1008 женщин); в Верхнем приходе в сельцах: Сопоти, Ново-Ивановском, в деревнях: Старо-Бохове, Ново-Бохове, Прудне, Починке, Селище, Пящине, Запольках, Новгородове, Козельчиках, Лянине, Лаврове, Холме, Куракине, Заболотье, Кулакове – 304 двора (1247 мужчин, 1258 женщин). В обоих приходах – 617 дворов (2307 мужчин, 2266 женщин).
В селе две школы: земская, с 97 учениками, и школа грамоты для девочек, с 30 учащимися (последняя с ноября 1901 г.).
По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. – Смоленск, 1915.
Православные храмы Тверской земли