Троицы Живоначальной церковь в Княжихе, Бежецкий район

0 0
Read Time:3 Minute, 21 Second

Церковь в стиле позднего классицизма построена в 1825 г. Кирпичное оштукатуренное здание расположено в километре от деревни, на погосте. В настоящее время утрачено завершение четверика храма и верхние ярусы колокольни. Высокий двухсветный четверик, вероятно, завершался световой ротондой. С запада к нему примыкает небольшая трапезная и колокольня. Боковые фасады четверика украшены четырехколонными портиками с трехчетвертными колоннами тосканского ордера. Углы обработаны рустом. Своеобразны элементы декора первого яруса колокольни в виде крупных накладных досок и замковых камней в виде кронштейнов в полуциркульных арках проемов.

ГАТО. Ф. 160. Оп. 4. Д. 2170, 2181; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь,1901. С. 130.

А.Ф.

По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. — Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО «Тверское княжество», 2002.

Расположена в 300 м к востоку от села, у дороги Бежецк-Максатиха, к которой обращена северным фасадом. Построена в 1816-25 гг. в вотчине графа В.Г. Орлова по проекту тверского губернского архит. Н.Н. Легранда на средства «купеческого сына» г. Торжок Ивана Кузьмича Гарманова и других прихожан рядом с деревянной церковью Иоанна Милостивого 1774 г. (не сохр.). В трапезной размещались два придела: Иоанна Милостивого и Всех Скорбящих Радости. В 1873 г. возвели валунную ограду с железными решетками. К настоящему времени утрачены венчающий объем храма (вероятно, круглый барабан с куполом) и верхние ярусы колокольни. Здание кирпичное, оштукатуренное с широким применением белого камня в деталях. Хороший образец сельской приходской церкви в стиле зрелого классицизма, отличающейся характерными для Легранда приемами композиции и декоративными формами.

Компактную продольно-осевую композицию церкви составляют четверик храма с чуть более узкой полукруглой апсидой, равная ему по ширине, близкая к квадратным очертаниям трапезная и четверик первого яруса колокольни. Фасады храма украшены четырехколонными пристенными портиками тосканского ордера. В среднем интерколумнии расположен дверной проем, в боковых — окна. Прямоугольные проемы акцентированы арочными архивольтами, над которыми помещены горизонтально вытянутые ложные окна второго света. Последние заключены в рамочные наличники и расписаны под столярное заполнение на шесть квадратов. Пологие треугольные фронтоны портиков обогащены мутулами. Углы четверика обработаны сильно выступающими широкими рустованными лопатками. Апсида, которая из-за понижения рельефа покоится на высоком цоколе, покрыта ленточным рустом и прорезана тремя прямоугольными окнами с полукруглыми архивольтами. Между световыми проемами расположены ложные окна. И те и другие на уровне перемычек объединены полочкой. Фасады трапезной в центре имеют трехчастное окно типа серлианы с ложными боковыми проемами, на фланговых ризалитах находится по одному прямоугольному окну С тонко профилированными подоконниками и сандриками-полочками. Углы трапезной обработаны ленточным рустом, а стены завершены профилированным карнизом. Довольно необычно решены фасады нижнего яруса колокольни. Они прорезаны прямоугольными входными проемами и полукруглыми окнами, заглублеными в единые вертикальные арочные ниши с профилированными архивольтами. Выше помещен эффектный замок в виде каннелированной волюты, а по сторонам — круглые рельефные медальоны. Углы объема акцентированы огибающими рустованными лопатками, усиливающими живописную светотеневую моделировку фасадов.

Угловые пилоны бесстолпного храма несут арки и паруса, на которые опирается кольцо утраченного барабана (вместо него сейчас плоское перекрытие). Широкий арочный проем ведет из храма в апсиду, перекрытую конхой, а более узкий — в трапезную. Ее бесстолпное помещение перекрыто лотковым сводом со щековыми распалубками над проемами. В нижнем ярусе колокольни — крестовый свод. Кирпичная лестница, которая вела на второй ярус колокольни, расположена в южной части западной стены трапезной и имеет наружный вход.

В храме и апсиде остались фрагменты клеевой стенописи высокого художественного качества, выполненной в кон. 1840-х гг. в стиле классицизма. Выразительна по композиции много фигурная сцена в люнете северной стены, изображающая передачу Христом ключей от рая апостолу Петру. В южном люнете помещена композиция «Отрок Иисус среди учителей в храме». Обе композиции окаймлены гризайльным карнизом с растительным орнаментом и розетками. На парусах изображены евангелисты. Композиция «Жертвоприношение Авраама» на стене апсиды не сохранилась.

Добровольский, с. 130; Памятники архитектуры…, с. 76; ГАТО. Ф. 160. Оп. 4. Д. 2162, 2176, 2181; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III. № 6262.

По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. — М.: Наука, 1997 —    . — (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. — 2006.

Фото. Анатолия Максимова. Апрель 2015 г.

Православные храмы Тверской земли

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Святитель Тихон (Беллавин) Московский и всея России, патриарх
Next post Спаса Нерукотворного Образа церковь в Константинове, Бежецкий район

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы