Рождества Христова в Стане (Николо-Стане), Удомельский район

0 0
Read Time:8 Minute, 51 Second

По дороге в Котлован из Удомли проезжаешь деревню Стан. Перед деревней, с правой стороны, за протокой, находится тополиная роща. В роще ещё можно увидеть несколько надгробий бывшего кладбища, а также остатки фундамента и осколки кирпича и штукатурки на том месте, где стояли церкви. Удомельско-Никольский погост расположен в геометрическом центре района и является одним из древнейших. Село Николо Стан в новгородские времена было центром обширной волости Удомля, и уже в 1478 году упоминается погост в Стане.

У К.А. Неволина в издании «О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке» имеется выписка из Писцовой книги Бежецкой пятины от 1582-1583 гг.: «Погост на озере на Удомле. А на погосте церковь Никола Чудотворец, да придел Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа…»

По информации Н. Архангельского из «Истории Удомельского района»: «Погост располагался там, где река Съежа вытекает из озера Удомля… Позже этот погост стал называться Никольско-Удомельским, а село при нём – Николо-Станом».

Согласно статистическому сборнику «Тверская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г.» в 1859 году в селе Николо-Стан было две церкви.

По данным «Тверского епархиального статистического сборника за 1901 год»:

Погост Удомельский Николаевский, от Твери 150 верст.

Христорождественская церковь, построена в 1730 году, деревянная, престола два: в холодной Рождества Христова, в теплой Преподобного Александра Свирского.

Церковные документы: опись 1880 года, план на землю.

В 1901 году служили: Священник Николай Малинин 38-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1885 года, священником с 1886 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы.

Диакон Георгий Иоаннович Худяков 32-х лет, диаконом с 1892 года.

Псаломщик Иоанн Никольский 47-ми лет, в должности с 1885 года.

Церковный староста крестьянин Аггей Аггеев Марков, в должности первое трехлетие.

Прихожан в сельцах: Лубенкине, Гарусове, в деревнях: Окулове, Васильеве, Ряду, Ванюнкине, Лукине, Щеберине, Порожках, Медведкове, Саминой Горе, Сухареве, Вакарине, Мошной Горе, Стенецком, Мостах, Рудневе, Юрьевой Горе, Выгоне, Ясинах — 416 дворов (1247 мужчин, 1452 женщины).

По данным «Справочной книги по Тверской епархии за 1915 год»:

В 1915 году служили: Священник Димитрий Петропавловский 40-ка лет, окончил семинарию, на службе 14 лет, в Богоявленском храме 13 лет.

Штатный диакон Георгий Худяков 49-ти лет, на службе 22 года, в Богоявленском храме 14 лет.

Псаломщик Иван Климин 22-х лет, на службе 1 год. До него служили Григорий Никольский сменивший Ивана Никольского, после смерти Григория Никольского его сменил Николай Ильгорский служивший до 1914 года.

Прихожан в деревнях: Стан, Выгон, Акулово, Васильево, Ряд, Ванюнкино, Заречье, Щеберино, Лунино, Порожки, Лишняя Гора, Медведково, Сотина Гора, Сухарево, Вакорино, Стеницкое, Мосты, Рудеево, Юрьева Гора, Ямны — 1326 мужчин, 1418 женщин.

В приходе сей церкви находилось три часовни: 1) в деревне Ряду, Преподобномученицы Анастасии, деревянная; 2) в деревне Сухареве, Святителя Димитрия Ростовского, деревянная; 3) в деревне Мостах, Святителя Митрофана Воронежского, построена в 1883 году, деревянная

По одним данным деревянная церковь была ликвидирована в начале ХХ века из-за ветхости, по другим данным Христорождественская церковь сгорела еще в начале ХХ в., но её внешний облик, к счастью, мы можем увидеть и сегодня на картине художника В.К. Бялыницкого-Бируля «Серый день».

По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. Тверь, 1915., Аксёнов В.И. Православные храмы Удомельской земли. Историко-художественное издание. — Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2008., материалам Татьяны Петровой со странички Привет!ру
    

Удомельский Николаевский погост на рубеже XVIII- XIX вв.

Имеющиеся в Тверском государственном архиве дела на период 1763 – 1793 гг. уже в своих заголовках ничего особенного из себя не представляют. Это обычные для того времени тяжбы, жалобы на проступки духовенства и прошения о перемещении по службе. Примером таких могут служить дела: «О причинении священником Дмитриевым майору Сысоеву обид» (1769 г.), «О дозволении дьячку Лукианову владеть полною дьяческою долею» (1777 г.)4, «О утверждении священника Дмитриева в должности сей в оном селе» (1782 г.) и т.д.

Самый интересный период в делах Удомельского погоста начинается в 1793 г. с дела «О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Николаевском погосте деревянную церковь переправить». Две церкви в Удомельском Николаевском погосте существовали достаточно давно, особенно по меркам того времени. Были они деревянными и располагались рядом друг с другом. Первый храм в честь Святителя Николая Чудотворца с приделами Богоявления Господня и преподобного Сергия Радонежского построен в 1720 г. Стоявший же рядом храм в честь Рождества Христова с приделом преподобного Александра Свирского выстроен в 1733 г. Отметим немаловажный факт, что оба храма располагались совсем близко друг от друга – в последующем расположение церквей изменится.

Христорождественская церковь к 1793 г. обветшала весьма серьёзно. Была она «теплой» — т.е. не отапливалась и богослужения в ней проводились в холодное время года. В своём прошении прихожане погоста отмечают, что «строением церковь состоит в твёрдости», но в основании храма «бревна покривились на одну сторону», а посему они приняли решение «оную церковь вывесив, подвести новым лесом и камнем фундамент… и полы вновь вымостить, перекрыть главы… и обшить тёсом».

Прошение составили на имя Тверского архиепископа Иринея, который 14 июня прошение рассмотрел и «изволил предписать о переправке Вышневолоцкаго уезда Николаевскаго Удомельского погоста покривившейся от согнития исподних брёвен теплой Рождественской деревянной церкви от здешняго духовнаго правления дать того погоста священнику с прихожане указ».

Церковь исправили быстро. И снова, кроме будничных дел, в документах прихода мы ничего не находим. Чаще всего это дела о местах и вакансиях причетников: «О утверждении за учеником Смирновым диаконского места» (1802), «О переведении пономаря Алексеева в оное село» (1805), «О определении ученика Петровского во дьячка» (1806).

Удомельский Николаевский приход был небогат. Крупных каменных усадеб в приходе не было, так же как и серьёзных вкладчиков. Хотя стоял погост на довольно обжитом и оживленном месте. По соседству располагались Удомельский Иоанно-Богословский погост, на месте и рядом с которым в старину было два монастыря, довольно близко располагались Покровский Тихомадрицкий погост и село Островно. И всё же каменный храм в Удомельском погосте появляется раньше, чем в соседних приходах.

Представление о погосте и его окрестностях даёт «Описание Вышневолоцкого уезда», составленное в начале XIX в. Принадлежала храму «писцовая церковная земля Села Стана церкви Святителя Николая Чудотворца священно и церковнослужителей по обе стороны реки Съ эжи (так в тесте названа река Съежа – Д.И.) и при озерах Удомля и Песве, земля иловатая, урожай всякаго хлеба и сенные покосы средственны, лес дровяной березовой и осиновой».

Само село Стан значилось коллежской асессоршей Ольгой Алексеевной дочерью Балкова. Описывалось оно так «село при озере Удомле, две церкви деревянные: 1-я Святителя Николая Чудотворца с приделом Богоявления Господня и Сергия Радонежскаго Чудотворца. 2-я Рождества Христова с приделом Александра Свирскаго Чудотворца. В оном селе каждогодно бывает ярмонка июня с 18 по 21 число, на которую приезжают купцы из городов Твери, Вышняго Волочка, Торжка, Бежецка, Валдайска, Борович, Весигонска, Устюга, Кашина и Калязина, шелковыми, бумажными и шерстяными тканями, кожевенных товаров, серебряными, медными, оловянными и железными мелочными изделиями, а крестьян с хлебом, съестными припасами, с деревянною и глиняною посудою и с крестьянскими изделиями».

Судьба церкви Рождества Христова.

Деревянный Христорождественский храм был известен на картинах художников, творивших в этих местах, достаточно давно. Художник Бялыницкий-Бируля оставил два изображения храма на картинах «Церковь на берегу озера Удомля, 1905 г.» и «В конце зимы, 1907 г.».

Кроме картин, до наших дней дошло и словесное описание храма. Уже известная нам опись 1880 г. приводит следующие сведения о внешнем облике и интерьерах храма: «Церковь деревянная на каменном фундаменте, длиною восемь сажень и три четверти и шириною четыре сажени с тремя четвертями, на высоту точно определить невозможно. Стены церкви изнутри обиты шпалерами, а снаружи обшиты тесом и окрашены охрою. В этой церкви в холодной половине один престол во имя Рождества Христова, а в теплой один же с левой стороны во имя Преподобнаго Александра Свирскаго чудотворца. Столпов в ней нет, а верх утвержден на стенах с потолками и в той и в другой частях. Пол во всей церкви и в олтарях деревянный не крашенный. Во всей церкви одиннадцать окон… На церкви две главы покрыты белою жестью. На главах восьмиконечные кресты из сосноваго дерева обитые белой жестью, а на главной крест укреплен 4-мя железными цепями».

Христорождественская церковь являлась одним из немногих древних деревянных храмов Вышневолоцкого уезда. «Сия церковь выстроена иждивением прихожан в 1730 г. и освящена в том же году», — записано в описи. Освящение церкви можно датировать летом 1730 г. – в придельном алтаре был антиминс «священнодействован Феофаном архиепископом Новгородским и Великолуцким в 1730 г. мая 2 дня». Хранились в храме и другие старинные предметы.

Например, иконостас церкви был «гладким с прорамками позлащенными на гульфарбу, а тело окрашено зеленою краскою в два яруса». По правую сторону имелась икона Рождества Христова, а по левую – Знамения. Самое старое Евангелие «построенное приходскими людьми в Москве» датировано 20 марта 1748 г. В библиотеке храма хранилась «печатная книга, данная от графа Аракчеева для поминовения с перечислением его рода 20 мая 1800 г.».

Естественно, что старинный храм на берегу удомельского озера вызывал немалый интерес не только художников, но и ценителей древностей. Начало XX века – период расцвета интереса к памятникам старины. И поэтому, когда у священнослужителей погоста возникло желание разобрать ветхий храм, то Тверская духовная консистория, сделав фотоснимок, испросила разрешения на слом храма у Императорского Археологического общества.

25 июля 1902 г. снимок отослали, а 31 июля информацию рассмотрели на заседании Археологического общества, которое состоялось под председательством графини П.С. Уваровой. Решено «просить сообщить маршрут для поездки, с целью осмотра означенной церкви». Консистория маршрута не сообщила, а выдержав некоторое время, 4 марта 1904 г. послала ещё один запрос в Археологическое общество «не признает ли оно возможным доставить свое заключение по отношению Консистории от 25 июля 1902 г. относительно предполагаемой сломки деревянной церкви». В ответ на этот запрос решено «просить А.Ф. Мейснера, взявшего на себя поездку, осмотреть храм в возможно непродолжительном времени».

Храм так и не был сломан. Но моменты, связанные с решением его судьбы, возможно, и повлияли на решение В.К. Бялыницкого Бируля написать картины с видами деревянного храма в 1905 и 1907 гг. Так же и в 1908 г.(?) появилась картина Н.М. Аксакова «Николо-Стан» с изображением деревянной Христорождественской церкви. По свидетельству известного удомельского краеведа Н.А. Архангельского «церковь в начале XX века была перевезена в д. Ряд, но там не была восстановлена».

Кстати, в д. Ряд была в конце XIX в. «часовня во имя св. преподобномученицы Анастасии Римляныни, деревянная, четырехугольная, одноэтажная с крыльцом с западной стороны, с деревянными осмиконечными крестами, обитыми жестью, покрыта и обшита тесом, крыша красною краскою, а стены черною, посреди деревни длиной и шириной три сажени».

Христорождественская церковь исчезает из церковных документов в 1910 г., благодаря чему мы можем определить период разбора храма и перевоза его в д. Ряд крайними датами 1907-1908 гг. – изображение на картине В.К. Бялыницкого-Бируля и Н.М. Аксакова и 1910 г. – отсутствием упоминания храма в Клировых ведомостях.

Денис Ивлев

По материалам сайта прихода Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево

Фото. № 1 со странички Привет!ру

Фото. № 2 из архива ЦИАМ ф.454 оп.3 д.92 Л.57 предоставлено Носиковым С.П.

Православные храмы Тверской земли

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Святой князь Михаил Ярославич Тверской: дни жизни
Next post Священномученик Александр Вершинский, протоиерей

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы