Богоявления Господня церковь в Стане (Николо-Стане), Удомельский район

0 0
Read Time:11 Minute, 9 Second

По дороге в Котлован из Удомли проезжаешь деревню Стан. Перед деревней, с правой стороны, за протокой, находится тополиная роща. В роще ещё можно увидеть несколько надгробий бывшего кладбища, а также остатки фундамента и осколки кирпича и штукатурки на том месте, где стояли церкви. Удомельско-Никольский погост расположен в геометрическом центре района и является одним из древнейших. Село Николо Стан в новгородские времена было центром обширной волости Удомля, и уже в 1478 году упоминается погост в Стане.

У К.А. Неволина в издании “О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке” имеется выписка из Писцовой книги Бежецкой пятины от 1582-1583 гг.: “Погост на озере на Удомле. А на погосте церковь Никола Чудотворец, да придел Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа…”

По информации Н. Архангельского из “Истории Удомельского района”: “Погост располагался там, где река Съежа вытекает из озера Удомля… Позже этот погост стал называться Никольско-Удомельским, а село при нём – Николо-Станом”.

Согласно статистическому сборнику “Тверская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г.” в 1859 году в селе Николо-Стан было две церкви.

По данным “Тверского епархиального статистического сборника за 1901 год”:

Погост Удомельский Николаевский, от Твери 150 верст.

Богоявленская церковь, построена в 1872 году, каменная, престола четыре: в холодной: Богоявления Господня и Великомученика Пантелеимона, в теплой: Святителя Николая и Преподобного Сергия Радонежского.

Церковные документы: опись 1880 года, план на землю.

В 1901 году служили: Священник Николай Малинин 38-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1885 года, священником с 1886 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы.

Диакон Георгий Иоаннович Худяков 32-х лет, диаконом с 1892 года.

Псаломщик Иоанн Никольский 47-ми лет, в должности с 1885 года.

Церковный староста крестьянин Аггей Аггеев Марков, в должности первое трехлетие.

Прихожан в сельцах: Лубенкине, Гарусове, в деревнях: Окулове, Васильеве, Ряду, Ванюнкине, Лукине, Щеберине, Порожках, Медведкове, Саминой Горе, Сухареве, Вакарине, Мошной Горе, Стенецком, Мостах, Рудневе, Юрьевой Горе, Выгоне, Ясинах – 416 дворов (1247 мужчин, 1452 женщины).

По данным “Справочной книги по Тверской епархии за 1915 год”:

В 1915 году служили: Священник Димитрий Петропавловский 40-ка лет, окончил семинарию, на службе 14 лет, в Богоявленском храме 13 лет.

Штатный диакон Георгий Худяков 49-ти лет, на службе 22 года, в Богоявленском храме 14 лет.

Псаломщик Иван Климин 22-х лет, на службе 1 год. До него служили Григорий Никольский сменивший Ивана Никольского, после смерти Григория Никольского его сменил Николай Ильгорский служивший до 1914 года.

Прихожан в деревнях: Стан, Выгон, Акулово, Васильево, Ряд, Ванюнкино, Заречье, Щеберино, Лунино, Порожки, Лишняя Гора, Медведково, Сотина Гора, Сухарево, Вакорино, Стеницкое, Мосты, Рудеево, Юрьева Гора, Ямны – 1326 мужчин, 1418 женщин.

В приходе сей церкви находилось три часовни: 1) в деревне Ряду, Преподобномученицы Анастасии, деревянная; 2) в деревне Сухареве, Святителя Димитрия Ростовского, деревянная; 3) в деревне Мостах, Святителя Митрофана Воронежского, построена в 1883 году, деревянная.

Судьба Богоявленской церкви оказалась печальной. В 30-е годы ХХ в. ей пришлось разделить судьбу огромного количества православных храмов нашей страны: церковь была разрушена в 1936 году (были обнаружены осадки фундамента и трещины, опасные для дальнейшего использования здания). Кирпич был использован на строительство зданий в городе Удомле, в частности для строительства второго этажа средней школы № 1, что находится около железнодорожного вокзала.

11 августа 1936 года Удомельским райисполкомом принято решение о закрытии николо-станской церкви.

Но осуществить это решение оказалось не так-то просто: верующие люди, прихожане храма, не захотели мириться с уничтожением святыни, они боролись за свой храм, как могли.


Из материалов Дела о закрытии храма в с. Николо-Стан:

1. “От церковного совета Николо-Станской общины Юрьево-Горского сельского совета Удомельского района во ВЦИК.

До верующих нашей общины дошли сведения, что в Калининском облисполкоме состоялось постановление о закрытии церкви нашей общины. Это известие произвело на верующих удручающее впечатление, никто из верующих не хочет верить, что постановление Калининского облисполкома, как грубо нарушающее 124 статью основных законов СССР, будет утверждено Центральной властью.

По мнению членов общины, постановление (Л. 5. Об.) облисполкома о закрытии нашей церкви возможно объяснить только тем, что местной районной властью были представлены в облисполком какие-либо сведения не соответствующие действительности.

Ввиду изложенного верующие общины, которых по последней регистрации в общине числится 879 человек, … поручили церковному совету вновь обратиться к Центральной власти с просьбою, что бы Николо-Станский храм остался за общиной верующих.

Исполняя вышеизложенное поручение, Церковный совет со своей стороны так же просит Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет оставить Николо-Станский храм, как общественное здание, необходимое для осуществления религиозных потребностей верующих в распоряжение общины.

1937 г. апреля 12 дня. Члены церковного Совета: Григорий Алексеев, Архипова Параскева, Александра Архипова, Александр Марков…”

2. “3 марта 1937 г. Во ВЦИК Калининской области Удомельского района деревни Ряда колхозниц заявление.

У нас в Удомле решили построить образцовую школу и на постройку её наметили на материал разрушить нашу Николо-Станскую церковь; но чтобы её взять, нужно добровольное согласие нас, верующих. Наш колхоз д. Ряда самый большой из общины, около 150 домохозяев. Вот с нашего колхоза учителя и начали. Первый раз приехали и сделали собрание, предложили нам добровольно отдать церковь нашу на постройку школы, ложно уверяя нас, что все прочие колхозы уже подписались; но мы категорически сказали, что церковь построена на наши тряпки (так!) и она нам нужна и мы не отдадим её. Потом учителя приехали и ходили по домам и спрашивали, нужна ли школа не упоминая о церкви; конечно, многие, у кого есть дети, говорили, что нужна и подписывались. … школьников заставляли подписываться, но один из молодых людей вошёл к ним и указал на незаконные их действия, что малолетние не могут решать религиозных вопросов. Не прошло и нескольких дней, опять приехали и созвали одних мужчин, но вместе с мужьями пришли и мы женщины; нас стали гнать, сказав, что мы вас не звали, уходите!, а мы на это ответили, что мы женщины такие же равноправные не уйдём пока вы не уйдёте…

Колхозника Ивана Клевцова вызвали в контору и велели ему подписаться к ведомости, а когда он подписался, над ним стали смеяться, что он подписался к закрытию церкви; он стал протестовать и просил его вычеркнуть. Колхознику Григорию Петрову Кириллову сказали, что ему не хватает хлеба, так можно будет дать хлеба и денег, если он подпишется к закрытию церкви. Когда колхозники спускались в возку, совсем собрались в отправку, предколхоза Матросов вызвал их и предложил им подписаться к закрытию церкви. Многие из них, опасаясь, что иначе их не пустят на заработки, подписались.

…Но мы, женщины, считаем, что таковые их действия являются и насилием и обманом, противозаконными к ст. 124 Сталинской Конституции и просим эти их подписи считать недействительными. Не надеясь получить защиты наших прав от местной власти, так как всё это происходит, очевидно, с её ведома, мы непосредственно обратились во ВЦИК и просим сделать надлежащее распоряжение о прекращении насилия над нами и нашими мужьями, не только нашего колхоза, но и всех колхозов нашей общины и оставить Николо-Станскую церковь в нашем пользовании.

К сему и подписуемся. Березина Афимья, Петрова А., Петрова Над., Желенкова К., Горбунова Н. за Горбунова А, Степанова В. и другие. На 29 и 30 листах” (из ГАРФ, Р-5263, Оп. 1, Д. 838 О закрытии церкви в с. Николо-Стан Удомельского района. 1936-1937 гг.).

Однако все эти попытки спасти церковь оказались безуспешными… Церковь была разрушена, школа построена.

По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. Тверь, 1915., Аксёнов В.И. Православные храмы Удомельской земли. Историко-художественное издание. – Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2008., материалам Татьяны Петровой со странички Привет!ру и материалам из архива Дениса Ивлева

И.С. Мариинский. Храм Богоявления Господня в с. Николо-Стан

В 2014 году, собирая материал о Богоявленской церкви в селе Николо-Стан, я с сожалением констатировала: «Сейчас мы не знаем, как выглядела Богоявленская церковь – на сегодняшний день не найдено ни одной её фотографии…»

И вот случилось чудо: нашлась картина с изображением этой белоснежной красавицы на берегу озера Удомля! Прежде всего, я спешу представить её вашему вниманию. И.С.Мариинский Храм Богоявления Господня в с. Николо-Стан

Почему-то я не сомневалась, что церковь эта именно такая – изящная, светлая, устремленная ввысь! Представляю, как восхитительно смотрелась она на берегу озера, отражаясь в его водах, и как чарующе и призывно разливался над простором Удомли колокольный звон!

Итак, я поздравляю всех, кому небезразлична эта находка, с возвращением исчезнувшей красоты!

А сделал такой подарок для всех удомельцев Олег Поченты – потомок Георгия Ивановича Худякова, дьякона Богоявленской церкви, прислав фото картины вышневолоцкому краеведу Денису Ивлеву.

В газете «Голос Удомли» от 10.08.2015 г. Д. Ивлев рассказывает о том, как это произошло, и знакомит нас с историей семьи Георгия Худякова (статья «Богоявленский храм села Николо-Стан»).

По материалам блога Татьяны Петровой Озеро Удомля


«Богоявленский храм села Николо-Стан»

От редактора: Совсем недавно, в “ГУ” от 10.07.2015 г. была опубликована статья “Место силы” Удомельской земли”, где в т.ч. говорилось о храмах села Николо-Стан (сегодня д. Стан). За многие годы исследований краеведы Удомли нашли изображения большинства удомельских храмов, в т.ч. и разрушенных. Но вот фотографию, либо рисунок каменного Богоявленского храма на Стану найти никак не удавалось. И, наконец, это сделал краевед из Вышнего Волочка денис Ивлев. Напомню ещё раз, что именно из кирпичей этого храма была сложена во втор. пол. 1930-х гг. Удомельская средняя школа (позже – № 1), сегодня в здании находится Удомельская районная библиотека.

Сейчас Богоявленского храма с. Николо-Стан не отыщешь на карте. Зарос церковный холм, груда кирпичей, большие тесаные камни от фундамента – вот и всё, что напоминает о храме, стоявшем у истоков города Удомли. Тишина царит над старым погостом, где и памятников уже нет, лишь могильные холмики.

 В 1782 г. погост Николо-Стан носил название села Николаевского Удомельского и имел два храма: “Церковь Николая Чудотворца с пределами Богоявления Господня и преподобнаго Сергия Радонежскаго Чудотворца; вторая Рождества Христова с приделом преподобнаго Александра Свирскаго, строения деревяннаго состоят в твердости утварию довольны. Построены первая в 1720-м вторая в 1733-м году”.

К началу ХХ века на погосте высились уже две церкви: каменная пятипридельная Боговленская, построенная в 1872 г. и деревянная Христорождественская (1730-1733 гг). И если облик одной из них – Христорождественской – нам известен по картине В.К. Бялыницкого-Бируля “В конце зимы” (1907 г.), атрибутированной Д.Л. Подушковым, то облик каменного Богоявленского храма оставался загадкой. Лишь белый мазок на картине художника А.В. Лаховского “Сумерки”, так же обнаруженной Д.Л. Подушковым в Омском областном музее изобразительных искусств, давал представление об этом храме, как о сооружении с колокольней и голубыми куполами.

Но бывает, что фотографии или картины с изображениями наших вышневолоцких храмов отыскиваются самым невероятным образом. Так, изображение церкви в Стане нашло меня через социальную сеть “вКонтакте”. Мне написал Олег Поченты, потомок диакона Георгия Ивановича Худякова из Стана и прислал мне рисунок храма от залива оз. Удомля, откуда начинается р. Съежа, с юга. В комментарии к этой картине он написал: “Это Богоявленская церковь в Николо-Стане. Картина написана мужем одной из дочерей Худякова Георгия Мариинским Иваном Семёновичем”.

И.С. Мариинский. Храм Богоявления Господня в с Николо-Стан (с юга). Фрагмент. Публикуется впервые

Из дальнейшей нашей переписки удалось установить следующую историю. В семье потомков Георгия Худякова о происхождении не говорили, сказывалось “идеологическое неприятие священнослужителей” , царившее в ту эпоху. Хотя все в среде потомков диакона были людьми высокообразованными. Но из воспоминаний бабушки и мамы Олег вынес все же некоторые ценные сведения. Отец Георгий – Георгий Ивачович Худяков был женат на Любови Александровне Милорадовой (?). О предках прадеда он ничего не знает, а вот о предках прабабушки известно, что они были врачами и погибли во время чумы в Туркестане. Прабабушка осталась сиротой, и её взяли на воспитание в семью князей Путятиных. Вместе с ними прабабушка и оказалась в удомельских краях, здесь, видимо, и встретилась с прадедом.

В семье было 9 детей (“Слышал только о них”, – добавляет Олег): Клавдия (1900), Зинаида, Лидия (бабушка Олега) (1902), Александра, Дмитрий, Александр, Василий, Иван, Константин (1910)…

“Знаю, что бабушка родилась (по свидетельству о рождении) в Удомле, – продолжает рассказ Олег, – все из сестер и братьев, кто моложе, по всей видимости там же… Семья была достаточно образованная, практически все стали учителями, хорошо рисовали. По рассказам бабушки, семья дружила с семейством художника Бялыницкого-Бируля, он их и обучал ремеслу рисования. У моей мамы есть картина. которую рисовала вся эта большая семья. Мольберт стоял у окна, и каждый из детей писал свой маленький кусочек картины. На картине изображена тихая заводь, лес. Видно на берегу этой красоты и стоял дом прадеда. А картину, которую я Вам прислал, написал муж Клавдии Георгиевны И.С. Мариинский, уроженец с. Рудеева – он тоже брал уроки у Бируля. Видать, там они с тетей Клавой и познакомились. Собственно говоря, из-за этой связи у прадедушки сердечный приступ и приключился…”

Хранится в семье и фото прадеда. (В начале текста). На ней диакон Георгий – первый справа во втором ряду. А остальные, по всей видимости, священнослужители и прихожане храма. Когда умер отец Георгий, пока неизвестно, по слухам, от сердечного приступа, вызванного ссорой с его дочерью Клавдией. А похоронен он на погосте, которь сейчас, увы, уже не существует.

Такая вот семейная история, связавшая воедино и княжеский род Путятиных, и художника Бялыницкого-Бируля, и храм в Николо-Стане – древнем центре Удомельской земли.

Д. Ивлев

Автор благодарит Олега Поченты за предоставленные для публикации материалы и фотографии из семейного архива.

Настоятель Богоявленского храма о. Иоанн (Петропавсловский). Рисунок. Из архива правнука В.В. Петропавловского

По материалам газеты “Голос Удомли” № 15 (153), 10 августа 2015 г. с сайта Дмитрия Подушкова

Фото. № 1, 3 из архива Татьяны Петровой со странички Привет!ру

Фото № 2 с сайта прихода Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево. Нач. XX в. Архив Д. Подушкова

Фото. № 4 из блога Татьяны Петровой Озеро Удомля

Фото. № 5 – 7 из газеты “Голос Удомли” № 15 (153), 10 августа 2015 г. с сайта Дмитрия Подушкова

Православные храмы Тверской земли

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Рождества Иоанна Предтечи (Воскресения Словущего) церковь в Сельце-Карельском, Удомельский район
Next post Волонтеры и сотрудники Фонда Тверской епархии полностью очистили Покровскую церковь в Гайнове

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы