Поддубье расположено примерно на половине пути между Еремковом и Молдином. Метрах в двухстах, справа от дороги, в сторону Молдина, между поворотом к усадьбе Милюковых и старым клaдбищем, видно возвышение, покрытое лесом, – это холм, на котором стояла поддубская церковь.
В Поддубье была каменная, постройки 1791 года, Покровская церковь на два престола: Покрова Пресвятои Богородицы в холодной церкви и Всех святых в теплой. В приход входили следующие селения: Петрово, Хохлово, Пески, Горы, Всесвятское, Дмитриево, Ворониха, Слинково, Покровское, Климатино, Сосновица, Займище, Пеньково, Шептуново, Медведково, Найденка, Плоское. Такие селения, как Голубково, Попово, Старое, Н. Алфимово, Бочково, Анютино, Сергино, Ст. Алфимово, Брусово, Ишутиха после постройки брусовской церкви были перераспределены между Брусовским и Евановским приходами.
В приходе в старых границах 8 часовен: в Сергине – Сергия Радонежского, деревянная; в Брусове – Иоанна Предтечи, деревянная; в Старом – Святителя Николая, деревянная; в Ишутихе – Святого Пророка Илии, деревянная; в Островках – Святителя Митрофана Воронежского, постройки 1835 года, деревянная; в Сосновице – святых мучеников Флора и Лавра, постройки 1880 года, деревянная; в Новом Алфимове – Святителя Николая, постройки 1890 года в память чудесного события 17 октября 1888 года, деревянная; в Пенькове Святого Благоверного Князя Александра Невского, постройки 1897 года, деревянная.
В XVI веке Покровский приход размещался на той же территории, но с церковью в. селе Кузьмине. После жесточайших испытании, доставшихся на долю восточных земель района, от эпидемий и опричнины село Кузьмино исчезло. Позже была поставлена церковь Покрова в Поддубье, как можно предполагать, предками помещиков Милюковых, чей дом сохранился до наших дней. Не зря ближайшие деревни от церкви носят названия её престолов: Покровское и Всесвятское.
Наиболее ранние документальные свидетельства о Поддубье относятся к концу ХV века. В этот период Поддубье связано с Новгородской землёй, точнее с её Бежецкой пятиной. Правда, из писцовой книги 1498/99 гг. следует, что Поддубье – это многосоставная структура, включающая в себя несколько населенных пунктов. В конце ХV века существует деревня Поддубье, где живут со своими семьями несколько хлебопашцев, и два поддубских погоста: Никольский и Покровский. Эти же два погоста связаны с Поддубьем в 1-й половине XVIII века.
Документы 1-й половины ХVIII века фиксируют Никольский погост «в пустоше что была деревня Поддубье на реке Мегличе» и село Поддубье «на озере Молдине». Здесь же говорится о Покровском погосте в Поддубье. Все эти данные позволяют предполагать существование двух населённых пунктов, носящих наименование «Поддубье». При этом оба они находились, по всей видимости, достаточно близко друг от друга, поскольку речка Меглич впадает в озеро Молдино рядом с тем местом, где располагается современное Поддубье с остатками Покровской церкви. Наличие храма позволяет предварительно локализовать Покровский погост в составе села Поддубье «на озере Молдине». Следовательно, Никольский погост более логичен в контексте пустоши, «что была деревня Поддубье на реке Мегличе».
В средневековье (может быть даже в раннем средневековье) на реке Мегличе, недалеко от того места, где она впадает в озеро Молдино, находилось село, которое называлось Поддубье. В селе существовал храм во имя Николая Чудотворца, а недалеко от села, в районе современного Поддубья, было кладбище с церковью Покрова Богоматери, где могли хоронить как жителей Поддубья, так и окрестных деревень.
В писцовой книге конца ХV века зафиксирован «Большой погост у Николы святого». В тексте он расположен перед описанием Покровского погоста в Поддубье. Если наша идентификация верна, то речь идёт о Никольском Поддубском погосте. На рубеже ХV – ХVI вв. здесь находились «двор волостелин, двор тивун», а также несколько церковных дворов, т.е., по всей видимости, «Большой погост у Николы святого» являлся тогда административным центром волости, где располагались дворы управителя волости («волостелина») и его заместителя («тиуна»). В таком случае понятно, почему в последующем село Поддубье на озере Молдино становится «базовым» имением дворян Милюковых.
Постепенно, в результате неведовых нам причин, жизнь в селе Поддубье на реке Мегличе стала замирать. Сначала, вероятно, после утраты церкви, оно изменило статус: из села превратилось в деревню, затем стала пустошью, которую по существовавшему здесь некогда храму ещё долго называли Никольским погостом. Не исключено, что место вокруг утраченной церкви какое-то время могли использовать в качестве кладбища.
В свою очередь «новое» Поддубье сформировалось рядом с Покровским погостом, т.е. в непосредственной близости от того места, где когда-то, по всей видимости, хоронили жителей «старого» Поддубья. Вероятно, в память об утраченной Никольской церкви при Покровском храме освятили придел «святителя Христова Николая Чудотворца», который зафиксировали источники ХVIII века. Допускаем, что перемещение жителей «старого» Поддубья в район Покровской церкви, могло быть обусловлено наличием здесь дворянской усадьбы, принадлежащей Милюковым. Известно, что кладбище при Покровской церкви в первой половине ХVIII века служило их родовой усыпальницей.
В 1784-91 гг. на деньги С.А. Милюковой и Матрёны Рыкачёвой в Поддубье строится каменная Покровская церковь. Среди ктиторов значится ещё один человек – «примьер-майор» Николай Рыкачев.
В 1808 году П.И. Милюков выступает инициатором крупного ремонта Покровского храма, который предполагал перекладку колокольни. Эти мероприятия требовали серьёзных капиталовложений, поэтому есть основание полагать, что к 1808 году у Милюкова появились «свободные» деньги.
По данным на 1859 год, Поддубье – это владельческое село при озере Молдино, расположенное в 59 верстах от уездного города, имело 5 дворов, в которых проживали 30 жителей мужского пола и 32 женского. Одна православная церковь.
Поддубский приход – один из немногих, где с 1900 по 1915 год не было никаких кадровых перестановок в составе причта.
По данным Тверского епархиального статистического сборника:
“Село Поддубье, от Твери 115 верст, от Волочка 60 верст.
Церковь Покровская, построена в 1791 году, каменная, престола два: в холодной Покрова Пресвятой Богородицы, в теплой Всех Святых.
Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1782 года, исповедальные с 1825 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Иоанн Александрович Толмачевский 36-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1887 года, Священником с 1894 года, в 1900 году награжден набедренником. Диакон Петр Гаврилович Таиров 46-ти лет, в служении с 1875 года, диаконом с 1886 года. Псаломщик Павел Петрович Сабинин 37-ми лет, в должности с 1885 года.
Прихожан в селе Поддубье, в сельцах: Гремучихе, Заречье, Вышкове, в деревнях: Хохлове, Песках, Горке, Дмитрове, Петрове, Воронихе, Слинкове, Покровском, Климотине, Займищах, Сосновице, Голубкове, Попове, Старом, Пенькове, Заречье, Новом Алфимове, Анютине, Сергине, Старом Алфимове, Бочкове, Брусове, Ишутихе, Найденке, Шептунове, Медведкове, Макаровской – 499 дворов (1560 мужчин, 1798 женщин).
В приходе сей церкви находилось восемь часовен: 1) в деревне Сергине, Сергия Радонежского, деревянная; 2) в деревне Брусове, Иоанна Предшественника, деревянная; 3) в деревне Старом, Святителя Николая, деревянная; 4) в деревне Ишутихе, Святого пророка Илии, деревянная; 5) в сельце Островках, Святителя Митрофана Воронежского, постройки 1835 года, деревянная; 6) в деревне Сосновище, святых мучеников Флора и Лавра, постройки 1880 года, деревянная; 7) в деревне Новом Альфимове, Святителя Николая, постройки 1890 года в память чудесного события 17 октября 1888 года, деревянная; 8) в деревне Пенькове, Святого Благоверного Князя Александра Невского, постройки 1897 года, деревянная.”
По данным Справочной книги по Тверской епархии на 1915 год:
“В 1915 году служили: Священник Иоанн Толмачевский 52-х лет, окончил семинарию, на службе 20 лет, в Покровском храме 14 лет. Священник-диакон Петр Таиров 61-го года, на службе 32 года, в Покровском храме 5 лет. Псаломщик-диакон Павел Сабинин 52-х лет, на службе 29 лет, в Покровском храме 14 лет.
Прихожан в деревнях: Петрово, Хохлово, Пески, Горка, Дмитрово, Ворониха, Слинково, Покровское, Климытино, Сосновицы, Голубково, Попово, Старое, Займищи, Пеньково, Альфимово, Бочково, Анютино, Сергино, Старое Альфимово, Брусово, Ишутиха, Шептуново, Медведково, Найденка, Плосское – 1720 мужчин, 1896 женщин.”
20 июня 1935 года на основании Постановления № 2 от 21.05.35 заседания культовой комиссии при комитете ВЦИК по Калининской области («О прекращении колокольного звона») с поддубской церкви были сняты колокола. В конце 30-х годов церковь была разрушена с целью использования кирпича. По другим данным церковь разобрали в 1942 году.
На месте церкви сохранились фрагменты кирпичной стены, из земли торчат металлические балки, куски кровельного железа, валяются куски красного кирпича и штукатурки. На холме вокруг беспорядочно расположены каменные надгробия, многие с надписями.
В настоящее время усадьба Поддубье продана. Главный дом перестроен до неузнаваемости. Остатки церкви раскопаны под вероятное будущее строительство.
По материалам изданий: Аксенов В.И. Православные храмы Удомельской земли. Историко художественное издание. – Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2008., Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. – Тверь, 1914. и материалам сайтов: www.putnik.ru, Тверские своды
Фото. № 1, 2 с сайта www.putnik.ru
Фото. № 3 Алексея Крючкова с Краеведческого форума сайта Putnik.ru
Православные храмы Тверской земли