Богоявления Господня церковь в Перхове, Удомельский район

0 0
Read Time:9 Minute, 2 Second

В глубинке, исстари, самые лучшие и видные места, притягивающие взор путника и имеющие удобный обзор в случае нашествия иноплеменников, будь то берег реки или озера, а чаще, и просто возвышенность, отводились, как правило, соборным решением, для строительство на нем православных храмов, дабы в них Творца славить.

Что было изначала в Перхове мы, если честно, того не ведаем. Но в памяти потомков сохранилось молва о том, что еще в 16 веке, в один день и всем миром, была де выстроена обыденная деревянная часовенка. Поводом для такого строительства, как оказалось, послужила большая беда, выпавшая тогда на долю всех восточных земель – моровая язва, косившая без жалости и людей и скот.

Ее строительство, если верить той молве, спасло край от настоящего вымирания. И все бы хорошо, да не удалось спасти от гибели малое чадо – любимой дочки местного помещика. Вот тогда-то, умершего младенца, общим решением поселян, и похоронили, вопреки существующим обычаям, не на старом кладбище, а при новой часовенке, что поднялась на берегу озера с тем же названием и, в любое время года, завораживала всех своей статью и красотой.

Однако неумолимое время, а более то, что в середине 16 века Перхово все еще входило в Молдинский погост, сделали свое дело – деревянная часовенка долгое время оставаясь, как бы, бесхозной, стала ветшать, хотя люди еще долго приходили и ней, и к тому родничку, что она собой венчала. И ее, при желании, можно и сегодня найти, только вот не всякому взору она открывается.

В эти места, большей частью в летнее время, приезжали родовитые семьи, имеющие и средства и влияние при дворе. Среди них было не мало истинных богомольцев, да и просто воистину добрых и щедрых людей. Они-то и начали сбор средств вспомоществования для строительства в Перхове своей церкви.

И в 1803 году она, каменная и любо ладная, была освящена Церковным чином прибывшим для этой цели священнослужителями. Кроме центрального, Богоявленского предела, были выделены, богато украшены и щедро обставлены, приделы в честь святителя Николая и пророка Божия Илии.

Молва также гласит и то, что росписью церкви занимался не кто иной, как молодой и еще мало кому известный художник А.Г. Веницианов. Может и расписывал, а может и в учениках был у тех, кто сей храм расписывали. Того мы не утверждаем, но и отрицать не спешим.

А как же кладбище спросите вы?

Оно, после похорон дочки помещика, негласно продолжало существовать, как родовое, помещичье захоронение Чуть позже на нем были захоронены и те, кто был участником Великой Отечественной войны 1812 года и умер уже от полученных ран в своих постелях и среди родных.

Так, со временем и образовалось настоящее кладбищенское захоронение, а сама Богоявленская церковь стала числиться кладбищенской.

Известно, что с 1864 года настоятелем сей церкви был священник Александр Иванович Преображенский.

А в 1888 году некто Михаил Александрович Новоселов, на небольшое наследство отца, покупает на берегу озера имение помещиков Дугиных, чтобы вместе с единомышленниками жить на сей земле и кормиться трудом своих рук. Именно к этому периоду относится появление первых последователей учения Льва Николаевича Толстого, первых земледельческих «толстовских» общин, одну из которых и возглавил его любимый ученик – Михаил Новоселов, увидевший в Толстом «нового апостола христианского учения».

В исповедальной книге православного прихода села Перхова за 1890 год, в разделе «Дворяне», перечислены фамилии шести человек, приехавших вместе с Новоселовым в Перхово. И против каждой фамилии стояла приписка священника – «На исповеди не был… Послетдователь Толстого», хотя консисторией местному попу в обязательном порядке предписывалось вернуть «дворян» в лоно православной церкви…

Здесь же рядом, и в это же самое время, в пределах десятка километров, собирает свой первый оркестр народных инструментов, приезжающий к матери на лето музыкант В.В. Андреев. В период между экспедициями, отдыхает полковник В.И. Роборовский – друг, а в последующим и заместитель путешественника Н.М. Пржевальского. Уже охотится молодой будущий писатель-натуралист Н.А. Зворыкин.

Не иначе, как промыслом Божиим, среди соседствующего дворянского сословия, невольно возникают встречи, происходит обмен мнениями и суждениями об апокалипсических предчувствиях видных деятелей Православной Церкви.

«Оскудело истинное духовное знание. – Пишет, например, тогда еще епископ Ставропольский, Игнатий Брянчанинов. – В народе очевидно отступление от веры православной. Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления»…

К осени 1891 года прекращает свое существование и перховская община. Учение Толстого о необходимости жить на земле «трудом своих рук», понимаемое ими в буквальном смысле терпит поражение. После этого пути духовных поисков ученика и учителя расходятся. Одной из причин тому было то, что Толстой не признавал Божественной сущности Иисуса Христа и неоднократно очень жестко отзывался о Нем. Новоселов же считавший до того Толстого прежде всего, как последователя Христа, понял, что учитель заблуждается.

И тогда Михаил Новоселов, понимая, что значительная часть интеллигенции и дворянства разорвала свои связи с Православием, сознательно погружается в эпицентр духовных процессов, происходящих в России. Он знакомится с выдающимся русским философом-христианином Владимиром Соловьевым, сближается с преподобным отцом Иоанном Кронштадтским, со старцами Оптиной и Зосимовой пустыни. Ведет публичные диспуты с Мережковским, Розановым и Бердяевым.

Начинает издавать «Религиозно-философскую библиотеку», получившую признание нашего современника и ярчайшего проповедника Православия митрополита Антония (Сурожского).

После революции Новоселов стал одним из тех, кто открыто встал на защиту, гонимого властью, Православия. Ордер на обыск в его квартире в июне 1922 года подписал никто иной, как заместитель председателя ГПУ Генрих Ягода.

А потом, с 1922 по 1927 годы Михаил Александрович занимается проповедью Православия уже нелегально. В 1928 году он был арестован и осужден на 3 года. В Ярославском политизоляторе ему добавили еще 8 лет. 17 января 1938 года он был приговорен к расстрелу в Вологодской тюрьме. На архиерейском соборе 2000 года М.А. Новоселов был причислен к лику новомучеников Российских.

А как же сложилась судьба Богоявленской Церкви после революции?

Служащий священник Иоанн Цветков был обвинен в невыполнении поставок сельхозпродукции и в начале тридцатых годов был осужден на три года. Вернувшись, пока позволяло состояние здоровья, продолжал трудиться в Богоявленской церкви…

Кстати сказать, он лично участвовал в захоронении на этом же кладбище матери будущего священномученика Димитрия Беневоленского.

Церковь закрыли лишь в 1940 году с целью приспособить ее под школу, но что-то тогда не заладилось. Да и слава Богу! Хотя здание стало пустовать, а значит и постепенно разрушаться.

Восстановление Богоявленской Церкви и строительство часовенки над святым источником Флора и Лавра началось в 2000 году по инициативе благочестивых жителей города Удомля.

Благочинный настоятель Князь-Владимирского Собора игумен Аркадий (Губанов) сию инициативу поддержал.

Так в Перхове вновь возродилась приходская жизнь и началось соборное восстановление храма.

Богоявленская Церковь, омываемая водами озера Перхово, как ранее, так и впредь, будет привлекать к себе всех и каждого, желающих обрести душевный покой и внимательное пастырское окормление.

При подготовке материала использована статья Д. Подушкова «Помолитесь обо мне» из краеведческого альманаха «Удомельская старина» (№ 21).

По материалам сайта Удомельского благочиния


Село Перхово, от Твери 130 верст, от Волочка 45 верст.

По данным на 1859 год, погост Попово при озере Перхово, расположенный в 43 верстах от уездного города, имел 4 двора с 10 жителями мужского пола и 14 женского. Рядом находилось владельческое село Перхово с 14 дворами, в которых проживали 71 житель мужского пола и 94 женского. Одна православная церковь, три ярмарки.

Церковь Богоявленская, построена в 1803 году, каменная, престола три: главный Богоявления Господня, придельные: Святителя Николая, Святого Пророка Илии.

Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1800 года, исповедальные с 1824 года, план на землю.

В 1901 году служили: Священник Александр Иоаннович Преображенский 60-ти лет, студент семинарии, священником с 1864 года, состоял членом благочинного совета и законоучителем земского училища, награжден в 1884 году скуфьей, уволен 25 октября 1910 года. Диакон Василий Козырев 31-го года, диаконом с 1890 года, состоял законоучителем земского училища. Псаломщик Александр Иванович Воинов 38-ми лет, в должности с 1894 года. Церковный староста крестьянин Африкан Тимофеев в должности 1-е трехлетие.

Прихожан в селах: Перхове, Нескучном, Петровском, в деревнях: Сергеихе, Перхове, Вашутине, Острихе, Труфанихе, Якшине, Быкове, Степанове, Очипе, Карзове, Кривцове, Сухинине, Шихине, Дягилеве, Кузнецове, Чеполшеве, Летвинове, Пустыне, Юркине, Ребинихе, Космынихе, Дергунове – 365 дворов (1163 мужчины, 1257 женщин).

В 1915 году служили: Священник Василий Новоселов 30-ти лет, окончил семинарию, на службе 7 лет, Богоявленском храме 4 года. Штатный диакон Михаил Орлов 42-х лет, на службе 24 года, Богоявленском храме 11 лет. Исполняющий должность псаломщика Александр Николаев 26-ти лет, на службе 1 год.

Прихожан в деревнях: Труфаниха, Очеп, Ватутино, Карзово, Юркино, Быково, Шихино, Кривцово, Рячбиниха, Кузнецово, Чеполышево, Литвиново, Дергуново, Сухинино, Дягилево, Пустынь, Степково, Остриха, Космыниха – 1336 мужчин, 1431 женщина.

Церковь была закрыта в 1937 году с целью размещения в ней школы, что не было осуществленно. Вновь открыта церковь в 2002 году.

В приходе сей церкви находилось три часовни: 1) в деревне Кузнецове, Святителя Николая, деревянная; 2) в деревне Карзове, Живоносного Источника, деревянная; 3) в деревне Дягилеве, Успения Божией Матери, деревянная.

По материалам изданий: Аксенов В.И. Православные храмы Удомельской земли. Историко художественное издание. – Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2008., Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. – Тверь, 1914.
    


Старинное село в Удомельском районе. В селе на погосте сохранилась Богоявленская церковь с Никольским и Ильинским приделами (1803, перестроена, вероятно, в последней четверти XIX века). В храме сохранилась уникальная живопись, несмотря на неоднократные поновления, имеющая большую художественную ценность. Церковь расположена на небольшом сельском погосте на изломе улицы.

Архитектура здания довольно архаична для своего времени, напоминая современные ей памятники бежецкой группы (Курганы, Хонеево и др.). Завершенная в 1803 году церковь сохранила много черт стиля предыдущего столетия, особенно заметных в оформлении восьмерика. Около середины XIX века появился притвор, а в последней четверти XIX века колокольня надстроена третьим ярусом. Тогда же расширена трапезная. После закрытия и осквернения храма в 1960-х гг. реставрация 1990-х гг. проведена довольно неряшливо, в храме сильно намокают стены. Но по сельским меркам ремонт приемлемый…

У юго-восточного угла храма находится фамильное захоронение местных помещиков Летюхиных, в том числе гвардии полковника Николая Петровича Летюхина, героя Отечественной войны 1812 года, обустроенное и облагороженное в 2012 году.

Уникальной особенностью храма служит роспись, подлинностью сохранившаяся в холодном и фрагментарно – в теплом храмах. Роспись создана первоначально в 1 половине XIX столетия, в конце века записана с заменой некоторых композиций, в трапезной выполнена заново в 1 четверти XX века (по полусмытой старой живописи). В 1950-х гг. несколько композиций в нижних частях летнего храма были еще раз очень грубо прописаны. Таким образом получился очень сложный, но, несмотря на это художественной цельный ансамбль.

Первоначальный слой живописи уцелел более-менее в куполе (частично прописаны одежды), в отдельных лицах и композициях в основном храме, одна полусмытая композиция (“Избиение младенцев”) уцелела в трапезной. Это прекрасный памятник живописи, созданный той же мастерской, что в те же годы работала в храме в селе Озеряеве.

Великолепные композиция основного храма – “Насыщение 5 тысяч”, “Поднятие Креста”, а в апсиде – “Сошествие Святого Духа”, прописаны в конце XIX века, но с соблюдением прежней иконографии и, где возможно, лиц и деталей прежней живописи.

Огромная композиция “Явление Христа народу” на южной стене написана заново по гравюре с картины Александра Иванова в конце XIX века.

В начале XX века вновь расписана трапезная. Масляные росписи сохранились фрагментарно и сильно потемнели.

Павел Иванов

По материалам сайта Тверские своды

Фото. № 1 МОРПЕХ879 с сайта СОБОРЫ.РУ

Фото. № 2, 3 Александра Леонова и Петра Губанова

Православные храмы Тверской земли

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Святого Пророка Илии церковь в Павлове (Ильинском-Удомельском), Удомельский район
Next post Покрова Пресвятой Богородицы церковь в Поддубье, Удомельский район

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы