Храм в селе Овсеево возник не ранее XVII столетия, в известных нам Писцовых книгах XVI в. такого храма не найдено.
«Церковь Божия во имя Николая Чудотворца».
Посвящение первоначального храма было иное – в честь Святителя и Чудотворца Николая. Село Овсеево расположилось в полутора верстах от существующей ныне деревни Ивановское. Там имелась усадьба, принадлежавшая дворянскому роду Сназиных, а так же приходское кладбище, на котором и стояла деревянная церковь.
Дело за 1778 г. «О построении Вышневолоцкаго уезду в выставке Овсееве вместо сгоревшей вновь каменной церкви» открывает задокументированную историю храма.
«Епархии Вашего Высокопреосвященства в означенной нашей выставке селе Овсееве церковь Божия во имя Николая Чудоторца деревянная сего 1778 г. марта 10 дня после божественныя литургии пополудни в третьем часу неведомаго приключения вся без остатку сгорела»2, – так написали в прошении на имя Тверского епископа Арсения генерал-поручик Терентий Иванов сын Сназин, лейб-гвардии корнет Федор Павлов сын Дуров и поручик Артамон Семенов сын Заостровский. Помещики после пожара, видимо, посовещались и решили просить о разрешении им построить новую деревянную церковь в честь того же святого и на прежнем месте. «Другия Божия церкви, – писали помещики епископу, – поблизости нас не имеется х которой мы всегда по усердности нашей прибегнуть могли, прочие погосты отстоят от нас в отдаленности, а в вешнее время разлитием вод путь к оным весьма неспособен»2. Помещики понимали шаткость положения своего сельца – выставки, которое было второстепенным по значению к основным погостам. И как в воду глядели.
Одновременно с их прошением приходит от Вышневолоцкого духовного правления «препровождённое» прошение «вотчины отставного прапорщика Алексея Данилова сына Давыдова деревни Погорельца соцкого Василия Ефимова с товарищи» и «помещицы Лукерьи Даниловой деревни Колпянца старосты Василия Тимофеева», где просят они присоединить их деревни из прихода с. Глубокое к приходу с. Овсеево.3 Благочинный с. Осечно священник Гавриил Васильев сообщил в духовным властям так же, что соседнее село Озеряево находится от Ивановского на расстоянии 15 вёрст, Егорьевский Глубоцкий погост – 11 вёрст за озером Сестрино и протокою.4
В выставке Овсеево по справке благочинного служили священник Аксон Тимофеев, 61 года, вдов, в чтении и пении искусен и дьячёк Трофим Никифоров, 43 лет, женат, в чтении и пении посредственен. Пашенной земли у церкви было «15 четвертей в поле, а дву по тому ж».5
Бедность и немноголюдство прихода, сгоревший храм, престарелый священник – всё это сыграло не в пользу села Овсеева. Над приходом нависла угроза полной ликвидации. Что и не заставило себя долго ждать. Июня 25 дня в Вышневолоцком духовном правлении получили указ правящего архиерея «о приписании прихожан к ближайшей церкви, священнику яко вдову просить в монастырь, дьячку приискать место».6 Казалось бы всё – дело окончено, но нет.
Инженер подпоручик Терентий Иванов сын Сназин (1734-19.09.1794) сыграл особую роль в истории Овсеевского храма. Не ясно, как и когда было отменено решение правящего архиерея о расформировании прихода, как было получено разрешение на строительство нового храма. Таким странностям ещё будет место в истории прихода.
Прошение Т.И. Сназина от 21 сентября 1781 г. подтверждает особую его роль в построении нового деревянного храма: «В бытность мою сего 781 г. февраля 1 дня у Вашего Преосвященства в Твери для изпрошения о написании собственными моими средствами вновь построенной в показанном селе Овсеево церкви Чудотворца Николая святых икон архипастырскаго Вашего благословения я удостоин был, а так же те святые иконы мною написаны и церковь ко освящению представлена».7
Епископ Арсений «1781 г. октября 2 дня» благословил освятить храм по чиноположению церковному «и при том сказать поучительное слово» священнику и благочинному с. Млёво Козме Иоаннову».8 При этом «ему же благочинному вышеписанному инженер-поручику за написание святых икон собственными его трудами, что доказывает особливо его ревность к святой церкви объявить Божие благословение, а святой антиминс и святое миро отпустить из кафедрального собора»8, – писал в своей резолюции Владыка Арсений.
Иконы, написанные трудами помещика Терентия Сназина упомянуты в «Реестре Вышневолоцкаго уезда Осечновскаго погоста села Овсеева учинённой о вновь построенной не освященной деревянной церкви Чудотворца Николая».9 В реестре писалось об иконостасе: «А именно царские двери гладкие Благовещения Пресвятыя Богородицы. Над царскими дверьми сень с написанием Тайной вечери, по правую сторону царских дверей образ Господа Вседержителя стоящего, по левую сторону образ Пресвятыя Богородицы с предвечным Младенцем стоящих, на правом крылосе образ Воскресения Христова, на левом крылосе образ Николая Чудотворца…».9
Таким образом в церковной истории села Овсеево особую роль сыграл Терентий Иванович Сназин. И как выясняется, не только он один, но и его супруга и сын. Но об этом позже.
Начало XIX в. ничем особо примечательным в истории Овсеевского прихода не отмечено. Менялись на своих местах священники и пономари. Правда при очередном из них – священнике Иване Матвееве, произведённом из диакона во священники в 1802 г., будет приписана «в сей приход» д. Семёново, да ещё случится большой пожар в имении Сназиных. Об этом есть упоминание в деле «О освящении Вышневолоцкаго уезда в селе Овсееве деревянного храма» за 1804 г. Храм освящали «по случаю содвигнутия в оном с места во время случившагося в оном селе минувшаго июля на 23 число во дворе господина генерал-майора Сназина пожара простым народом святаго престола, разрушения жертвенника и выноса иконостаса обще с того села местным священником».10 Никольский храм чудом не сгорел, хотя дом Сназина сгорел полностью со скарбом и утварью. Вещи в храм вернули и освятил его священник Иван Матвеев в сослужении со священником с. Глубокого Трофимом Григорьевым 16 августа.
Храм освятили, вздохнули свободно, но не на долго. Наступил 1813 г.
«Текущаго октября 29 числа правлению Вышневолоцкаго уезда благочинной села Маг священник Иван Кузьмин репортом донес, что ведомства его в селе Овсееве деревянная церковь сего октября 26 дня сгорела», – так начинается доношение Вышневолоцкого духовного правления в тверскую Консисторию. В доношении подробно описаны и сами обстоятельства пожара: «священноцерковнослужители того села объявлением представили: что они того 26 числа, что было в воскресенье, отправив в упоминаемой их церкви всенощное бдение и за всем бывших в церкви людей вышли все вместе и заперши дверь разошлись по домам. Не ранее как в исходе седьмого часа пополуночи и потом из них священник отправился для исправления нужнейшей христианской требы в приход, где и пробыл не более одного часа, а возвратившись оттуда пришедшему к нему докладывать о начатии благовеста к литургии пономарю Саве Потапову приказал производить оной. Но в ту самую минуту услышал народный крик, что церковь их горит, … бросились с ним пономарём во оную и видя к погашению ея неудобность, немедленно священник сняв со ствятаго престола священный антиминс, евангелие, животворящий крест, а причетник ризницу и книги, а простой народ выломав иконостас и прочее все изнесли и сохранили от снедающего пламени в целости и в благопристойном месте».11
Позднее в Вышневолоцком земском суде будет рассматриваться дело о пожаре. Но причина останется неясной. «Причины же от коего загорелась та церковь найти не могут, – писало Вышневолоцкое духовное правление, – а только заключают, что оное последовало от теплющагося у леваго клироса пред образом Святителя Николая в стеклянной лампаде ибо по вбежании в церковь заметили они, что наиболее от сего места пламень по обитым на стене спалерам поднимался на самый купол крутой берестой … да и самый образ Святителя Николая сгорел».12
Очень символично, что сгорел именно образ Святителя Николая. Через некоторое время последовал указ «прихожан приписать на время рассмотрения дела к другой церкви и устроить следствие на законных основаниях».13 А затем и вовсе начнётся строительство храма в честь Иоанна Предтечи и Никольская церковь в селе Овсеево навсегда канет в историю.
А пока благочинный все церковные предметы и «иконостас опечатал обще с приходским священником и оставил в доме генерал-майора Сназина впредь до повеления высшаго начальства в пристойном и безопасном месте, а священный антиминс к отсылке куда следует представил».14
В результате пожара, местные помещики и духовенство разделились на две противоборствующие стороны в вопросе о строительстве нового храма. Одни говорили о том, что храм стоит поставить на новом месте, другие – на старом. И даже семья Сназиных по этому вопросу разделилась на два лагеря. В 1814 г. начинается одна из самых ярких страниц истории прихода села Овсеево.
«Собрать церковь… тем паче, что предки наши тут погребены».
Пока длилось разбирательство по земельному вопросу помещица сельца Овсеево, дом которой стоял в непосредственной близости от сгоревшей церкви и кладбища, Марья Ивановна Сназина – мать Ивана Терентьевича Сназина, решилась на самовольную постройку деревянной церкви.
19 октября 1814 г. благочинный Иван Космин доложил Тверскому епископу Серафиму, что «помещица Марья Ивановна Сназина приступила к собранию деревянной церкви в 18813 г. сгоревшей насовсем и с помощию народа растасканной и разломанной кроме колокольни и паперти, кои остались в целости».26
Благочинный слукавил. В последующем за его рапортом прошении М.И. Сназина пишет, что церковь «згорела не вся до основания, и помощию народа сохранена паперть и стены церкви с малым только повреждением»!27 А так же объясняет свои намерения «дабы древнее кладбище более двухсот лет существовавшее в селе Овсееве не осталось без церкви, имею я желание и усердие из сохраненных от огня материалов опять собрать оную церковь и привезти в прежний вид тем паче, что предки наши тут погребены, но с тем только, что бы я напрежде просила Вашего Высокопреосвященства о освящении оной доколе сын мой помянутой генерал Сназин состроит в сельце Ивановском каменную будет просить об освящении оной…».28
Помещица не только обладала знаниями по истории церкви и чётко обозначила срок существования храма и кладбища – «более двухсот лет», но и была человеком слова. Пока Консистория решала, «что означенной помещице Сназиной самовольно собирать сгоревшую церковь вопретить, о чем и предписать кому следует»29 и грозила ежели «она Госпожа Сназина к сему собранию упомянутой церкви приступила без позволения Епархиального Архипастыря вопреки помянутых правил и прибавления духовнаго регламента 10 пункта, а так же и указа Святейшаго Синода 1814 г. октября 3 дня коими повелено в делах духовных каждому мирянину быть подсудным и послушливым Епархиального своего Епископа, то сей противозаконныя ея Сназиной поступок представить на рассмотрение Светскаго правительства…»30, помещица Сназина церковь собрала.
7 января 1815 г. благочинный Иван Козмин «репортом донес, что ведомства его села Овсеева прихожанка помещица Марья Иванова Сназина из остатков погорелой в помянутом селе церкви с помощию новых материалов собрала оную в прежнем ея виде».31
Мы не знаем выполнила ли Консистория угрозы гражданским преследованием помещицы Сназиной. Да и боялась ли она, будучи движима лишь только сохранением памяти о своих предках, погребённых на кладбище села Овсеева, каких-либо преследований? Думаем, что нет. Мы имеем пример подлинного характера старой помещицы, которая даже перед лицом государственного и церковного преследования и скандала с сыном, выполнила то, что считала своим долгом.
4 марта 1815 г. Вышневолоцкое духовное правление получило указ о «запечатывании» выстроенной церкви.32 3 мая 1815 г. церковь была запечатана33. Больше сведения о ней мы не находим.
Лишь в 1918 г. священник Николай Троицкий напишет в «Ведомости о церкви»: «На месте сгоревшей церкви в с. Овсееве часовня в честь Св. Николая Чудотворца, деревянная, на каменном фундаменте, крыта дранью и тёсом».
Денис Ивлев
Источники:
2. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. «О построении Вышневолоцкаго уезду в выставке Овсееве вместо сгоревшей вновь каменной церкви», Л. 1.
3. Там же, Л.3.
4. Там же, Л. 4.
5. Там же, Л. 5.
6. Там же, Л. 8.
7. Там же, Л. 20.
8. Там же, Л. 20 об.
9. Там же, Л. 22.
10. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 1209. «Дело о освящении Вышневолоцкаго уезда в селе Овсееве деревянного храма, 1804 г.», Л. 1.
11. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 1213. О сгоревшей Вышневолоцкаго уезда в селе Овсееве деревянной церкви, 1813 г. Л. 1.
12. Там же, Л. 1, 1 об.
13. Там же, Л. 6.
14. Там же, Л. 1 об.
26. ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 1214. О самовольном собирании Вышневолоцкаго уезда приходу села Овсеева помещицею Марьею Сназиной сгоревшей в том селе деревянной церкви. 1814 г., Л. 1.
27. Там же, Л. 2.
28. Там же, ЛЛ. 2-2 об.
29. Там же, Л. 11.
30. Там же, Л. 12.
31. Там же, Л. 14.
32. Там же, Л. 16.
33. Там же, Л. 17.
По материалам приходского сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево