Село Рождество знаменито чудотворным источником в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который забил в том месте, где пристала к берегу приплывшая против течения икона Рождества Божьей Матери. В 1780 году Екатерина II, осматривая земли между Петербургом и Москвой, завернула в село Холуи (ныне Рождество) по просьбе местных землевладельцев. Проезжая в карете по мосту через речку Граничную, она повелела остановиться у деревянной часовни Рождества Богородицы, что была устроена над чудотворным источником на левом берегу реки. Здесь, при участии государыни, был отслужен молебен. Во время проведения генерального межевания земель России она впервые назвала село так, как называлась часовня – Рождество Богородицы. Посетив село, Екатерина II благословила его жителей на сооружение нового каменного храма взамен двух стоявших тут обветшавших деревянных церквей Бориса и Глеба и Рождества Христова, а также часовни над источником. Строительство церкви Рождества Богородицы началось уже после смерти государыни, и было закончено к 1820 году. А в 1840 году была возведена кирпичная часовня над чудотворным источником.
В 1935 году церковь была закрыта, а вновь открыта лишь в 1991 году. Настоятелем храма служит священник Коротяев Александр Викторович
Ежегодно в престольный праздник Рождества Богородицы – 21 сентября сотни верующих со всех концов Тверской области приезжают сюда, чтобы совершить Крестный ход и омовение в водах источника, вода которого считается святой и исцеляющей.
По материалам официального сайта Тверской епархии и сайта Комитета по туризму Тверской области.
Приход Рождественский погост, в V классе, до революции входил в состав Валдайского уезда Новгородской губернии.
Когда основан приход мало известно, кроме того, что в 1587 году была нарезана причту земля из владений тогдашних помещиков Мапношкина и Мельницкого. В то время были здесь две церкви: Рождества Христова и св. Мучеников Бориса и Глеба. Село называлось выставка Холуи, Деревской пятины, Жабенского погоста. Кажется, что до того времени церкви эти были в роде домовых и причту отпускалась руга от помещиков. Как велик потом сделался приход, когда изменилось название его Холуя в Рождество, и вообще обо всех исторических его фактах документов никаких нет.
Расстояние прихода от городов такое: от валдая 70 верст, от Волочка 60 верст, от Осташкова 70 верст. От железной дороги 45 верст, от шоссе 25 верст.
Зданий в приходе: церковь каменная 1, часовня каменная 1, деревянных часовен 2.
Библиотека при церкви ещё только заводится. В ней до 35 томов книг, большей частью нравственного содержания. Есть также за 4 года по одному экземпляру духовных журналов: Странника, Православного Обозрения, Духа Христианина, Руководства для сельских пастырей.
Школ в приходе 2, обучающихся в них 24.
Прихожан в селе Рождество, в деревнях: Грязь, Гадыши, Ермолино, Лешкино, Скоково, Жары, Иваньково, Горшково, Поддубье, Городок, Заречье, Чудино, Заморино – 1029 мужчин и 1161 женщина.
По материалам издания Новгородский сборник. Выпуск II. – Новгород: Издание новгородского статистического комитета, 1865.
Самый значительный из памятников Фировского района, создан в конце XVIII- начале XIX вв. Дата “1820”, упоминаемая в источниках, означает освящение главного престола. Строительство в основном завершилось в первом десятилетии XIX века. Село Рождество (первоначально Холуи) входило в Валдайский уезд, где имели вотчины Львовы (родители великого архитектора Н.А. Львова) и сам Львов строил церковь Екатерины. Мотивы львовской архитектуры нашли отражение и в этом храме. В интерьере сохранился сильно пострадавший, но уцелевший в главных частях центральный иконостас и поздние малохудожественные росписи поверх записанных первоначальных. Рядом с церковью на берегу реки Граничной уцелела часовня, в основе 1840 года, но в верхней части восстановленная полностью в 1990-х гг.
Церковь действующая. Идет ремонт.
Храм представляет из себя ротонду, обстроенную с трех сторон широкой галереей. С запада она переходит в трапезную с колокольней, пристроенные позже – во 2 четверти XIX века.
С юга сохранились ворота ограды, сооруженные в 1840-х гг.
По-видимому, пристройкой же являются и два грубоватых по исполнению фронтона, плохо вяжущиеся с обликом первоначального храма рубежа XVIII-XIX вв.
В интерьере обращает на себя особое внимание центральный объем, в куполе остались следы первоначальной орнаментальной живописи “под кессоны с розетками”. Прямоугольные окна в куполе – безусловно результат позднейшего ремонта.
По материалам сайта Тверские своды
Фото. № 1 Ильи Смирнова с сайта Народный каталог Православной архитектуры
Фото. № 2 из издания От Валдая до Селигера. Справочно-краеведческое издание. – Вышний Волочёк: Ирида-прос, 2001.
Православные храмы Тверской земли