В 1760 году было дано разрешение построить каменную Преображенскую церковь на тогдашней окраине города. С момента строительства церкви и колокольни при ней было начато формирование нового центра Осташкова, окончательно сложившегося несколько позже. Во время польско-литовской интервенции на этом месте хоронили погибших защитников города. Поэтому Преображенская церковь, посвященная одному из главных христианских праздников, название которого ассоциировалось в понимании людей тех лет с победой добра над злом, с торжеством жизни над смертью, рассматривалась горожанами и как памятник мужественным воинам-соотечественникам. Впоследствии церковь несколько раз перестраивали, она получила дополнительные приделы и уже к концу прошлого века утратила многие черты своего первоначального облика. С этой же церковью связано имя одного из первых исследователей края — Владимира Петровича Успенского, — чьи труды по истории Ржевского уезда, по истории города Осташкова и его окрестностей не утратили своего значения до сих пор. Священнический сан давал ему возможность свободного доступа к церковным и монастырским документам. Многие сведения, почерпнутые в этих архивах, дошли до нас лишь в его опубликованных трудах.
Само здание Преображенской церкви разобрали перед войной. Уцелела только колокольня, построенная почти на двадцать пять лет позже двумя осташковскими каменщиками — Иваном и Петром Парфеновыми-Фомкиными (по другим сведениям, Парфеновыми-Дешкиными). Ее не так давно реставрировали, установили на ней часы, и она стала своеобразным маяком для приплывающих в Осташков со стороны Селигера. Издалека очертания колокольни просты и строги. Ничто не нарушает спокойного стремления форм вверх. Контуры силуэта плавные. Уменьшение ярусов кверху скрадывается тем, что нижние — почти одинаковые по ширине, а переход к маленькому ажурному верхнему ярусу очерчен скругленной кровлей. Совсем иначе постройка воспринимается вблизи. Хорошо найденные пропорции деталей насыщают поверхность стен богатой игрой светотени. Деталей так много, что они вызывают удивление фантазией их творцов. Рядом с жилыми домами колокольня смотрится столичной постройкой. Однако со столицей это строение роднит только желание мастеров работать в традициях барочной архитектуры, причем интерпретация ее на местной почве настолько смелая, что «безграмотные» с точки зрения классического барокко вариации форм воспринимаются проявлением индивидуальной фантазии зодчих. Строгий классический ордер в их руках превратился в свободно сплетенные узоры, которые похожи скорее на лепные или вырезанные, но не сложенные из кирпича. Базы пилястр составлены из причудливых кронштейнов и вазонов. Волюты капителей разрослись в стилизованные цветочные завитушки и лишь отдаленно напоминают ионические. Мощный вынос дробно раскрепованного карниза утратил свою массивность. Плоскость стены скрыта узором, в понимании которого еще очень много от традиций XVII столетия, и только его исполнение выдержано в иных формах.
Теперь, если сравнить декоративные формы этой колокольни, ее высотную композицию и не сохранившуюся, но хорошо известную по фотографиям Преображенскую церковь с другими памятниками того же времени, то легко будет найти и прямые аналогии для этой постройки. Основной объем церкви, состоявший из двух световых восьмериков на четверике, увенчанный традиционным пятиглавием, повторял композицию храма в селе Рогожа, находящегося недалеко от города. Похожая колокольня была возведена в Торопце, где она стояла отдельно при главном городском Корсунском соборе. Столь близкое сходство построек говорит о том, что над созданием храмов в селе Рогожа и в Осташкове могла трудиться одна артель, тогда как колокольни в том же Осташкове и Торопце строила другая. Забегая вперед, можно сказать, что местное архитектурное творчество больше тяготело к наследию конца XVII столетия, оно его продолжало, но не чуждалось и нового, а, наоборот, с удовольствием к нему обращалось, перерабатывая по-своему.
Преображенская церковь, построена в 1762 году, каменная, престола три: главный холодный Преображения Господня, теплый: южный Владимирской Божией Матери и северный Преподобного Исакия Печерского.
В 1901 году служили:
Священник Петр Матвеевич Лисицын 40-ка лет, студент семинарии, священником с 1882 года, награжден скуфьей в 1893 году.
Священник Петр Игнатьевич Пенкин 54-х лет, студент семинарии, в служении с 1870 года, священником с 1895 года, состоял членом благочинного совета, награжден набедренником в 1898 году.
Диакон Иоанн Николаевич Прутенский 24-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1894 года.
Псаломщик Иван Петрович Воробьев 29-ти лет, в должности с 1888 года.
Псаломщик Николай Димитриевич Честной 31-го года, в должности с 1897 года.
Прихожан в Осташкове – 188 дворов (1336 мужчин, 1481 женщина).
В 1914 году служили:
Священник Михаил Лебедев 45-ти лет, окончил семинарию, на службе 22 года, в Преображенском храме 1 год.
Священник Илия Синев 35-ти лет, окончил семинарию, на службе 15 лет, в Преображенском храме 3 года.
Штатный диакон Леонид Раевский 27-ми годов, на службе 8 лет, в Преображенском храме 1 год.
Псаломщик Иоанн Воробьев 43-х лет, на службе 26 лет.
Псаломщик Евгений Прозоров 23-х лет, окончил семинарию, на службе 2 года.
Прихожан в Осташкове – 1368 мужчин, 1526 женщин.
Церковь в честь Преображения Господня, каменная, построена в 1762 году; трехпрестольная. В настоящей холодной — придел в честь Преображения Господня; в теплой два придела: в честь Владимирской Иконы Божией Матери (празднование 21 мая, 23 июня и 26 августа) и во имя Преподобного Исаакия Печерского (празднование 12 февраля). В 1860 году купцом А.М. Мосягиным устроена вокруг церкви красная гранитная ограда с гранитными колоннами и железной решеткой.
Настоятелем Храма в честь Преображения Господня был Протоиерей Владимир Петрович Успенский. Жизнь и деятельность таких пастырей церкви, каким был почивший смиренный протоиерей, вполне достойны сохранения в памяти потомства.
В.П. Успенский, по своему происхождению, был сын диакона села Завидова, Ржевского уезда. В раннем школьном Возрасте он лишился своего родителя. При помощи Божьей, сирота Владимир Успенский, конечно, со всми лишениями и подвигами сиротства и тогдашней учебно-воспитательной жизни, окончил полный курс в Тверской Духовной Семинарии и, отказавшись, вследствие своих тяжелых семейных обстоятельств, от благ предстоявшего ему академического образования, вышел с званием студента.
13 октября, 1845 года молодой студент В.П. Успенский опредлен был учителем латинского языка в низшее отделение Ржевского уездного духовного училища.
На духовно-училищной службе он состоял 28 лет, из которых 15 лет инспектором Осташковского Духовного Училища. Своей ревностной службой он скоро обратил на себя внимание начальства. Через два года службы он сделан был старшим учителем, а в половине четвертого года ему уже поручено было исправление должности инспектора Ржевских духовных училищ, которую он и нес почти целый год, впредь до перемещения его в Осташковское духовное училище.
Как на доказательство плодотворного влияния учебно-воспитательной деятельности почившего протоиерея, можно указать на то обстоятельство, что служба его совпадает с одним из плодотворных по своим последствиям периодов жизни Осташковского Духовного Училища. Из даровитых учеников этого училища не мало вышло почтенных лиц, и многие из учеников, закончивших свое образование в училище, также занимают теперь хорошие должности. Успехи школы всегда являются плодом общего воздействия всей её корпорации на наличные силы учащихся, и, конечно, было бы грубой ошибкой приписывать все успехи школы одной личности. Но что покойный протоиерей, как учитель и инспектор, принимал немаловажное участие в процессе ученического развития, об этом свидетельствуют относительно быстрое его движение по службе и непосредственно свидетельство начальства. По ревизии училища 1857 года за усердное преподавание вверенных ему предметов и внимательное наблюдение за поведением учеников объявлена ему благодарность Тверского семинарского правления (8 мая, 1858 года). Все замечательные лица, бывшие ученики покойного, при посещении г. Осташкова, считали своей обязанностью навещать его, бывшего своего учителя и воспитателя, что также может служить свидетельством об учебновоспитательном достоинстве почившего протоиерея.
1 декабря 1863 года, на 24 году училищной службы, такое позднее принятие священства ясно указывает на внутреннюю борьбу относительно принятия им священного сана, как на выражение его благоговейного настроения. Первым и главным моментом этой борьбы, как говорят, для покойного был вопрос об избрании самого рода жизни, мирского или иноческого. Решив первый вопрос, сделавшись семьянином, покойный протоиерей решил принять священство и уже ждал только призвания Божия. На освободившееся священническое место при Осташковской градской Преображенской церкви, на которое он подал прощение о своем определении, преосвященный Филофей определил сначала одного полкового священника, но тот умер на дороге к своему новому месту служения. Второй избранник владыки, заслуженный священник из ближайшего к Осташкову села Новых-Елец И.А. Грязной, вследствие быстро развившейся тоски по сельской жизни, через неделю перепросился у владыки обратно на старое место. Тогда все родные и знакомые принуждали покойного протоиерея В.П. Успенского вторично просить у владыки того же священнического места, но он решительно отклонил от себя их требование, передав исполнение своего желания воле Божией, и, к удивлению всех, преосвященнейший Филофей определил теперь его во священники к храму Преображения Господня. Как бы самим промыслом определенный к этому храму на священническое служение, покойный крепко держался указанной ему Богом паствы и святыни и, не смотря на бывшие сильные искушения перейти на более видные и выгодные места, весь свой 26-ти-летний период священства посвятил на служение одному храму Божию. И Бог наградил это пастырское усердие покойного. Не смотря на свое позднее принятие священства, он успел воспитать в духе православной веры и благочестия целое молодое поколение, начиная от купели крещения до благодатного освящения, укрепив в вере и надежде на милосердие Божие, напутствовал в жизнь вечную, так что покойный в своей пастве сделался вполне родным пастырем, который мог называть своих овец по имени, и овцы его хорошо знали и слышали глас его.
В своей пастырской деятельности покойный протоиерей отличался всегдашним благоговением, полною покорностью уставам православной церкви — до принятия странных и убогих в дом свой. В приемах общественного обращения покойный протоиерей отличался отсутствием надменности, спокойствием речи и скромностью. Таким пастырским поведением он снискал у своих прихожан и, вообще, у граждан г. Осташкова искреннюю любовь и почтение. духовные дети его обращались к нему в разных делах за советами, а в случае болезни близких многие граждане обращались к нему с просьбой помолиться о выздоровлении болящих; городское же духовенство в 1887 г. достойно избрало его своим духовным отцом.
Совместно с исполнением учебно-воспитательных, пастырских и семейных обязанностей, усопший протоиерей все свои досуги до смерти посвящал ученым занятиям. Главным предметом его исследований был старинный Ржевский уезд, со входившим в состав его Осташковским. С целью исторического знакомства с памятниками старины покойный пешком исходил оба уезда, подвергаясь непогоде, блужданиям и опасностям. Однажды он совсем было погиб в болоте; в другой раз, когда он совсем было погиб по берегу реки, осыпалась у него под ногами земля, и он упал в реку, но оба раза благополучно спасся от опасности. Нельзя не удивляться обилию ученых трудов усопшего. Он коснулся в них и прошедшей жизни Осташковского духовного училища, и православных монастырей и святынь старинного Ржевского уезда, и прошлого самого г. Осташкова — и подобными трудами не мало послужил развитию общественного самосознания. Его описание жития преподобного Нила, Столбенского чудотворца, читается в св. обители за трапезой и служит источником назидания для всех, ищущих благодатного укрепления своей жизни в подвигах угодников Божиих. Нам нет надобности делать подробную оценку ученой деятельности усопшего. Ученое достоинство усопшего его трудов засвидетельствовано епархиальным начальством и учеными учреждениями еще при жизни автора.
В заключение описания деятельности усопшего протоиерея следует упомянуть и то, что он нередко был избираем депутатом на съезде местного окружного и всего епархиального духовенства и немалое время состоял старшим членом ревизионного комитета по проверке денежных сумм и отчетов по содержанию Осташковского духовного училища, каковые обязанности, как и все поручения епархиального начальства, он исполнял всегда строго добросовестно, но без притязательности.
Общее направление всей деятельности усопшего протоиерея, при несомненной его кротости и смирении в то же время отличалось твердостью убеждений и практической настойчивостью.
В 1894 году, 29 декабря в 9 с половиной часов вечера после непродолжительной болезни, тихо, в глубокой вере и твердом христианском уповании, на 71 году от рождения, скончался в гор. Осташкове протоиерей В.П. Успенский.
В 1844 году, 16 августа совершено было рукоположение Иоанна Арсеньевича Киркирского во священники к храму Преображения Господня города Осташкова, а 21 августа, 1894 года совершено было в храме Преображения Господня г. Осташкова празднование по случаю закончившегося 16 числа сего же августа 50-ти-летия служения въ священно-иерейском сане при помянутом храме о. протоиерея оного храма И.А. Киркирского. Первоначально еще в самый день юбилея 16 августа, по распоряжению о. благочинного, принесено было поздравление о. юбиляру от Осташковского градского духовенства, через избранных троих представителей его, с прочтением и поднесением 50-ти- летнему труженику адреса, в котором воспомянуты были все прекрасные отношения его к пастырскому его служению при помянутом св. храме и к должностям его по духовному ведомству, возлагавшимся на него епархиальной властью, также его благие и мудрые советы на собраниях духовенства, — его благоплодное представительство за интересы церкви и ея служителей Тогда же были принесены поздравления и от граждан через одного из членов городской управы и от некоторых почетных лиц города, также от родных и знакомых.
В тот же день от прихожан отправлено было к его высокопреосвященству прошение о разрешении им в 21 день августа совершить в честь отца юбиляра в их приходском храме Преображения юбилейное торжество и поднести о. юбиляру на память золотой наперсный крест. 20 августа действительно получен был Указ Тверской Духовной Консистории с прописанием разрешения на просимое. Вечером в обычное время отправлено было торжественное всенощное бдение с полным освящением всего храма. К рядовой службе Воскресению Христову и продолжавшемуся тогда празднику Успения Божией Матери, присоединены были в приличествующих местах песнопения Нерукотворному образу Спасителя. На другой день, т.е. 21 августа, в 10 часов утра начата была литургия. Служили сам о. юбиляр и младший протоиерей той же Преображенской церкви о. В.П. Успенский. Народу, не смотря на ненастную погоду, было очень много. Пение было исполняемо своим Преображенским хором певчих. При окончании литургии сказано было приличествующее празднеству слово.
К концу литургии прибыли четыре священника городских церквей, чтобы участвовать в служении благодарственного молебна. О. благочинный, соборный протоиерей, не мог прийти, потому что был нездоров. Перед начатием молебна прочитан был указ консистории с разрешением от его высокопреосвященства на отправление юбилейного празднества и на поднесение виновнику празднества золотого наперсного креста. По прочтении указа, один из духовных детей о. юбиляра И.П. Ликин прочел ему адрес от прихожан.
За сим отслужен был благодарственный молебен Господу Богу. На молебен были своих два протоиерея, т.е. сам о. юбиляр и младший местный протоиерей и четыре городских священника. В конце молебна провозглашено было многолетие Государю Императору, Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, Св. Правительствующему Синоду, высокопреосвященнейшему Савве, архиепископу Тверскому и Кашинскому, с богохранимой его паствой и наконец о. юбиляру.
После молебна, всем участникам и участницам празднества — в доме о. юбиляра — предложено было скромное, но очень приличное угощение.
В 3 часа дня в дом о. юбиляра изволили пожаловать для принесения поздравления дорогие и неоцененные гости: г. Осташковский предводитель дворянства Степан Петрович Уткин, г. председатель Осташковской земской управы Алексей Васильевич Грузинов и г. земский начальник Алипий Васильевич Самарин. С ними же изволил пожаловать и присутствовать при поздравлении г. начальник Новгородской губ., камергер двора его Величества, Борис Владимирович Штюрмер, познакомившийся с Осташковом во время заведования Тверской губернской земской управой. Он в это время только что прибыл в Осташков из Ниловой пустыни, куда приезжал поклониться угоднику Божию, думая из Осташкова отправиться через Ржев в свое Новоторжское имение. Степан Петрович Уткин при этом прочитал о. юбиляру адрес от Осташковского дворянства, в котором, упомянув о предмете празднества, представил на вид духовно-просветительную и воспитательную заслугу юбиляра, простиравшуюся на два поколения обитателей города, его живое участие во всех радостях и горестях, пережитых в течение 50 лет Осташковским краем и его сердечную связь со всеми сословиями Осташковского общества и, поздравив его с 50-ти-летним юбилеем, заключил пожеланием здоровья и сил к прохождению служения его еще на многие лета. Краткое, но весьма приветливое поздравление высказал и помянутый высокочтимый гость Осташкова г. Штюрмер.
К концу празднования подошло еще поздравительное с юбилеем письмо от заведующего Осташковским женским училищем, в котором о. юбиляр долгое время был преподавателем закона Божия, — П.А. Дрызлова — бывшего прежде, при существовании в Осташкове гражданского уездного училища, так как о. юбиляр и в этом училище был не мало времени законоучителем.
Было и еще несколько поздравлений — от близких лиц письмами, — от дальних — телеграммами, например, письмом 16 августа от достопочтеннейшего о. архимандрита Осташковского Житенского монастыря Алексия; телеграммами — от некоторых иноуездных священников, родных и знакомых, но мы их не перечисляем. Не можем впрочем — между этими последними поздравительными письмами и телеграммами — не упомянуть одной очень дорогой для отца юбиляра, присланной после 21 августа, поздравительной телеграммы почтенного представителя достоуважаемой промышленной фирмы юфтевых производчиков г. Осташкова гг. Савиных Владимира Ивановича Савина.
С 1900 г. церковным старостой при храме Преображения Господня состоял купец Михаил Николаевич Нагибин, уроженец города Осташкова, род. 20 сентября, 1835 года.
С 19 сентября, 1882 года священником при церкви состоял Петр Матвеевич Лисицын. В продолжении всей своей службы состоял законоучителем начальных училищ. Отличался любовью к проповедническому и миссионерскому делу; крестил 7 человек евреев, присоединил к православию: 1 католика, 1 лютеранку и 1 молоканина; поучения с церковной кафедры говорил очень часто. Кром того состоял членом Правления Осташковского Благотворительного Общества.
По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. – Тверь, 1914., Токмаков И.Ф. Город Осташков Тверской губернии и его уезд. Сборник историко-статистических и археологических сведений. – Москва, 1906.
Фото. № 1 Максим Митютко с сайта Maxim || BEERHEAD
Фото. № 3 – 6 из издания Токмаков И.Ф. Город Осташков Тверской губернии и его уезд. Сборник историко-статистических и археологических сведений. – Москва, 1906.
Православные храмы Тверской земли