Казанской иконы Божией Матери церковь в Заречье, Торжокский район

0 0
Read Time:5 Minute, 31 Second

Село Заречье, от Твери 50 верст, от Старицы 25 верст.

По данным Клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год:

Село Заречье, в оном селе церковь каменная во имя Казанския Божия Матери с приделами Святителя Николая и Преподобнаго Нила Столбенскаго, построена в 1804 году, в твердости, утварию довольна, опись утвари и книга приходорасходная церковной суммы имеются, однокомплетная; при ней земли отмежевано 40 десятин, приходских 31 двор а в них мужеска пола 369, женска 436 душ, священноицерковнослужительских денжных доходов в сем 1828 году 295 руб. 96 коп., разстоянием от городов: Твери 48, от Старицы 32 версты, в близости имеются селы Буконтово в 4-х, Троицкое в 6-ти верстах.

В 1828 году служили: Священник Василий Матвеев – 24 года. В чтении и пении исправен. Окончивший курс богословия. Не вдов. Произведен в священника в 1826 году и граммату имеет. Родства ни с кем не имет. Подозрительных дел не было. В дурных поступках не замечены. Жена его Елена Родионова – 17 лет. Теща его вдовая попадья Марья Львова – 51 год. Дочь ея Анна Родионова – 12 лет.

Дьячек Матвей Тимофеев – 51 год. В чтении и пении хорош. Из класса поэзии. Женат 1-м браком. В 1799 определен был города Твери к Предтеченская церкви в пономаря, а в 1802 году посвящен и переименован в дьячка, граммату и в переведении указ имеет. Пономарю зять. Подозрительных дел не было. Жена его Аграфена Стефанова – 53 года. Сын их Стефан – 18 лет в Новоторжском нисшем уездном училище прозванием Казанский

Пономарь Никифор Стефанов – 62 года. Из класса. синтаксимы. В чтении и пении не худ. Состояния хорошаго, женат 1-м браком. В 1801 году посвящен и граммату имеет. Дьячку шурин. Подозрительных дел не было. Жена его Марья Иванова – 49 лет. Дети их: Екатерина – 16 лет, Иван – 11 лет в Старицком высшем классе приходском училище прозванием Франтов, Михаил – 8 в Старицком нисшем классе приходском училище [прозванием] Франтов.

Прихожан в селе Заречье, в деревнях Негошково, Безсменина, Лапатина, Раменье – 91 двор (369 мужчин, 436 женщин).

По данным Епархиального статистического сборника за 1901 год:

Церковь Казанская, построена в 1798 году, каменная, престола три: главный холодный Казанской Божией Матери, придельные теплые Святителя Николая и Преподобного Нила Столобенского.

Церковные документы: опись 1853 года, метрики с 1790 года, исповедные с 1823 года.

В 1901 году служили: Священник Петр Никитич Резваков 63-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1861 году, священником с 1863 года, состоит членом благочиннического совета и духовником, награжден в 1896 году камилавкой. Псаломщик Александр Михайлович Франтов 36-ти лет, в должности с 1887 года.

Прихожан в селе Заречье, Негошкове, Беземенине, Лопатине – 169 дворов (560 мужчин, 688 женщин).

В 1914 году служили: Священник Петр Резвяков 79-ти лет, окончил семинарию, на службе 51 год. Псаломщик Николай Постников 36-ти лет, на службе 13 лет, в Казанском храме 10 лет.

Прихожан в деревнях: Безсменино, Негошково, Лопатино – 567 мужчин и 684 женщины.

По материалам изданий Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда. 1828 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦ ЦИ и ПК им. В.В. Болотова. Ред. кол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред. и др.) – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. – Тверь, 1914.

Фото. Кириллова Николая Ефимовича. 1939 год. Из семейного архива Дарьи Гласнер.

В Казанской церкви с. Заречье (1791-1798) трёхсветный храм-ротонда составляет лишь часть традиционной продольно-осевой композиции. Опоясывающая его нижний ярус ионическая колоннада прерывается с запада и востока трапезной и апсидой, а с верхним купольным объемом ротонды, прорезанным термальными окнами, соперничает в общей композиции стройная трехъярусная колокольня со шпилем.

По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. – М.: Наука, 1997 – . – (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. – 2006.
    

Казанская церковь. План.


На окраине небольшого села (Торжокский р-н, Тверская обл.), когда-то принадлежавшего Старицкому уезду, на кладбище стоит пустой храм, привлекающий внимание необычной столичностью и, вместе с тем, противоречивостью своей архитектуры. Этот практически неизвестный памятник демонстрирует черты сразу раннего и зрелого классицизма XVIII века, причем если нижние части храма, его трапезной и колокольни выполнены в стиле раннего, французского классицизма, то венчающий ротонду барабан с термальными полуциркульными окнами по сторонам света принадлежит зрелому классицизму палладианского направления. Храм закончен в 1798 г., а потому ясно, что к этому времени относится именно завершение в формах зрелого классицизма, тогда как «французские» формы нижних частей принадлежат более раннему времени, хотя вряд ли намного отстоящему от 1798 года: храм задумывался с другим завершением, но его сменили на более «модное» прямо в процессе строительства.

Было бы очень заманчиво связать барабан и венчающую его «беседку» с творчеством Н.А. Львова, архитектора-дилетанта, жившего в соседнем Новоторжском уезде и создавшего довольно много усадебных домов и храмов для соседей. Термальные окна довольно характерны для Львова, а «беседка»-барабанчик встречается в спроектированных им церквах в Мурине и Горницах, хотя и в несколько более крупном масштабе. Предположение об авторстве Львова для венчающей ротонды церкви в Заречье не так уж фантастично, хотя вписывается в недавно проявившуюся тенденцию приписывать этому зодчему все значительные здания в районе Торжка в стиле классицизма.

Сложнее вопрос об авторстве и происхождении основных частей храма, выполненных в «стиле Людовика XVI». Основу композиции здесь составляет двусветная ротонда с круглыми окнами во втором свете, к которой примыкают пониженный алтарь со скруглением и трапезная со скругленными углами. Этот довольно прихотливый план и сложная композиция для Львова совершенно нехарактерны. Львову приписывают два храма-ротонды, выполненные в духе французского классицизма: церковь в Александровском под Петербургом («Кулич и пасха» 1785–1787) и церковь Екатерины в Валдае (1794). Но авторство этих построек не столь уж определенно, церковь в Александровском вообще могла быть построена кем угодно, а проект валдайского храма, составленный Львовым, был гораздо менее «французским» по сравнению с тем, что было возведено кем-то другим в натуре. Кроме того, форма трапезной в Заречье больше похожа на то, что мы видим в московских постройках, связываемых с Баженовым и Казаковым (можно назвать трапезные храмов Всех Скорбящих, Сергия в Рогожской и Богоявления в Елохове). Общая композиция с ротондой, трапезной и колокольней сближает храм в Заречье с московской церковью Вознесения на Гороховом поле (1788–1793), связываемой с именем М.Ф. Казакова (в последней нет только алтарного выступа).

В случае с храмом в Заречье речь идет, видимо, об осуществленном в усадебном храме проекте крупного зодчего, ориентированного на французский классицизм (это мог быть и петербуржец, и москвич), тогда как прямо во время возведения здания этот стиль уже устарел, и его сменили в завершении на палладианский неоклассицизм в исполнении достаточно именитого Львова, уже построившего целый ряд храмов в округе Торжка.

Вл.В. Седов

По материалам сайта Проект Классика

Фото. № 1 Анатолия Максимова. Май 2014 г.

Фото. № 3 предоставлено Дарьей Гласнер

Православные храмы Тверской земли

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Сергия Радонежского церковь в Дарах, Торжокский район
Next post Преподобный Савватий Тверской

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы