Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — его ответы на все вопросы, интересующие пытливого читателя. Вопросы будут разные, но принцип один — они будут исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлой рубрике поднимался вопрос спасения для тех, кто не верит в Христа: могут ли они наследовать вечную жизнь или нет, а сегодня, в Страстную пятницу, в день, когда Христос был распят на Голгофе, поговорим о кресте как символе христианства в бытовом плане. Вопрос задают читатели нашего портала:
Почему во время службы прихожане неоднократно крестятся? Для этого есть «слова-сигналы», это порыв души или надо просто смотреть на священника и повторять все, что он делает? Почему недостаточно перекреститься, входя в церковь или подойдя к иконе, а делать это постоянно? И отдельный вопрос — зачем люди крестятся, выходя из храма.
Крестное знамение – это одна из внешних форм молитвы и хотя, безусловно, есть некие правила совершения крестного знамения, в значительной мере, как и молитва, оно может быть совершаемо вне зависимости от каких-то внешних условий. К тому, что можно назвать «правилами» относится традиция совершать крестное знамение на всякую доксологию, т.е. всякий раз, когда в богослужебных текстах звучит прославление Бога (например: «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу…», «Яко Твое есть царство и сила, и слава Отца и Сына, и Святаго Духа…» и т.п.), которые обычно находятся в конце молитв и часто возглашаются священником.
Выходя из храма, многие совершают крестное знамение, как бы прощаясь с храмом, выходя из пространства сугубой молитвы в пространство повседневности. Но на самом деле все это является условностью, в зависимости от внутреннего настроения человек может совершать крестное знамение реже или чаще, или не совершать вовсе. Все это никак не влияет на истинность молитвы, веры, благочестия. Даже подойдя к какой-то иконе и не совершив крестного знамени, человек может начать свою молитву. Поэтому вопросы из разряда что нужно, а что нет, что достаточно, а что не очень, это вопросы скорее «бытовые», похожие на споры о том, как правильно готовить оливье и в какую сторону мешать чай: по часовой стрелке или против нее.