Бориса и Глеба церковь в Мичково, Старицкий район

0 0
Read Time:12 Minute, 31 Second

В начале ХVII в. в с. Мичкове существовал деревянный храм, посвященный памяти святых великих князей Бориса и Глеба с приделом в честь св. великомученицы Параскевы. Ок. 1774 г. этот храм во время грозы сгорел. Прихожане с. Мичкова решили построить новый – каменный храм, а для совершения богослужения была построена деревянная церковь, которая в последствии была продана в с. Панафидино. 27 июня 1774 г. было заложено основание каменного храма, а в 1784 г. он был освящен. В 1840 г. Мичковский храм был расширен. Борисоглебский храм имел три престола: главный холодный во имя Бориса и Глеба, правый – во имя великомученицы Параскевы и левый – во имя святителя Николая. В 1865 г. живопись и иконы в холодном храме переписаны ржевским живописцем Петром Зуевым, а в теплом храме стены и потолок были расписаны в 1874 г. Прихожане были из с. Мичково и дд. Ионино, Алферьево, Климово, Репинка, Никольское, Сидорово, Высоково, Пыхово, Шишково, Чухино, Мошино, Литино, Поповка.

В 1901 г. в приходе было 601 хозяйство, проживали 5936 человек (2833 мужчины и 3103 женщины). Священниками в церкви служили Никанор Петрович Ушаков, 63-х лет, и Владимир Александрович Троицкий, 34-х лет, дьяконом служил Павел Алексеевич Световидов, 69-ти лет, псаломщиками – Петр Львович Маслов, 32-х лет, и Иван Арсеньевич Белюстин, 30-ти лет.

Церковь не сохранилась.

По данным клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год:

Сел Мичково, в нем церковь во имя Благоверных князей Бориса и Глеба с приделом мученицы Параскевы, каменная, в твердости, утварью довольна, построена в 1774 году, двукомплетная, опись церковной утвари и приходорасходная церковной суммы книги имеются. Земли при ней отмежевано 36 десятин, планы и межевая книга имеются обще с крестьянами, приходских дворов 590, в них мужескаго пола 2135, женскаго 2257 душ. Оное село разстоянием от городов епаршескаго в 50-ти, а от уезднаго в 25 верстах. По близости к оному имеются села: Гнездово в 5-ти и Зубцовскаго уезда село Степурино в 4 верстах.

В 1828 году служили: Священник Иоанн Иосифов – 48 лет. В чтении и пении хорош. В школах был, уволен из богословии окончив курс, сказывает в год по две проповеди в Старицком Борисоглебском соборе. Не вдов. Произведен в 1801 году Зубцевскаго уезда в село Родню, а в оное село переведен в 1811 и граммату имеет. Родства между’ собою не имеют. Оному священнику Осипову в 1813 году за оказанныя в духовном правлении грубости учинен выговор, сверх сего оный же священник по указу Консистории 1824 марта от 10 дня за излишнее от прихожан испрашивание за требы платы обязан подпискою о не чинении сего впредь. В дурных поступках не замечены. Жена его Татиана Александрова – 45 лет. У них дети: Александр – 20 лет в семинарии в богословии прозванием Воронцов, Параскева – 13 лет.

Восстановленная могила родителей игумена
Дамаскина на погосте с. Мичкова.

2-й священник Иоанн Филиппов – 24 года. В чтении и пении хорош. В школах был, уволен из богословии окончив курс. Не вдов. Произведен в 1828 году и грамату имеет. Жена его Мария Афанасиева – 17 лет.

Диакон Василий Николаев – 25 лет. В чтении и пении хорош. В школах был, уволен из философии. Свидетельства не имеет. Не вдов. Произведен 1828 года, грамату имеет. Подозрительных дел не было. Жена его Татиана Афанасьева – 25 лет. У них сын Иоанн – 1 год.

Дьячек Феодор Феодоров – 42 года. В чтении и пении хорош. В школах был, изключен из реторики. Женат первым браком. Посвящен в стихарь в 1810 году и грамату имеет. Жена его Евдокея Иванова – 40 лет. У них дети: Анна – 15 лет, Лев – 8 лет, Евдокея – 6 лет, Наталия – 3 года, Александра – 1 год.

2-й дьячек Кирилл Михайлов – 28 лет. В чтении и пении хорош. В школах был, изключен из приходскаго училища. Женат первым браком. Указом определен с 1821 году, а в стихарь посвящен в 1823 в село Перхурово, в оное село указом переведен 1825 года и грамату имеет. Жена его Анна Егорова ­ 29 лет. У них сын Андрей – 3 года.

Пономарь Иоанн Иоакимов – 64 года. В чтении и пении средственн. В школах не был. Женат вторым браком. Посвящен в стихарь в 1784 году и грамату имеет. Оный пономарь в 1806 году штрафован посылкою в монастырь на полгода. Жена его Елена Алексеева – 54 года. У них дети: Надежда – 15 лет, Петр – 12 лет в Старицком уездном училище прозванием Трунев.

2-й пономарь Митрофан Васильев – 31 год. В чтении и пении неисправен. В школах был, изключен из уезднаго училища. Женат первым браком. Указом определен в 1815 году, а в стихарь посвящен в 1816 и грамату имеет. Зять пономарю Ивану Иоакимову. К должности ленив, а к священнику своему непочтителен и груб. Жена его Ирина Иванова – 33 года. У них дети: Епистилия – 10 лет, Фекла – 5 лет, Иродион – 3 года, Матрона – полугоду.

Престарелый священник Алексей Федоров – 77 лет. Уволен от должности за старостию лет в 1824 году. У него дочь Анна – 35 лет.

Умершаго свяшенника Петра Лукина дети: Параскева – 10 лет, Михаил – 8 лет в Старицком приходском училище прозванием Истомин.

Умершаго диакона Афанасия Степанова жена Васса Степанова – 53 года. У нее дети: Алексей – 24 года во Ржевском училище прозванием Виноградов, Димитрий – 22 года в семинарии в богословии тем же прозванием, Евдокея – 16 лет. Афанасьевы.

Умершаго дьячка Андрея Егорова жена Феодора Егорова – 35 лет. Определена в просвирницы указом в 1828 гoду. У нее дочери: Александра – 8 лет и Ольга – 3 года. Андреевы.

Прихожан в селе Мичкове, в деревнях: Ионине, Алферьеве, Мошине, Никольском, Климове, Сидорове, Высокове, Пыхове, Шишкове, Быкове, Чухине, Литине, Поповке, Бартеневе, в сельце Балашутине – 590 дворов (2135 мужчин, 2257 женщин).

Плита с могилы матери игумена Дамаскина –
Матроны Ивановой в д. Чудово.

По данным 1901 года:

Село Мичково, от Твери 60 верст, от Старицы 25 верст.

Церковь Борисоглебская, построена в 1774 году, каменная, престола три: в холодной Святых Благоверных Князей Бориса и Глеба, в теплой Святой Мученицы Параскевы и Святителя Николая.

Церковные документы: опись 1859 года, метрики с 1800 года, исповедные с 1828 года, план на землю.

В 1901 году служили: Священник Никанор Петрович Ушаков 63-х лет, окончил духовную семинарию, священником с 1865 года, состоял членом благочинного совета и духовником, награжден в 1899 году наперстным крестом. Священник Владимир Александрович Троицкий 34-х лет, студент семинарии, в служении с 1887 года, священником с 1889 года, состоял катихизатором, награжден в 1894 году набедренником. Диакон Павел Алексеевич Световидов 69-ти лет, в служении с 1849 года, диаконом с 1884 года. Псаломщик Петр Львович Маслов 32-х лет, в должности с 1887 года. Псаломщик Иван Арсеньевич Белюстин 30-ти лет, в должности с 1896 года.

Прихожане: 1) Священника Ушакова – в селе Мичкове, в деревнях: Ионине, Алферьеве, Климове, Репинке, Никольском, Сидорове, Высокове – 293 двора (1290 мужчин, 1393 женщины). 2) Священника Троицкого – в селе Мичкове, в деревнях: Пыхове, Шишкове, Чухине, Мошине, Никольском, Литине, Поповках – 308 дворов (1543 мужчины, 1710 женщин).

В 1914 году служили: Священник Владимир Троицкий 49-ти лет, окончил семинарию, на службе 27 лет, в Борисоглебском храме 20 лет. Священник Александр Лазарев 36-ти лет, окончил семинарию, на службе 15 лет, в Борисоглебском храме 1 год. Штатный диакон Петр Шевелев 36-ти лет, на службе 15 лет, в Борисоглебском храме 12 лет. Псаломщик-диакон Петр Маслов 48-ми лет, на службе 27 лет, в Борисоглебском храме 26 лет. Псаломщик Иван Белюстин 44-х лет, на службе 18 лет.

Прихожан в деревнях: Пыхово, Шишково, Чухино, Мошино, Никольское, Литино, Поповка, Ионино, Алферьево, Климово, Репинка, Сидорово, Высоково, Большие Дворики, Малые Дворики – 2901 мужчина и 3242 женщины.

В приходе сей церкви находились две часовни: 1) в деревне Климове, Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, построена издавна, деревянная. 2) в деревне Алферьеве, Святителя Николая и Святой Мученицы Царицы Александры, деревянная, построена в 1897 году, в память совершения бракосочетания Их Императорских Величеств 14 ноября 1894 года.

Плита с могилы родителя игумена Дамаскина –
Конона Евдокимова на погосте с. Мичкова.

Старицкая земля… Многие славные имена жителей этих мест просияли яркими звездами в небе российском. Имя Дамиана Кононова, уроженца деревни Репенки (Тверская губерния, Старицкий район, Мичковская волость), который известен миру более как игумен Валаамского Спасо-Преображенского мужского ставропигиального монастыря, – одно из них. Но случилось так, что его, столь широко известного далеко за пределами родины, во многом еще предстоит открыть для себя даже его землякам. Что же, Русь православная, все мы после тяжких лет безверия рождаемся сегодня как бы заново.

Будущий игумен Валаамского монастыря Дамиан Кононов был последним ребенком в многодетной семье экономических крестьян. Его отец, Конон Евдокимов, уроженец Репенок, взял себе в жены Матрону Иванову, девушку того же сословия и прихода. Матрона была двумя годами старше Конона и до замужества проживала в деревне Высокое, что раскинулась за много верст по-над тихою речкою Шошей.

В пятой Ревизской сказке (на современном языке – перепись населения), составленной в 1795 г. по городу Старице и Старицкому уезду, имя Дамиана Кононова не упоминается, ибо родился он несколько месяцев спустя, а именно: 22 октября по ст. стилю (4 ноября по нов. стилю) и крещен был 26 числа того же месяца. Заметим, что имя Дамиан имеет греческое происхождение и образовано от глагола “покорять”. Рождение будущего игумена совпало с праздником Казанской иконы Божией Матери (в честь избавления Москвы и России от поляков в 1612 г. ополчением Минина и Пожарского).

К этому времени в семье уже немолодых крестьян было три сына: Григорий, Пимен, Антиох и три дочери: Епистимия, Дарья и Зеновея.

Родители маленького Дамиана являлись благочестивыми прихожанами мичковского храма во имя святых Благоверных Великих Князей Бориса и Глеба (освящен 28 октября 1784 г.). Белокаменный величественный храм с приделом Мученицы Параскевы имел трехъярусную каменную колокольню, девять колоколов которой разносили многоголосный звон по всем окрестным приходским деревням.

Конон и Матрона были людьми глубоко верующими и прививали такую же благоговейную любовь к Всевышнему и уважение к людям своим детям. Такова была традиция этих мест. “Мичковские прихожане, – отмечал в свой летописи в начале ХХ в. священник А. Ушаков, – издавна отличались особым благочестием и усердием к храму Божию, эти добрые качества сохранили и до настоящего времени”. Одними из самых убедительных тому доказательств служат “многочисленные и весьма ценные их пожертвования в пользу местного храма… Едва ли еще в Старицком уезде найдется церковь, столь счастливая в этом отношении”. По-доброму относились мичковские прихожане к своим пастырям, глубоко почитали лиц священного сана, “неизменно сильным было их стремление к просвещению”.

Проникнутый этим благодатным духом Дамиан, с малых лет возлюбивший Господа, не раз ходил на богомолье: вначале в отдаленную Киевопечерскую Лавру, а затем и на Север – в Соловецкий монастырь, Ондрусовскую пустынь, посетил также новгородские монастыри, Коневскую и Валаамскую обители.

Уже это было подвигом, связанным с немалыми усилиями, физическими трудностями и лишениями. Ведь, напомним, мальчик сызмальства страдал хромотой. Но что заставляло его идти вперед? Очевидно, всесильная Любовь, вера в свое предназначение, надежда на спасение души и горячее желание молиться за тех, кто нуждался в его предстательстве перед Господом – за своих близких, за земляков, за землю русскую.

В исторических материалах Валаамской обители есть свидетельства тому, что мудрые старцы, встретившиеся юному Дамиану на его паломническом пути, отнеслись к нему как к будущему светилу духовному и низко поклонились ему (что весьма удивило юношу), так сильна была в его глазах вера и надежда на спасение души.

Приняв решение навсегда остаться на Валааме, Дамиан возвращается в свою деревню для получения необходимого при пострижении в монахи “увольнения от общества” и благословения отца. Весной 1820 г. он, избравший для себя путь служения Господу, уже навсегда покинул отчий дом.

Установка поклонного креста на месте утраченного в годы войны
Борисоглебского храма в д. Мичково.

Позже о. Дамаскин со слезами на глазах вспоминал эти минуты своей жизни. Целых три версты провожал “свое любимое детище” престарелый отец. Оба чувствовали, что никогда больше не увидятся. Когда же наступила последняя минута разлуки, старик зарыдал. “Дамианушко, прощай!” – кричал он и все кланялся до той поры, пока сын не скрылся из виду. Спустя два года отца не стало.

Согласно записи в метрической книге города Старицы и его уезда за 1812 г., матушка будущего игумена Матрона Иванова скончалась 15 июля 1812 г. и была погребена на церковном кладбище с. Мичкова. О том, когда умер отец и где он похоронен, тогда еще небыло известно. Предстоял долгий поиск.

С помощью внучки Сергея Петровича и Антонины Михайловны Бронниковых – Евгении Крыловой и её мамы Елены Сергеевны удалось разыскать глубоко вросшую в землю (первоначально из-под травы и листьев виднелся лишь её уголок) плиту черного гранита с надписью:

Здесь погребено тело родителя Валаамского настоятеля Игумена Дамаскина раба Божия Конона Евдокимова скончавшагося 2 марта 1822 года 79 л. от рождения.

Это и было местом подлинного погребения родителей валаамского игумена – отца, Конона Евдокимова и матери, Матроны Ивановой.

Ныне на старом приходском мичковском кладбище рядом покоятся две плиты из красного и черного гранита, доставленные некогда на родину игумена о. Дамаскина благодарной братией с Валаама, что подтвердили валаамские эксперты. Над этой тихой родительской могилкой священнослужителями Ильинского храма г. Старицы – о. Владимиром и Московского подворья Валаамского монастыря иеромонахом о. Агафангелом и о. Виссарионом в присутствии архивариуса Валаамского монастыря Веры Феодосиевны Кисельковой при большом стечении народа был освящен крест и отслужена краткая панихида.

А летом 2006 года на месте взорванного в годы войны мичковского приходского храма состоялось ещё одно значимое для православных степуринских прихожан событие: установлены и освящены поклонный крест и мемориальная доска.

Сегодня добрые люди – жители деревни Мичково и других окрестных деревень поддерживают здесь порядок, ухаживая также и за недавно найденной и восстановленной могилкой последнего настоятеля их храма о. Владимира Троицкого (ум. в 1941 г.), погребенного здесь с супругою – матушкой Зинаидой Яковлевной Троицкой (ум. в 1938 г.). Это место с двумя белыми резными надгробиями из старицкого камня и с придавленным старым деревом крестом было показано жительницей тогдашнего села Мичкова Валентиной Ивановной Молчановой (Невской), присутствовавшей в день погребения высокочтимого священнослужителя. “Отец Владимир был чудесным батюшкой: высокий, красивый, благообразный, – рассказывала она. – С приятным голосом и каллиграфическим почерком. Был к нам всегда уважителен. Учил нас, крестьянских детей, молится, читать и писать. Даже в 1941 году, до самой своей кончины, он не прекращал служить в храме. Всякий, встретившийся с ним на улице, кланялся ему в пояс и просил благословения”.

По воспоминаниям Валентины Ивановны, в день похорон вся храмовая площадь до самого погоста была заполнена людьми. “Все хотели попрощаться с нашим любимым батюшкой”, – рассказала она. “А после собрали всех нас, ребятишек, в церковной сторожке. Обогрели, угостили, успокоили”. В ту пору ей было 11 лет.

Спустя 65 лет, память людей вновь пивела их к заросшему сиренью, бузиной и густой крапивой месту погребения некогда почитаемого, а потом, казалось бы, надолго забытого священнослужителя. Нелегкая подвижническая жизнь сельского духовенства, безусловно, заслуживает того, чтобы память о них и место их упокоения чтили потомки. Быть может, сельским школьникам и учителям не стоит забывать свои тихие погосты, обходя их заботой и вниманием? Там покоятся наши предки, благодарная память о которых и отличает нас, людей, от всех иных существ, живущих на Земле.

Николай и Наталья Минины

Ирина Морозова (справа) и Ирина Трифонова у могилы
родителей игумена Дамаскина.

По материалам изданий Тверская деревня. Старицкий район: Энциклопедия российских деревень. – Старица, 2007., Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда. 1828 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦ ЦИ и ПК им. В.В. Болотова. Ред. кол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред. и др.). – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901 год., Справочная книга по Тверской епархии. – Тверь, 1914., На родине игумена Дамаскина. и материалам Официального сайта Валаамского монастыря

Фото. № 1 Сергея Павловича Носикова. Сентябрь 2017 г.

Фото 2 – 4 из издания Валаамский избранник. Жизнеописание. Поучения. Письма игумена Дамаскина. – Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2007

Фото. № 5, 6 из издания На родине игумена Дамаскина

Православные храмы Тверской земли

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
100 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Михаила Архистратига церковь в урочище Михайловское, Старицкий район
Next post О поминовении и поминках

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы