Село Садуново, от Твери 90 вёрст, Корчевы 40 вёрст.
Никольская церковь построена в 1848 году, каменная, престолов три: в холодной Святителя Николая, в тёплой: правый Святителя Дмитрия Ростовского, левый Митрофания Воронежского.
В 1901 году служили: Священник Сергий Иоаннович Никитский 30 лет, студент семинарии, в служении с 1892 года, священником с 1894 года. Псаломщик Александр Антонович Томилов 76 лет, в должности с 1842 года. Прихожан в сельце Никольском,в деревнях Андрейцеве, Остенине, Радованье, Янине, Берникове – 92 двора (386 мужчин, 463 женщины).
Село исчезло, все вокруг заросло лесом. В церкви ведутся реставрационные работы. Жители ближайших деревень Андрейцево и Сошниково, за высокие стрельчатые, окна называют церковь – “Готика”. При реставрации стрельчатость окон любовно соблюдается.
По материалам издания Добровольский И. Тверской Епархиальный статистический сборник. 1901. и со слов Поповой Валентины Петровны
В конце 90-х возникла идея организовать подворье для летнего отдыха прихожан храма прп. Марона Пустынника Сирийского (г. Москва). Было найдено и место – на территории бывшей барской усадьбы в селе Садуново Тверской области, рядом с разрушенным храмом. Начало было положено в 2001 г. – 10 взрослых и 20 детей, учеников воскресной школы, выехали на одну смену в Тверскую область. В течение трех лет дети приезжали на одну летнюю смену, в 2004 году было сделано две смены, а начиная с 2005 и до сих пор – лагерь (летняя Воскресная школа) принимает ребят в три смены.
11 августа 2012 года в третий раз за последние три года была отслужена Божественная Литургия в Храме святителя Николая Чудотворца, что в летней Воскресной школе в селе Садуново.
День и место для богослужения были выбраны неслучайно, ведь именно 11 августа совершается память Рождества Святителя Николая. В 2004 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил по желанию настоятелей храма и прихожан возобновить празднование Рождества Святителя Николая 29 Июля / 11 Августа. Это духовное чествование имеет древнюю традицию на Руси, восходящую к началу XIII столетия.
На службе присутствовало около ста человек, в основном это были прихожане храма прп. Марона Пустынника Сирийского, приехавшие из. Завершилось празднование крестным ходом вокруг храма.
По материалам сайта Храма прп. Марона Пустынника Сирийского
ИСТОРИЯ СЕЛЬЦА САДУНОВО И НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ
По известным источникам название Садуново впервые встречается в 1628 году в Кашинской писцовой книге. Во владение помещика Никанора Матвеева, сына Лихачёва состоит сельцо Лунево с деревней Милютиной и с пустошьми, среди которых пустошь Садуново. Происхождение названия пока трудно установить, но скорее всего оно связано с прозвищем человека, первым начавшим обработку этого участка. Поместье это Лихачёв получил по государевой грамоте 1620 года. В 1678 г сельцо Лунёво, а Глезнево тож, состоит во владении сына Никифора Лиходеева – Ивана. В нём двор помещиков, да двор крестьянский.
По данным генерального межевания, произведённого 5 октября 1775 года, во владении подпоручика Петра Петровича Мельсина состоит сельцо Садуново, сельцо Маклаково, деревня Анедрейцево, деревня Новоселово, Янино тож с пустошьми. Крестьян всего 32 души мужского полу. В селе церковь Николая Чудотворца, в которой вновь нарезанной земли состоит 26 десятин. Церковь эта деревянная, построена в Садунове, так как в списке церквей до этого времени Садуновская церковь не встречается. К 1788 году была выдана грамота на устройство каменной церкви во имя Живоначальной Троицы с приделами Петра и Павла. Можно предполагать, что это было связано с именем Петра Петровича Мельсина. Но видимо церковь эта так и не была построена.
Ныне существующая церковь во имя Николая Чудотворца с приделами Святителя Дмитрия Ростовского и Митрофания Воронежского построена к 1848 году (по данным Тверского Епархиального Статистического сборника И.Добровольского в 1901 г). По описи дел церкви видно, что строительство её началось в 1820 году, а закончилось в 1846г. В этом же году её освятили. В 1847 году была упразднена пришедшая в ветхость деревянная церковь. В 1848 году помещику Перхурову дано дозволение сделать на свои средства ограду вокруг церкви. Капитальным ремонтам и переделками, за исключением мелких ремонтов церковь не подвергалась.
После Петра Петровича Мельсина упоминаются его дети – Николай и Адам Петровичи, оба гвардии прапорщики. Начало строительства новой каменной церкви по данному проекту, видимо, связано с Адамом Петровичем Мельсинывм. После его смерти в 1843 году владельцем становится поручик Дмитрий Васильевич Перхуров. Скорее всего, это был зять Адама Петровича Мельсина. По ревизским сказкам 1850 года Дмитрию Васильевичу Перхурову принадлежит село Никольское, Садуново, тож сельцо Акатово, деревни Янино, Фетинино, Радование, Андрейцево, Лукьяново, Завидово, Окоемово, Марково, Дымово, Вороново, Берниково, Григорьевское, Нефелдово, и Некрасово. Всего у Перхурова было в 1850 году 1283 души крепостных и 75 дворовых крестьян в селе Никольском и сельце Акатове.
Усадьба в с.Никольское находилась отдельно от церкви – вблизи д. Сошниково. При церкви находились только строения священнослужителей и с 1877 г здание земского училища.
У Дмитрия Васильевича Перхурова был сын Василий Дмитриевич, коллежский регистратор, умерший в 1879 году в возрасте 37 лет, в этом же году умерла и жена Дмитрия Васильевича – Софья Александровна в возрасте 60 лет.
По данным 80-х годов 19 века в Никольском две усадьбы. Одна принадлежит Марии Дмитриевне Покровской (надо полагать дочери Дм. Вас. Перхурова). В 1889 году эта земля с постройками перешла во владение крестьянам Кашинского уезда с. Семёновского П.Г. Сальникову и И.С. Лопатину за 15000 рублей. Другая усадьба принадлежит дворянину католического вероисповедания Ивану Францевичу Косинскому, который в 1865 году женился на дочери Дмитрия Васильевича Перхурова – Екатерине.
Венчание происходило 22 января 1865 года в Садуновской церкви. Коссинскому было 33 года, его невесте 20 лет. Венчал их священник Павел Степанович Колеров (умер в 1907 году и похоронен в Садунове). В 1906 году это имение состоит во владении дочери надворного советника Софии Ивановны Косинской. По воспоминанию старожилов, оно сгорело в 1916 году.
У Ивана Францевича был сын Иван Иванович Коссинский, который считается последним помещиком сельца Никольского. Он был женат на дочери владелицы сельца Шерепова, что вблизи с погостом Воскресенским в Понизовье – Наталье Александровне Ивановой (урожденной Перхуровой). В 1919 году И.И. Косинский похоронил свою тёщу в с. Садунове, сам он в это время проживал в с. Кимры на ул. Шевченко в доме Бабуновой. В 1924 году И.И. Косинским было сделано большое пожертвование в Садуновскую церковь книг и икон. Возможно, это было его завещание.
То, что удалось выписать в Гос. арх. Тверской обл. ф.160, оп.10, тома 1, 2, 3 (описи различных документов: справок, прошений, рапортов) по церквям. На основании этого составлен список имён причта Никольской церк с. Садуново.
1771 – свящ. Петр Петров. Уличён в воровстве. Отправлен в монастырь
1775 – свящ. Конон Михайлов
1777 – пономарь Афанасий Моров вступал во 2-й брак
1777 – свящ. Иван Марков искал защиты от помещика
1780 – свящ. Яков Марков
1787 – свящ. Яков Марков
1800 – свящ. Федор Яковлев
1830 – свящ. Федор Яковлев умер, свящ. Александр Шавров назначен
1848 – свящ. Александр Шавров умер
1845 – пономарь Захар Колеров назначен
1853 – свящ. Павел Колеров
1854 – дьячок Иван Стефановский (пьянствует и буянит), Николай Комаров – диакон
1862 – Максим Сперанский – дьячок
1870 – Свящ. Пётр Морошкин – умер (жена его – Пелагея Морошкина)
1872 – Взаимное перемещение свящ. Дм. Постникова и свящ. погоста Воскресенское Василия Морковина
1876 – псаломщик Алексей Покровский
1882 – псаломщик Ксенофонт Бекетов
1889 – свящ. Александр Успенский отправлен в военное ведомство
1893 – псаломщик Николай Макеев
1894 – свящ. Сергей Никитский – выдана грамота
1903 – Измаил Кудрявцев допущен псаломщиком
Приход церкви села Садунова состоял из сельца Никольского, деревень Андрейцево, Фетенино, Радование, Янино, Берниково. В 1900 году в приходе числится 386 мужчин и 463 женщины, в 1915 году соответственно 288 и 317. При церкви находились 3 хозяйства священнослужителей. В 1919 году при ней был дом с прирубом у священника, дом дьякона, церковная сторожка, училище, каменный амбар, сарай и баня. В 1925 году в описи церкви записано, что при сей церкви имеются в ветхом состоянии 3 деревянных дома, крытые дранью.
САДУНОВО 1900 год:
Священник Сергей Иванович Никитский родился в с. Губино (03.08.1870) Калязинского уезда, сын священника. По окончании курса в Тверской духовной семинарии с аттестатом 1-го разряда (1892) поступил на должность учителя в Иоанно-Предтечинскую церковно-приходскую школу Калязинского уезда (24.10.1892). Переведён на должность законоучителя и учителя в Негодяевскую школу Корчевского уезда (15.10.1893). На настоящее место определён Его Высокопреосвященством Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским (20.03.1894) во священника рукоположен Преосв. Гавриилом епископом Старицким викарием Тверским.
Проходил должность законоучителя с 1894 года в с. Садуново. С 1894 по 1896 проходил должность законоучителя в Окатовском и Воронцовском училищах. Имеет серебряную медаль на Александровской ленте. С 1898 года по избранию благочинницкого съезда и с утверждения Его Преосвященства Дмитрия проходил должность депутата от 2 округа Кашинского училищного съезда, с 10.08.1899 проходит должность сотрудника духовного следствия 2 благочинницкого округа. Грамоту имеет. Жалования получает 294 руб в год. В семействе у него: жена Анна Алексеевна 27.11.1872, дети Варвара и Софья 26.11.1894, Николай 01.02.1897, Елизавета 18.08.1898
Недвижимости не имеет. Проповедей – 0 по назначению благочинницкого съезда и в праздничные и воскресные дни – 40. Поведение – отлично благообразное.
Псаломщик – Александр Антонович Томилов, род. 29.08.1823 в Раменье Кашинского уезда, сын псаломщика.
15.07.1841 уволен из Бежецкого духовного училища. 08.04.1842 определён в понамари с. Архангельское на Черном ручье Кашинского уезда, посвящен в стихарь 04.04.1849, в той же церкви переименован в дьячка 22.03.1852. Перемещён в с. Семендяево 02.04.1886 Калязинского уезда. Награждён золотой медалью 22.10.1892 с надписью «за усердие» для ношения на шее, на аннинской ленте за 50 лет беспорочной службы церкви Божьей.
05.05.1898 определён в с. Садуново Корчевского уезда. Жалования 98 руб в год. Вдовец.
Заштатные и вдовствующие
Заштатный священник села Петровские озёра Павел Стефанович Колеров (родился в Твери 1827) сын протоиерея. По окончании курса в Тверской духовной семинарии со званием студента семинарии рукоположен в священника (30.10.1848) церкви с. Садуново Корчевского уезда. За преподавание катехизиса объявлено ему внимание Епархиального начальства (март 1857) В марте 1868 назначен пономарём церкви села Коровкина Бежецкого уезда.
03.1869 определён во священника к церкви села Ильинского Удомельского Вышневолоцкого уезда.
05.03.1870 перемещён в священника церкви с. Садуново
1886 – определён в исправляющую должность псаломщика в Садуново и Покровское при озере на три месяца в каждом. Определён в священника в церкви села Петровские озёра (05.03.1887)
В настоящее время уволен за штат, проживает в усадьбе своих дочерей при с. Садуново и на основании указа из Тверской духовной Консистории за № 10658 должен писаться при церкви с. Садуново, получает из Епархиального попечительства 15 рублей в год.
Дочь Надежда 1856 имеет 1 десятину земли и дом, получает из Епарх. попечения 8 руб в год
За что были наложены наказания:
– В 1861 за неуместное выражение наказан месячным монастырским Подначалием;
– В 1863 по подозрению в оскорблении священника был в монастыре под испытанием 15 дней;
– В 1868 за повенчание брака в 3 степени родства низведён в Причетники;
– В 1880 за повенчание брака в родстве прежде нежели дошло уже состоявшееся разрешение преосвященного оштрафован на 10 руб;
– В 1886 за повенчание брака чужеприходного без соблюдения законных форм и предосторожностей низведён в причетника на полгода;
– В 1897 за самовольное снятие должостных печатей ? приговорён окружным судом к 3 недельному аресту каковой за неимением монастырских трехнедельным подначалием.
Сиротствующие в сем селе
Дочь священника Параскева Александровна Шаврова 1841 живёт в собственном доме, получает из епарх. попеч. 8 руб в год.
Вдова умершего священника с. Садуново Петра Морошкина (57 лет), получает из епарх. попеч. 10 руб в год (умерла, получает дочь её Александра)
Учитель Садуновского земского начального училища Дмитрий Александрович Тихомиров (08.10.1862)
Просфорница при сей церкви жена учителя Елена Ильинична Тихомирова (01.05.1861)
Церковный староста Корчевской мещанин проживающий в деревне Янино, Терентий Ионович Гусев, в должности старосты 8 лет
Прихожане (Садуново, Никольское, Янино, Андрейцево, Фитинино, РАдование, Берниково ) 92 двора, 402 мужчины, 476 женщины.
САДУНОВО 1910 стр 219
Священник: Иоанн Ульянович Новоженов 26 лет
В 1903 закончил Новоторжокскую учительскую семинарию
С 01.09.1903 учитель Сороченского 2-х классного МНП училища Осташковского уезда по 23.03.1908
С 23.03.1908 – дьякон с. Федоровское Корческого уезда
31.09.1910 – выдержал экзамен на священника в Тверской испытательной комиссии
13.10.1910 назначен священником в Садуново
17.10.1910 рукоположен
01.11.1910 учитель в Садуновской школе
Дьякон: Дмитрий Александрович Тихомиров 48 лет – окончил школу в 1880
08.10.1880 учитель в Ильинской школе
С 30.05.1892 учитель в Садуново
01.03.1892 псаломщик в Садуново
05.08.1902 дьякон в Садуново
01.09.1904 учитель в Садуново
Ф 160 оп 1 док 16017 стр 35
С 1922 – Чистяков Иван Савельевич, в январе 1930 г он был осуждён по ст. 58-10 как ярый контр-революционер на 3 года.
Псаломщиком с 1923 го был Богданов Иван Алексеевич, также осужденный в 1930 году по ст. 58-10 . После освобождения 7.11.1932 года служил в Троицком соборе г.Кимры. С января 1930 г упоминается, регулярных служб не было. В 1930 году упоминается священник Верёвкин Сергей Михайлович (1908 г. рождения). С 1931 года службу проводят наездами священники обновленческой церкви (из Скорбященской церкви г. Кимры), в частноси Мясников Алексеандр Захарович (1903 г. рождения). В 1933 г. упоминается имя прежнего священника Ивана Чисяткова, но недолго. В 1934 г. упоминаются священники Маслов Михаил Львовоич (из обновленческой церкви), Любомудров Петр Михайлович. Видимо после 1934 г церковь была закрыта совсем. При закрытии должны были сделать фотографии церкви.
В годы войны и до 80-х годов в 2-х километрах от Садуново находился аэродром
В 1967 году здание церкви обследовалось специалистами Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината (ВПНРК) архитекторами Якубени В.И. и Игнатьевым Г.К. Сделаны обмер плана и фотофиксация. Обмерный план переведён в Калиниское областное управление культуры. Кроки обмера и негативы хранятся в архиве ВПНРК г.Москвы (впоследствие в/о Союзреставрация).
Покудин В.П. (г. Кимры)
Никитский А.Ю. (г. Дубна)
По материалам сайта Село Садуново, Никольская церковь
В Никольской церкви села Садуново, Корчевского уезда с 1891 г. и предположительно по 1901 год служил священник Владимир Александрович Петропавловский.
Владимир Александрович Петропавловский
Родился 16 июля 1867 года в семье Петропавловского Александра Дмитриевича, священника церкви погоста Троицкого, что в Березняках Калязинского уезда с 1864 по 1875 год.
Окончил курс учения в Тверской духовной семинарии.
– 1891 г. учитель церковно-приходской школы Богородского уезда Московской епархии.
– 1891 г. священник Никольской церкви села Садуново, Корчевского уезда.
Справка из ГАТО.
«В архивном фонде Тверской духовной консистории в метрической книге церкви села Садуново Корчевского уезда за 1892 год имеется запись № 14 о рождении 08 сентября у Корчевского уезда села Садуново священника Владимира Александрова Петропавловского и его законной жены Ольги Александровой, оба православного исповедания, сына Александра.
Таинство крещения совершено 12 сентября священником села Покровское, что при Озере Иоанном Богоявленским с псаломщиком Александром Митропольским.
Восприемниками при крещении названы воспитанник Тверской Духовной Семинарии 4-го класса Александр Александров Петропавловский и вдова диакона г. Калязин Елизавета Иванова Ильинская».
– 1901г. Владимир Александрович Петропавловский – «священник церкви Казанской Божией Матери с. Красное Калязинского уезда, студент семинарии в службе с 1888 г. священник с 1891 г. , награждён в 1898г. набедренником».
– 1910 г. священник- настоятель церкви Казанской Божией Матери с. Красное Калязинского уезда
– 1917 г. священник Богоявленской церкви города Калязина
– 1920 г. умер от перитонита, измученный бесконечными допросами в НКВД.
Родители Ольги Александровны Петропавловской:
Ильинский Александр. Диакон Николаевского собора г. Калязина (ум. до 1879, † Тверская губ., г. Калязин, Вознесенское кладбище).
льинская Елизавета Ивановна (1838 – 1914.07.04, † Тверская губ., г. Калязин, Введенское кладбище) 76 лет. Вдова диакона Николаевского Собора.
* * *
Брат Владимира Александровича Петропавловского
Сергей Александрович Петропавловский
Родился 15 августа 1865 года в семье Петропавловского Александра Дмитриевича, священника церкви погоста Троицкого, что в Березняках Калязинского уезда с 1864 по 1875 год.
Окончил курс учения в Тверской духовной семинарии.
– 1893 г.- учитель церковно-приходской школы при Петровской Академии, Московской губернии
– 02-01-1893 г. женился на Чекаловой Александре Дмитриевне, дочери Чекалова Дмитрия Николаевича, священника церкви погоста Троицкого, что в Березняках Калязинского уезда с 1883 по 1897 год.
– 1893г. Священник церкви села Субботино Верейского уезда Московской Губернии.
– «12-12-1893 г. рождение, 14-12- 1893 г. крещение. Сын Александр.
Родители: Верейского уезда, села Субботино священник Сергей Александрович Петропавловский и законная жена его, Александра Дмитриевна; оба православного вероисповедания.
Восприемники: …священник Георгий Иванович Успенский и жена священника Тверской губернии, Корчевского уезда, села Садуново Владимира Александровича Петропавловского – Ольга Александровна Петропавловская…»
* * *
Сыновья братьев Петропавловских
Александр Владимирович Петропавловский 1892 г.р.
Окончил курс обучения в Тверской духовной семинарии.
Поступил в Варшавский Императорский Университет, так как в этот университет принимали бывших семинаристов. В семье Петропавловских сохранился документ за № 1415 от 6 июня 1916 года за подписью ректора университета «…студент 4 – ого курса Историко-Филологического Факультета, Александр Петропавловский, на основании выдержанного им испытания на степень кандидата означенной специальности, советом сего Университета в заседании 6 го июня удостоен права на получение означенной степени…»
Шла Первая Мировая война. Александр Владимирович Петропавловский поступил в Московское Александровское училище. После 4-х месяцев обучения получил звание – прапорщика и был отправлен на фронт.
В 1916 году обвенчался с Карелиной Татьяной Ивановной, дочерью известного Калязинского врача, Карелина Ивана Ивановича.
Справка из ГАТО.
«В архивном фонде Тверской духовной консистории в метрической книге Богоявленской церкви города Калязина за 1917 год имеется запись № 20 о рождении 02 апреля у младшего офицера 251-го запасного пехотного полка Александра Владимирова Петропавловского и его законной жены Татианы Ивановой, оба православного исповедания, сына Андрея.
Таинство крещения совершено 08 апреля священником Владимиром Петропавловским с диаконом Николаем Завьяловым».
В 1917 г – офицер 251-го запасного пехотного полка.
В 1918 г. – офицер легендарного Марковского полка, прошедший весь ад 1000-верстного «Ледяного похода» Крым, Сиваш, Перекоп.
Александр Сергеевич Петропавловский 1893 г.р.
Окончил курс учения в Тверской духовной семинарии.
В 1914 году – Морской корпус, мичман.
Воевал в войсках Восточного фронта.
С 20 февраля по август 1919 служил в Морском министерстве.
Спасён от расправы комитетчиков матросами, спрятавшими его на корабле.
Сергей Эфрон, муж Марины Цветаевой и товарищ по оружию, Александра Владимировича Петропавловского, тоже «марковец», служивший в полку генерала Маркова, так писал в 1924 году в своих записках, осмысливая пройденный ими путь с 1914 года: «…мы знали, “за что драться”. “Положительным началом, ради чего и поднималось оружие, была Родина. Родина, как идея… не “федеративная” или “самодержавная”, или “республиканская”, или еще какая…. Та, за которую умирали русские на Калке, на Куликовом, под Полтавой, на Сенатской площади 14 декабря, в каторжной Сибири и во все времена на границах и внутри державы Российской – мужики и баре, монархисты и революционеры, благонадежные и Разины».
Склонимся же перед памятью доблестного русского офицерства, так много претерпевшего за свою преданность России. Они защищали ту Россию, которой присягали, которую защищали в окопах с 1914 года. Не нам судить их. Главным для них была их Родина.
Родина, которую закрывали грудью и сыновья репрессированных и расстрелянных священнослужителей, ушедшие на фронт с первых дней войны грозного 1941 года.
Родина, которую защищали штрафники, осуждённые по ст.58, как «враги народа».
Родина, которая была для них превыше всего.
Родина, которой служили и служат по сей день, дети, внуки и правнуки священников Петропавловских.
ПОПОВА Валентина Петровна
Материалы предоставлены Поповой Валентиной Петровной. Дополнены Георгием Германовичем Одинцовым
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА:
СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ ВОЙНОВЫ
ГАТО Фонд 312 опись 6 дело № 292
Ревизские сказки на церковнослужителей городов Твери Кашина Корчевы и их уездов за 1811 год
(VI ревизия) Село Садуново Корчевского уезда
Лист 316
Ревизские скаски 1811 года августа 28 дня Тверской епархии и Тверской губернии Корчевского уезда села Садунова церкви Николая Чудотворца о состоящих при оной штатных и заштатных священно церковнослужителях и их детях мужескаго пола.
ГАТО Фонд 312 опись 6 дело № 568 лист 125
Ревизские скаски на церковнослужителей города Корчевы и его уезда за 1833 год подана 15 декабря 1833 года. (8-я ревизия)
1833 года декабря 15-го дня Тверской Епархии и Тверской губернии Корчевского уезда села Садунова церкви Святителя и Чудотворца Николая однокомплектной состоявшей до бывшей перед сим последней ревизии, с находящимися при оной церкви штатных и за штатных священно церковнослужителей, и их жёнах и детях обоего пола
Уволенный за старостью и болезнею от должности пономарь Сафрон Григорьев 64 лет. Сын его Дмитрий, в 1824 году определён Бежецкого уезда в село Моркины Горы во дьячка где и в скасках на лицо показан будет
Село Моркины Горы – Дьячёк Дмитрий Сафронов 32 лет во дьячка определён в 1824 году из учеников Тверского Духовного уездного училища высшего класса на место вышепоказанного дьячка Ивана Андреева природой он Корчевского уезда того ж села Садунова пономаря Сафрона Григорьева сын. Дьячка Дмитрия Сафронова
жена Пелагея Фёдорова 28 лет.
Дочери его: Александра 4 лет, Евгения 1 год.
ГАТО Фонд 160 опись 1 дело № 15997 лист 105-108
Клировые ведомости Корчевского уезда за 1842 год
Ведомость о церкви Святителя и Чудотворца Николая Корчевского уезда села Садунова за 1842 год
Пономарь Иван Семёнов Войнов, пономарский сын 37 лет по исключении из Бежецкого уездного училища из низшего отделения 1824 года в июне определён к означенной Никольской церкви в пономаря указом, а 1826 года генваря 27-го дня Преосвященным Ионою Архиепископом бывшим Тверским посвящён в стихарь, грамота отобрана от него и представлена в Консисторию по подсудимости его, двоеженец. Чтение и пение знает не худо, катихизис помнит и понимает худо. Поведения не трезваго за что был судим: оный пономарь Семёнов за нетрезвость и буйство в 1837 году штрафован посылкою в чёрные монастырские труды на два месяца и находится под судом, по случаю донесения Епархиальному начальству о нетрезвенной его жизни 2-го июля и от 28-го сентября прошлого 1842-го года. Дьячку зять.
Жена его Васса Иванова 27 лет
Дети его: от первой жены Андрей Войнов 15 лет в 1841 году исключен из Тверского Духовного приходского училища из высшего класса и находится в праздности при отце.
От второй жены: Василий 4 лет, Георгий 2 лет
Дьячок Дмитрий Сафронов Латышев 40 лет пономарский сын, пономарю шурин.
Жена его Пелагея Фёдорова 37 лет
Материалы предоставлены Георгием Германовичем Одинцовым
ОПИСЬ НИКОЛАЕВСКОЙ ЦЕРКВИ И ЕЯ ИМУЩЕСТВА В СЕЛЕ САДУНОВО КОРЧЕВСКОГО УЕЗДА ТВЕРСКОЙ ЕПАРХИИ
Составленная
по образцу от епархиального начальства предписанному и Священным
Синодом утвержденному
184_ года
Гос.архив тверской области фонд 160
опись 10
ед. хр. 3105
А. Церковь
Церковь каменная. Двадцать сажен длины её составляют – длина алтаря 2 и 2/3 сажени (5,69 метра), длина главного храма 8 и 1/3 сажен (17,78 метра), длина предельных храмлов 5 сажен (10,66 метра), длина колокольни 3 сажени (6,40 метра), длина паперти и крыльца по 1 и ½ сажени (3,20 метра) . Средняя ширина церкви 6 и 1/3 (13,51 метра) сажени. Высота алтаря, придельных храмов и паперти 5 сажен (10,66 метра), высота храма от основания цоколя до верха его 13 и 2/3 сажени (29,15 метра), высота колокольни 14 сажен (29,87 метра).
Стены всей церкви как изнутри так и снаружи оштукатрены, снаружи отдбелены, а внутри украшены священными изображениями, сделанными альфреско без позолоты. Места не занятые сими изображениями окрашены в главном храме голубою, а в придельных храмах розовою краскою.
Кумпол главной церкви и потолок приделов также расписаны изображениями. В этой церкви три придела из которых
Главный во имя св. святителя и чудотворца Николая;
Придельный по правую сторону во имя Димитрия, епископа Ростовского. Придельный по левую сторону во имя святого Митрофана Воронежская чудотворца. Внутри церкви один простенок каменный; между главным храмом и приделами, в нем свод в котором устроены двери со стёклами, соединяющая главный храм с приделами, в приделах два столпа и одна печь кирпичная. Пол в алтаре и между клиросами главного храма чугунный, а во всей прочей церкви деревянный некрашенный.
Во всей церкви 34 окна, а именно внизу 18, в кумполе 16.
Окна находящиеся во всем главном храме, числом 8 и в паперти, числом 4, имеют по одной сосновой раме со стеклами, а находящиеся в придельном храме имеют по две сосновые же рамы и со стеклами же. За исключением 16 окон , находящихся в кумполе прочия 18 украшены решётками железными. На церкви одна глава крытая белой жестью с 12 жестяными спицами во круге шейки и с жестяными же позолоченными шариками на каждой спице.
На главе храма и на колокольне кресты медные позолоченные с медными же позолоченными яблоками осьмиконечными высотою же с яблоками 1,5 аршина ( 1,5*71,12 = 106,8 см)
Крыша на церкви железная на деревянных стропилах окрашена зелёною краскою.
Входные двери в церковь с трёх сторон – с западной, южной и северной, все двойные снаружи железные с внешними задвижками на которых вешаются замки и внутри деревянные со стёклами.
Паперть каменная с западной стороны церкви с четырьмя окнами в которых как выше было сказано по одной сосновой раме со стеклами и по одной железной решётке. Паперть заключается частично под колокольней частью продолжается под особою крышей котороя устроена одинаково с церковною крышей. Она ограждена от крыльца сосновю, обитой железом дверью с наружными железными задвижками, на которые вешаются замки.
Перед тремя входами в церковь три крыльца они устроены из белого камня без колонн и крыши.
Примечание. Сия церковь с благословения высокопреосященнейшего Григория архиепископа тверского и кашинского вся в одно время выстроена в 1848 годку попланием и иждивением корчевского помещика Дмитрия Васильевича Перхурова, главный храм освящен в 1848 году июля 20 дня Григорием архиепископом тверским и кашинским. Придел на правой стороне освящен экономом тверского архирейского дома – строителем Малицкого монастыря иеромонахом Иософатом во тоже время. Придел на левой стороне (готовится к освящению) с благословения преосвященного Гавриила, архиепископа Тверского освящен 21 мая 1850 года……. благочинным погоста Никольского что на Яму священником Анатолием Безруковым.
Колокольня с колоколами
Колокольня каменная построена вместе с церковью в 1848 году иждивением прихожанина помещика Дмитрия Васильевича Перхурова, об четверёх ярусах, покрыта железом, окрашена зелёной краской, крест на ней медный позолоченный. Высота колокольни со шпицем 14 саженей, высота креста ½ аршина. На оной колокольне весит 5 медных колоколов, из них:
1. первый колокол в 51 пуд 30 фунтов, лит в Москве 1835 года 2 мая мастером Николаем Семеновым, на иждивения прихожан
2. второй колокол в 31 пуд 4 фунта лит в Москве 1841 года декабря 27 дня мастером Димитрием Семёновым на иждивение прихожан
3. третий колокол в 8 пудов 9 фунтов лит 1734 года 5 февраля, а кем не известно, на иждивение прихожан
4. четвёртый
5. и пятый малые колокола, весу времени их литья и мастеров не означено
С. Ограда
1 ограда каменная со столбами каменными между которыми утверждена деревянная решётка. В ней двои ворота с южной и западной стороны по обоим сторонам ворот калитки; с восточной же и северной сторон ворот нет, но устроены калитки. Ни ворота ни калитки ещё не отстроены и запоров не имеют
2 при сей ограде с северо западной стороны сторожка деревянная на кирпичном фундаменте, устроенная помещиком Димитрием Перхуровым в 1850 году. В ней: русская печь, три окна с двойными – летними и зимними рамами, при ней пристроены крыльцо, сени, и чулан. Длина в 12 аршин, широта 7 аршин
С юго восточной стороны ограды устроен каменный анбар для церкованой рухляди, и для складки жертвуемого в церковь хлеба льна и проч., но сей анбар ещё не отстроен.
Т. Часовня
С юго западной стороны ограды устроена каменная часовня имеющая 9 аршин длины и 7 аршина, высота её с кровлею 12 аршин. В ней поставлены на столпе из нарушенной в 1848 году церкви Садуновскоцй иконостас, в коем
Царские двери, заколоченные так что отворяться не смогут, деревянные глухие, посеребрянные, с резьбою. В них пять образов: образ благовещение… (далее описание икон)
В часовне сей три окна с рамами…. стеклом и железными решётками у заднем утверждена лестница на чердак в которм кладётся всё обветшавшее и негодное на употребление для хранении во времени, сия часовня имееит деревянную дверь и запирается прочным замком.
Земли церковные
Земли под церковью оградой и погостом 1 десятина
Земли усадебной под домами и огородами и с огуменником священно церковно служителей 900 квадратных саженей.
Земли пахотной и сенокосной 35 десятин и 2300 квадратных саженей.
А документов никаких на сии земли в церкви никаких нет.
Священник Павел Колеров руку приложил
Дьячок Иван Степановский руку приложил.
СПРАВКА.
Сажень = 213,36 см
Аршин= 71,12 см
По материалам сайта Село Садуново, Никольская церковь
Фото. № 1 Поповой Валентины Петровны
Архивные фотографии любезно предоставлены правнуком Владимира Александровича Петропавловского – Андреем Андреевичем Петропавловским и правнуком Сергея Александровича Петропавловского – Александром Николаевичем Лозовым
Православные храмы Тверской земли