Храмы в селе Губин-Угол существовали издавна. Самое раннее упоминание Покрова Богородицы и мучеников Фрола и Лавра относится к 1569 г. Село с храмом многие годы принадлежало Старицкому Успенскому монастырю. Сельские церкви в древности возводились из дерева, а потому были недолговечными, к тому же век их нередко сокращался вследствие пожаров, как это случилось в 1776 году, когда Губин-Угольский храм сгорел. Но на месте одного храма возводился другой. В смутное время разорение не обошло стороной и Губин-Угольскую землю. В 1628 году храм стоял «без пенья», т.е. службы в нем не проводились.
Последняя церковь в селе Губин-Угол, освещенная в 1858 году, была не деревянной, а сложенной из кирпича. Существует расхожее мнение, что Покровский храм был возведен на средства купца В.Ф. Мартынова, но это не так. Храм выстроен был преимущественно на средства купца второй гильдии В.Т. Кудрявцева.
Новая церковь была внушительных размеров и состояла из кубического пятиглавого храма, трапезной и колокольни с массивной шлемовидной главой. Иконостас главного престола был четырехярусным, с колокольни звонило 8 колоколов, самый большой из них весил 314 пудов 12 фунтов. Следует отметить тот факт, что этому храму повезло с благотворителями. Выходцами Губин-Угольской земли были богатые купцы 1 и 2 гильдий: Мартыновы, Степановы, Тунцовы, В.М. Михеев, С.Д. Евстафьев и другие, которые жертвовали значительные средства на его украшение, содержание, денежные вклады, иконы. Самым щедрым из них стал В.Ф. Мартынов. Помимо богатых вложений в храм, он в 1883 году на свои средства расширил приделы церкви, возвел внушительного вида каменную ограду вокруг храма и приходского кладбища. Помимо этого Мартынов построил близ церкви двухэтажное каменное здание богадельни с начальным училищем и многие годы содержал их. (До сего времени в этом здании, являющемся лучшим в селе, действует неполная средняя школа.)
Революционер-народник С.С. Синегуб в написанных им воспоминаниях «Записки чайковца» рассказывает о своей работе учителем в школе села Губин-Угол, в которых значительное место отводится его взаимоотношениям с Мартыновым. Купец представляется больше как пьяница и самодур. Но, скорее всего, это было выражением личных, не сложившихся взаимоотношений Синегуба с Мартыновым и в целом не соответствовало истине.
Если судить по многим дошедшим до наших дней архивным сведениям, купец сделал очень много доброго не только для храма, но и для своих земляков. Каждый его приезд из Санкт-Петербурга в село являлся для крестьян чуть ли не праздником. Мартынов многим помог в трудные для них времена, будь то недобор урожая, пожар, болезнь – деньгами, продуктами, а иногда даже строил погорельцам дом. Не гнушался он предстать и в роли крестного отца (при обряде крещения новорожденных в церкви) некоторых крестьянских детей, что означало для последних безбедное существование в будущем. В своем духовном завещании Мартынов оставил часть своего капитала храму и его приюту. Похоронен Мартынов в склепе под церковью.
В 1893 году была произведена окраска Покровского храма и его куполов. В 1902 году укреплены своды. В селе и окрестностях жило значительное число раскольников-старообряд-цев, которые имели свое кладбище. Прихожанами храма являлись жители села Губин-Угол и деревень Окулова, Бережок, Поповка, Федоровка, Топорок, Соболево, Демидовка, Кореньково, Ушаковка, Святье. По данным 1900 года, всех прихожан числилось 1103 мужского и 1149 женского пола.
За всю многовековую историю в Покровском храме служило немало священников, диаконов, пономарей, псаломщиков. Укажем для примера лишь на некоторых из них. В конце XIX – начале ХХ века настоятелем в церкви был священник Александр Невский (ничем, впрочем, особо не отличавшийся, кроме своего громкого имени). Священник Иоанн Миролюбов служил в храме с начала ХХ века до 1917 года. Диаконом в храме служил Федор Алексеев. Еще до 1917 года он был возведен в сан священника и переведен настоятелем в храм села Крева. В советское время за свою приверженность к новой власти он был прозван священником-революционером.
После октября 1917 года для русской Православной церкви наступили трудные, если не сказать трагические, времена. Не миновала эта гроза и Губин-Угольский храм. В 1919 году местная власть в лице волисполкома передала его в ведение церковной общины. Верующие обязались ремонтировать храм, платить налоги и страховки, не проводить собрания и крестные ходы без согласия властей и т.п. За невыполнение многочисленных предписаний следовало наказание вплоть до судебного разбирательства. В этом свете становится ясно, почему за короткое время существования храма в советское время в нем перебывало много священнослужителей, большинство из которых подверг-лись необоснованным репрессиям.
В храме служил псаломщиком Александр Миролюбов (сын упомянутого выше священника Иоанна Миролюбова). Потомки этого рода и до сего времени живут в селе Губин-Угол и в других местностях. Дмитрий Ивановский служил диаконом в храме с 1904 года. В 1930 году он был приговорен тройкой НКВД к пяти годам тюрьмы, но сбежал из нее. В 1938 году уже в Краснохолмском районе Тверской области он тройкой НКВД был приговорен к расстрелу.
В 1930-31 гг. настоятелем в храме служил священник М. Сахаров, который также невинно пострадал от властей. Последним настоятелем Покровской церкви был архимандрит Владимир Колобовников (довольно высокий церковный сан). В 1920-х годах он служил в Москве, в Донском монастыре, вместе с Патриархом Тихоном.
В конце 1936 году храм, ограды вокруг него были разобраны на кирпич, большая часть которого была увезена в г.Кимры для строительства различных объектов. Ныне от некогда величественного храма осталась только людская память, да немногие старые фотографии, одной из которых иллюстрирует этот материал.
Владимир КОРКУНОВ, краевед г.Кимры
По материалам сайта Дубнинского общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив Наследие
Фото. № 1 с сайта Дубнинского общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив Наследие
Рис. из журнала “Кормчiй” предоставлен Андреем Агафоновым
Православные храмы Тверской земли