Рождества Богородицы церковь в Абрамово, Кимрский район

0 0
Read Time:18 Minute, 32 Second

В.И. КОРКУНОВ

ХРАМ И ЕГО СВЯТЫНЯ

История храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Абрамове уходит в глубокое прошлое и неразрывно связана с чудотворной иконой Рождества Богоматери.

Первое документальное упоминание о храме встречается в Кашинской писцовой книге за 1528-29 гг.: «Село Абрамово на реке на Волге, а в селе церковь во имя Рождества Пречистыя Богородицы…». [1] В указанное время храм принадлежал тверскому Трехсвятскому монастырю.

В журнале «Тверские епархиальные ведомости» за 1891 г. дается обширный материал об истории храма, его чудотворной иконе, целебном роднике, основанный как на преданиях, так и на свидетельствах прихожан, записанных настоятелями храма. Воспользуемся и мы этими сведениями.

В 1606 г. село Абрамово было сожжено польскими оккупантами. Часть его жителей были убиты, оставшиеся скрылись в лесах. Пришельцы разорили и местный храм. При попытке увезти храмовую икону Рождества Богородицы на судне по Волге, они внезапно ослепли. Поняв, что это кара Божия за святотатство, охваченные ужасом грабители бросили ее в ольховой чаще возле источника на склоне берега Волги. Вскоре источавшую необыкновенный свет икону заметила проходившая мимо девушка. Спустя некоторое время местные жители возвели над источником деревянную часовню, где многие годы находилась святыня. С той поры ежегодно, 22 июня, здесь стали отмечать праздник обретения святой иконы. Было замечено, что многие богомольцы, просившие у Царицы Небесной помощи и избавления от недугов, после молебствия и приема живительной водицы из родника получали исцеление. [2]

В 1691 г. чудотворная икона с крестным ходом была перенесена в находившийся в 60 саженях от часовни с источником новый деревянный храм, построенный местным помещиком Дохтуровым на месте прежнего.

В 1772 г. Петр Дохтуров подал прошение тверскому архиепископу Платону (будущему митрополиту) о разрешении ему на свои средства и пожертвования прихожан построить каменный храм. Владыка удовлетворил просьбу помещика. Но, как показало время, возведение храма затянулось более чем на 20 лет. Не последнюю роль в этом сыграл конфликт между его сыном, М.П. Дохтуровым, и тверским архиереем Иоасафом.

6 января 1787 года, когда работы по устройству фундамента будущего храма уже начались, архиерей определил в старый деревянный действующий храм нового священника, Николая Петрова, зятя прежнего священника Федора Васильева. Дохтуров, чье имение находилось по соседству с храмом, прихожанином и щедрым жертвователем которого он являлся, остался недоволен этим. Он считал, что архиерей должен был испросить на это его согласие. Разгневанный помещик выгнал из храма молодого священника, который не замедлил обратиться с жалобой на подобное самоуправство. Владыка Иоасаф приказал опечатать церковь, а прихожан, включая самого Дохтурова, приписать к Никольскому храму села Каюрова. Через полгода тверской архиерей умирает. Временно, до приезда нового архиерея, его обязанности были возложены на епископа Арсения Верещагина, сына священника кашинского Успенского собора. Абрамовский помещик обратился к нему с просьбой открыть ранее опечатанный храм. В апреле 1788 года владыка Арсений удовлетворил просьбу Дохтурова, направив в распечатанный храм священника Петра Веселова. [3] После этого строительство нового каменного храма было возобновлено.

Построен был каменный храм в 1795 году. Тогда же освящены были 3 его престола: главный, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и придельные: правый, во имя Иоанна, Новгородского чудотворца, и левый, в честь мученицы Вассы (Василисы). Не исключено, что последний появился не без влияния супруги помещика, Вассы Соломоновны Дохтуровой. В последующие годы Васса Дохтурова, ставшая вдовой, пожертвовала немало денежных средств на ремонт и украшение храма. В 1812 г. она просила тверского архиерея Мефодия разрешить ей распространить придельные храмы. Разрешение владыки было получено. Однако из архивных документов неясно, была ли проведена эта реконструкция. [4]

Храм состоял из апсиды, летнего храма с престолом Рождества Богородицы, зимнего храма (отапливаемого) с престолами Иоанна, Новгородского чудотворца и мц. Вассы, и колокольни. В главном (летнем) храме иконостас был 4-ярусным; иконостасы придельных храмов – 2-ярусными. Паникадило главного храма имело 38 свечей, три паникадила в приделах – по 28, 10 и 8 свечей. На колокольне висело 7 колоколов. Большой колокол, весом в 114 пудов, был отлит на деньги помещицы Вассы Дохтуровой 21 февраля 1811 года в Москве на заводе М. Богданова. Остальные – в 1858 году на средства Петра Дохтурова, а также – во второй половине XVII века – иждивением Ивана Герасимовича Дохтурова. [5]

В 1857 г. придел во имя Мученицы Вассы был ликвидирован. Причина этого неизвестна.

В 1887 г. иконостас был покрыт новой позолотой; новым колером расписаны стены внутри храма.

В 1901 г. храм имел 2 престола: главный, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и придельный, во имя Иоанна, новгородского чудотворца. Причт состоял из священника Михаила Куницына и псаломщика Ивана Божукова. Прихожанами являлись жители села Абрамова, деревень Остров и Хмелево, всего в количестве 538 человек. [6]

Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы

Впервые об этой святыне мы узнаем из журнала «Тверские епархиальные ведомости» за 1891 год. Выше мы уже упоминали, что согласно преданиям, в 1606 г. поляки разорили село вместе с находившимся в нем храмом, а также пытались похитить его чудотворную икону. Однако попытка эта не увенчалась успехом. Позднее на месте обретения иконы, над источником, была поставлена часовня. В 1691 г. икона с крестным ходом из часовни была перенесена во вновь выстроенный Богородицерождественский храм. К тому времени слава о чудотворной иконе, живительном источнике разнеелась далеко окрест. В Абрамово устремлялось множество паломников из самых разных уголков страны за помощью к Царице Небесной. Многие, помолившись перед образом чудотворной иконы и испив целебной водицы из источника, получали облегчение от недугов либо полностью выздоравливали.

В храме святыня находилась за правым клиросом, в киоте с позлащенной резьбой. Высота ее равнялась 14, ширина 11 вершкам (1 вершок – 4,45 см). Риза иконы была серебряной, позолоченной, украшена жемчугом. С другой ее стороны находился образ Иверской Божией Матери. Над иконой был устроен балдахин на четырех колоннах с вызолоченной резьбой, увенчанный резным изображением Воскресения Иисуса Христа; по сторонам его располагались 4 ангела. [7]

В народе сложилось мнение, что святая икона может не только исцелить от болезней, но и предотвратить пожар, остановить эпидемию. Долгое время предания о знамениях, чудесах, исцелениях, связанных как с иконой, так и с источником, передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Позднее настоятели храма стали записывать эти предания, а также все чудеса, свидетелями которых были либо они сами, либо их прихожане, заверяя свои записи у волостных властей и отсылая затем в Тверскую духовную консисторию.

Одну легенду, а может, и быль, донесли до нас литературные и исторические источники. Согласно ей, в конце XVIII века в храм, для обновления позолоты на венцах образа Иверской Божией Матери, расположенной на оборотной стороне иконы Рождества Пресвятой Богородицы, был приглашен живописец из г. Калязина, купец Красильников. Не успел он приступить к работе, как внезапно правая рука его была поражена параличом. Художник тут же обратился к Божией Матери с молитвой, после чего его болезнь отступила. О том, чтобы обновить икону, он уже не помышлял. С тех пор подобных попыток более не предпринималось, несмотря на то, что от многочисленных прикладываний богомольцев к иконе ее образ утратил прежнюю яркость. [8]

В 1820 г. крестьянка из Клинского уезда Московской губернии, более семи лет страдавшая слепотой, однажды во сне услышала голос, который посоветовал ей пойти помолиться перед образом святой иконы в храм села Абрамова. Женщина вместе с 15-летним сыном отправилась в путь. Уже за версту до цели своего путешествия она почувствовала, что начинает прозревать, а после молебна перед чудотворной иконой и у часовни с целебным источником ­ полностью обрела зрение. В последующие годы женщина ежегодно приезжала в Абрамово с тем, чтобы помолиться перед святой иконой, останавливаясь в доме помещицы Вассы Дохтуровой.

Крестьянин села Каюрова, что в нескольких верстах от Абрамова, Максим Леонтьев, был разбит лошадьми и более года не мог владеть конечностями. После того, как дворовые люди на носилках принесли его в храм, где было совершено молебствие с водоосвящением перед святыней, он получил исцеление.

1 августа 1824 г. неизвестная болезнь поразила священника абрамовского храма Петра Плетнева вместе со всем его семейством. Болезнь сопровождалась сильной слабостью всего организма и мучительной головной болью. Продолжалось это целый месяц. Однажды, во сне, супруге священника явилась «благолепная жена», которая для исцеления от болезни посоветовала отслужить молебен перед чудотворной иконой. Сразу же после молебна все семейство Плетневых выздоровело.

В 1831 году в Кимрах наблюдались случаи заболевания холерой. Жители села пожелали в своих домах помолиться перед святой иконой. Однако протоиерей кимрского Покровского собора Василий Истомин почему-то не разрешил этого. Вскоре священник с семьей сам заболел холерой. Увидев в этом Божье наказание, отец Василий пригласил абрамовского священника Петра Плетнева с причтом и чудотворной иконой Рождества Богородицы к себе в дом. Помолившись, семья Истоминых получила облегчение и вскоре выздоровела. В тот же день Василий Истомин отменил свой запрет на молебны перед святой иконой в домах кимрян.

15 мая 1854 года у богатого крестьянина села Кимры Дмитрия Башилова были парализованы ноги. После молитвы перед образом Рождества Богородицы и у часовни с целебной водой он получил большое облегчение.

17 сентября 1857 г. жительница деревни Остров видела во сне женщину «в благолепном одеянии», которая сказала ей, чтобы местные жители поскорее принесли в деревню святую икону и помолились перед нею, иначе вскоре здесь начнется пожар. Но крестьянка не приняла во внимание этот совет. В тот же день пожар истребил почти все селение.

Это далеко не полный перечень чудес и знамений, полученных от абрамовской святыни. [9]

Особенно много богомольцев наблюдалось здесь во время эпидемий холеры в 1831, 1848, 1853 годах, а также в случаях падежа скота и неурожая зерна.

Чудотворную икону Рождества Богородицы с крестным ходом носили и в окрестные селения. Так, жители села Кимры принимали святую икону ежегодно 23 апреля. На всем почти 5-верстом пути ее с пением сопровождало множество народа. Каждый старался хотя бы немного понести икону на руках. При приближении шествия со святыней к Кимрам его встречал сельский крестный ход, а с колокольни Покровского собора начинался благовест. После молебна в Кимрах в 2 часа по полудни шествие с иконами трех храмов: абрамовского, а так же кимрского Покровскorо собора и Вознесенской церкви – направлялось в поле, где совершалось молебствие с водоосвящением, а скот окроплялся святой водой. После этого крестный ход возвращался в Кимры, где чудотворную икону принимали уже в домах жителей села.

С 1848 г. святую икону стали принимать и прихожане кимрской Вознесенской церкви. В тот год в Кимрах началась эпидемия холеры. После того, как абрамовская святыня с крестным ходом была обнесена вокруг храма, случаев заболеваний холерой на Вознесенской стороне Кимр не отмечалось, за исключением одной престарелой жительницы. В то же время в центральной части села (Троицкой стороне) многие жители заболели.

Абрамовскую святыню с крестным ходом носили в деревни: Чернигово (ныне входит в черту г. Кимры), Тиханово, Святье, Бортниково, Шевелево. [10]

Живительный источник

О целебном источнике (роднике) нам известно с 1606 г. в связи с нападением поляков на село Абрамово. При попытке похитить чудотворную икону те внезапно ослепли и бросили ее на берегу Волги, у родника с ключевою водой. Вновь обретя здесь икону Рождества Богородицы, испускавшую, как уже упоминалось ранее, необыкновенный свет, местные жители по русскому обычаю отметили это место – возвели над источником деревянную часовню, в которой та и находилась. По многочисленным свидетельствам прихожан и паломников, живительная вода из источника благоприятствовала исцелению от недугов.

В 1824 г. часовня имела пирамидальную форму на четырех столбах с главкой, увенчанной крестом. В 1826 г.она была перестроена. Тогда же по склону берега к часовне с источником была построена деревянная лестница с перилами. В 1839 и 1855 гг. часовня пострадала от небывалых паводков и ледоходов на Волге. В 1855 г. на ее месте возводится новая часовня на 10 колоннах. Посреди нее прямо в источник был опущен деревянный сруб. В 1877 году, во время весеннего разлива, от напора льда часовня была разрушена в очередной раз. Некоторое время ее не восстанавливали. И тут помогла Царица Небесная. 80-летнему прихожанину Андрею Никитину во сне явилась женщина в иноческом одеянии с образом Рождества Богородицы, которая сказала следующее: «Если вы не возобновите часовню над источником, то я унесу от вас икону без возврата». На следующую ночь сон повторился снова. На сетования прихожанина по поводу отсутствия средств явившаяся ему женщина обещала помочь. Не прошло и месяца с того вещего сна, как от Матвея Стефанова, жителя села Фелисова Александровского уезда Владимирской губернии, были пожертвованы 75 рублей, на которые и была возведена часовня. [11]

В 1930-е годы, во времена воинствующего атеизма, часовня над живительным источником перестала существовать.

Священнослужители

В 1628-29 гг. храм стоял «без пения», т.е. не имел священника. Это явилось результатом «смутного времени», когда страна в результате польской интервенции и внутренних неурядиц была опустошена. Имена священноцерковнослужителей известны автору этих строк лишь с начала ХVIII века. Назовем некоторых из них. В 1719 г. священником в храме был Федор Федоров. В 1749 г. место диакона Якова Гаврилова занимает его зять Федор Васильев, который впоследствии стал священником. В 1787 г. священником вместо Федора Васильева становится Николай Петров, которого, как сказано выше, изгнал помещик Дохтуров. В 1793 г. на место священника прибыл выпускник духовной семинарии Иван Башилов. В 1817 г. эту должность занимает Федор Алексеев, в 1818 году – Петр Васильевич Плетнев. В 1827 г. пономарем в храм был назначен А. Башилов, который в 1839 г. стал диаконом и служил здесь до 1873 г. В 1839 г. на место престарелого священника Петра Плетнева заступил его сын Михаил Петрович Плетнев. [12]

6 августа 1882 г. священником в храме становится Михаил Иоаннович Куницын, женившийся на дочери своего предшественника Михаила Плетнева. [13] Дьячком еще с конца первой половины 19 века служил Михаил Божуков. После него псаломщиком служит его сын Иван. В 1905 г. эту должность занимает зять Божукова, Евгений Крылов. В 1908 г. его заменил Павел Морошкин; в 1911 году псаломщиком становится Арсений Грязнов, а в 1916 году – Николай Никитский, который прослужил здесь до самого закрытия храма.

23 августа 1905 года в возрасте 48 лет умирает от болезни почек священник Михаил Куницын. На его место приходит Николой Иванович Фруктов, женившийся на дочери М. Куницына Евпраксии Михайловне. [14]

В собственном доме Фруктовых размещалась церковно­приходская школа, где Закон Божий преподавал отец Николай, а учительницей была его супруга Е.М. Фруктова.

История храма после 1917 г.

После Октября 1917 г. для Русской Православной Церкви наступили не лучшие времена. Это можно проследить в частности и на примере храма села Абрамова.

В 1918 г. храм перешел в ведение государства. В 1919 г. местная власть передала его по договору местной религиозной общине.

Протоиерей Николай Фруктов.

В 1920-х годах в истории храма произошло печальное событие – в одну из ночей он был ограблен. С чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы была похищена драгоценная риза, пропали и другие церковные ценности. Людская молва приписывает ограбление одной москвичке с характерным внешним дефектом лица (один глаз сильно косил). Женщина много молилась, вошла в доверие к священнику и прихожанам; сама же все это время присматривалась к убранству храма. Уверив прихожан в том, что работает в Москве, на текстильном предприятии, и пообещав привезти различных тканей, она собрала с них деньги и исчезла. Спустя некоторое время в одной из центральных газет сообщалось, что захвачена банда грабителей во главе с женщиной с вышеупомянутым дефектом. Местные жители поняли, что это и была та самая женщина, с чьим именем было связано ограбление храма. [15]

В 1930 г. религиозную общину пришлось регистрировать в третий раз. Прихожанами храма Рождества Пресвятой Богородицы по-прежнему являлись жители села Абрамова и деревень Остров и Хмелево. [16]

Начальная школа в доме Фруктовых существовала, вероятно, до 1923 года. Учительницей в ней, как и прежде, являлась Евпраксия Михайловна Фруктова.

Причт церкви – протоиерей Николай Фруктов и псаломщик Николай Никитский – как служители церкви были лишены избирательных прав, обложены повышенными, по сравнению с местным населением, налогами, что значительно усугубляло и без того нелегкую жизнь их семей. Церковными старостами в это богоборческое время были крестьяне д. Остров Яков Беляев (данные 1923 г.) и Григорий Белов (данные 1932 г.).

В начале 1930-х годов все просьбы (письменные) религиозной общины в адрес местной власти о проведении крестных ходов с иконой Рождества Богородицы были отклонены.

В 1931 г. протоиерей Николай Фруктов судом был приговорен к 4 годам заключения по статье 61 п. 3 УК РСФСР. Областной суд тогда же отменил приговор.

1937-38 гг. стали пиком репрессий в стране, во время проведения которых пострадало немало невинных людей.

26 декабря 1937 г. Николай Фруктов был арестован и в тот же день допрошен следователем. Ему ставилась в вину антисоветская деятельность, что священнослужитель отрицал. Были допрошены еще несколько лиц. Следователь Молодец (фамилия немного изменена), отличавшийся среди своих коллег особой жестокостью, бездушием и предвзятостью, в своем обвинительном заключениИ усугубил положение, указав на тот факт, что в 1931 г. священник уже был осужден на 4 года тюрьмы, с последующим отбыванием этого срока. На самом же деле областным судом он был оправдан. 30 декабря 1937 г. «тройка» УНКВД по Калининской области, рассмотрев представленное обвинительное заключение, приговорила Николая Фруктов а к расстрелу по статье 58 п. 10 УК РСФСР (антисоветская агитация). 5 января 1938 г. приговор был приведен в исполнение. 20 марта 1967 г. Николай Фруктов был реабилитирован. [17]

После ареста протоиерея Н. Фруктова храм был закрыт. В 1940 г. он был взорван и разобран на кирпич. По рассказам старожилов села Абрамова Татьяны Логиновны Турусиной (Пеневой) и Прасковьи Филипповны Турусиной, груженая этим кирпичом баржа затонула, а перевозившие его машины часто ломались и застревали в пути. Вероятно, в это же время была разобрана и кирпичная ограда с воротами вокруг храма и приходского кладбища. Все церковное имущество: иконы и другие ценности – было изъято властями. Но кое-что удалось спасти. Чудотворную икону Рождества Пресвятой Богородицы верующие передали в Вознесенский храм г. Кимры. После закрытия последнего в 1941 г. следы святыни были утеряны.

Дом казненного настоятеля абрамовского храма власти не конфисковали. В нем оставалась жить его супруга, Евпраксия Михайловна Фруктова, после смерти которой в 1941 г. там жила с детьми ее старшая дочь Антонина Николаевна Орлова. В конце войны дом был продан абрамовскому колхозу для устройства в нем овчарни. Во второй половине 1940-х годов дом был разобран.

В семье Николая Ивановича и Евпраксии Михайловны Фруктовых было пятеро дочерей: Антонина Николаевна Орлова (1907­1983), Елизавета Николаевна Доброва (1909-1997), Вера Николаевна Севрова (1910-1991), Валентина Николаевна Рябикова (1915-1984), Александра Николаевна Леонова (1916-2007). Они и их потомки стали уважаемыми, полезными обществу людьми. Вот только два примера. Внучка протоиерея Николая Фруктова, Надежда Анатольевна Ширшова, за свой труд удостоена почетного звания заслуженного учителя Российской Федерации. Его правнучка, Людмила Васильевна Доброва, известный в Кимрах музыкант-педагог. Кстати отметим, что Л. Доброва много лет поет в церковных хорах Кимрского благочиния, является глубоко верующей православной христианкой.

О судьбе псаломщика Николая Никитского и членов его семьи автор сведений не имеет.

Новейшее время

1990-е годы для Русской Православной Церкви наступили более благоприятные времена. Вновь стали открываться храмы, монастыри, вновь зазвучали церковные колокола. Об абрамовском же храме, увы, остались одни только воспоминания, да еще немногие сведения, сохранившиеся в архивах, и единичные фотографии.

Но не ушли в забвение храм Рождества Богородицы с его святыней и живительный источник, дающие исцеление и благодать. На месте бывшего храма с недавнего времени стали совершаться молебны. Появились глубоко верующие люди, которые, в меру своих возможностей, вносят неоценимый вклад в святое дело возрождения православия.

Одним из них является житель деревни Абрамово, в недавнем прошлом москвич, Вячеслав Васильевич Лобзов. [18] Прослышав о святости этих мест, он утвердился в душе и сердце на это богоугодное дело.

Значительное облегчение болезни матери после принятия живительной воды из источника только укрепило его в этом намерении. Его полностью поддержала и супруга, Галина Валентиновна. Продав свою квартиру в Москве, В. Лобзов переезжает в Абрамово, где, по благословению благочинного Кимрского округа Евгения Морковина, в 1999 году, на свои средства и своим трудом, на месте бывшего храма установил поклонный крест и памятную плиту с надписью: «Упокой, Господи, душу убиенного раба Божия, протоиерея Николая, настоятеля разрушенного храма Рождества Пресвятой Богородицы и всех православных христиан». Следующим его подвигом во славу Господа стало возведение здесь каменной часовни. 26 августа 2002 г. у поклонного креста с памятной плитой состоялось освящение места воздвижения будущей часовни в память прежде бывшего храма. Чин освящения в присутствии большого числа православных христиан совершил протоиерей Спасо-Преображенского собора Евгений Морковин в сослужении духовенства Кимрского благочиния. [19] В. Лобзов, получив благословение на возведение часовни, начал, практически в одиночку, ее строить. В 2005 г. появились стены часовни. 26 апреля 2006 г. был установлен купол, увенчанный крестом. Часовня получила наименование Рождества Пресвятой Богородицы и была приписана к Никольскому храму села Каюрова, настоятелем которого является священник Павел Павивкин. [20] Впереди предстоят работы по украшению и росписи внутреннего помещения. Вячеслав Васильевич с помощью местного жителя Н.И. Суханова поставил сруб над одним из родников, из которого местные жители берут воду. Сейчас В. Лобзов служит алтарником в Спасо-Преображенском соборе г. Кимры.

Другим подвижником благочестия стал Юрий Владимирович Алексеев, житель города Кимры, который на свои средства и своими силами решил восстановить разоренный в 1930-е годы чудодейственный источник. В 2007 г. он поставил бетонные кольца на месте выхода родниковой воды, обустроил спуск к нему с крутого волжского берега.

Уже не один год, 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, на месте бывшего храма, у строящейся часовни Рождества Пресвятой Богородицы, совершаются молебны, на которых присутствуют многие верующие. Богослужения здесь совершаются священником Павлом Павивкиным и в другие христианские Праздники. Так возрождается память о храме, его чудотворной иконе и целебном источнике.

ПРИМЕЧАНИЯ

   1. Российский Государственный Архив древних актов (РГАДА). Ф. 1209. Оп. 1. Ед. хр. 660. Л. 65; Покудин В.П. Кашинская писцовая книга 1628-1629 гг. Вып. 1. Кимры, 2006. С. 57; Релина Е.А. Словарь кимрских деревень от «А» до «Я». Кимры, 2004. С. 4.
   2. Тверские епархиальные ведомости. 1891. № 6. С. 167-168. Часть неофициальная.
   3. Тверские епархиальные ведомости. 1891. № 7. С. 195-196. Часть неофициальная.
   4. Государственный архив Тверской 06ласти (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 173. Л. 1-9.
   5. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 184. Л. 37 06.-38.
   6. Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 401.
   7. Тверские епархиальные ведомости. 1891. № 6. С. 166. Часть неофициальная.
   8. То же. № 7. Л. 200; Кубарев А.Г. Калязинский некрополь. СПб., 1997. С. 37.
   9. То же. № 8. С. 230-232.
   10. То же. № 8. С. 235-236.
   11. То же. 1891. № 6. С. 168-170.
   12. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Т. 1. Л. 78.
   13. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16017. Л. 139 об.
   14. Тверские епархиальные ведомости. 1905. № 17. С 475. Часть официальная; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16018. Л. 140 об.
   15. Рассказ Василия Ивановича Доброва, внука протоиерея Николая Фруктова.
   16. Кимрский муниципальный архив (КМА). Ф. 16. Оп. 1. Д. 30. Л. 1.
   17. Тверской центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7848. Д. 19604. Л. 1-15; Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. Т. 1. Тверь, 2000. С. 455.
   18. После ликвидации храма село Абрамово стало именоваться деревней.
   19. Родник православия (газета Кимрского благочиния). 2002. № 10.
   20. Православная Тверь. 2006. № 5-6. С. 16; Родник православия. 2006. № 6.

По материалам издания Коркунов В.И. Это было, было… К 10-летию канонизации кимрских новомучеников (Краеведческие очерки) – Тверь: Марина, 2008.

Фото. из архива Владимира Ивановича Коркунова

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Рождественское послание митрополита Тверского и Кашинского Амвросия
Next post Рождественские дары для Тверского геронтологического центра

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы