«ТОП Тверь» продолжает рубрику «Добро пожаловать в Церковь», в которой читателям отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, о всем, что интересует нашего пытливого читателя. Спрашивают посетители сайта о многом, но принцип один — вопросы исключительно простые, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
Не так давно мы говорили о том, как полюбить ближнего, если он в ответ любить не собирается. Сегодня же у нас тема богословская — о каре Божьей и страхе перед Богом.
Страх Божий, кара Божья: как все это понимать, если Бог милосерден?
На самом деле говорить о Боге хоть что-то достаточно сложно, Он сотворил этот мир и заботиться о нем, но вместе с тем Он вне этого мира. Он милосердный и любящий, но вместе с тем, мы читаем о Его гневе, о наказания и карах Божиих. Попытаться остановиться на чем-то одном — значит ограничить свои представления Боге. Собственно, кроме представлений о Нем, у нас и нет ничего другого, ведь Сам Он остается нам недоступен, во всяком случае не в полной мере и потому представления эти все равно ограничены. Поэтому страх Божий и кара Божья говорят нам скорее не о Нем Самом, а о том, как мы воспринимаем Его и этот мир. Для лучшего понимания рассмотрим эти понятия отдельно.
Когда мы говорим о страхе Божием мы подразумеваем достаточно много различных явлений. С одной стороны мы говорим о том, что Бог Сам по Себе нас устрашает, ведь он Абсолютный Другой и непонятен нам, а мы боимся всего другого и непонятного. С другой стороны, постепенно входя в общение с Богом, мы на разных ступенях этого пути по-разному Его воспринимаем. Иногда Он кажется нам любящим и прощающим нас, но иногда нам кажется, что вся наша жизнь достойна лишь наказания и потому он представляется нам Страшным Судией. В какой-то момент мы начинаем действительно любить Бога и как и всякого возлюбленного боимся оскорбить Его чем-то, и это уже совершенно другой страх. Вместе с тем, как пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, “в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви” (1 Ин. 4:18), а значит в нашем возрастании может наступить и такой момент, когда понятие страха и вовсе исчезнет из нашего словаря богообщения.
Что же касается кары Божьей, то в это словосочетание мы тоже вкладываем немало значений. Порой, говоря так, мы как бы освобождаем себя от ответственности, когда в критической ситуации мы не знаем как поступить или боимся оказаться обвиненными в чем-то, мы начинаем рассуждать что кризис это есть кара Божья за некие абстрактные наши грехи. С другой стороны, видя несправедливость, нарушение закона, попрание моральных устоев, а затем наблюдая неприятные последствия всего этого мы тоже можем сказать, что это есть кара Божия и в таком случае мы, возможно, недалеки от истины. Ведь тогда это действительно может быть обращением Божиим к нам, попыткой достучаться до наших сердец и обратить их ко благу. Мы все знаем, что русское слово “наказание” во многом несет в себе смысл научения. Бог не ограничивает нашу свободу, но, вместе с тем, желает нашего спасения. А потому, порой через сложные обстоятельства, указывает нам путь к Себе, избрать который в нашей воле. Главное — уметь рассмотреть эти указания, расслышать голос Божий, звучащий ли громко в житейской буре, или еле слышный в шепоте повседневности.