В Твери будет создан культурно- исторический кластер, который объединит восстановленный речной вокзал, Отроч монастырь, императорский путевой дворец, а также ключевые образовательные, туристические и музейные направления, сообщил губернатор Тверской области Игорь Руденя.
Мы начинаем серию публикацией кандидата исторических наук, автора книги об истории Тверской епархии «Земля Святого Спаса» Дмитрия Беговатова о прошлом обители, связанной с именами прославленных святых, государственных и религиозных деятелей, известных за пределами тверского края.
Тверской Успенский Отроч мужской монастырь относится числу самых древних на тверской земле и входит в пятёрку наиболее старинных обителей Тверской митрополии; раньше него появились лишь Новоторжский Борисоглебский монастырь, Старицкий Успенский монастырь и мужская пустынь во имя святителя Николая Чудотворца на Восне.
Об истории создания Отроч монастыря рассказывает легенда, которая возникла приблизительно во второй половине XVII в. и пото му является достаточно поздним источником; именно она легла в основу известного литературного памятника – «Повести о Тверском Отроче монастыре». Согласно тексту данного сочинения, обитель возникла в XIII в. по инициативе «отрока» (то есть младшего дружинника) великого владимирского и тверского князя Ярослава Ярославича и при активном содействии данного правителя. Если верить «Повести», отрок Григорий встретил дочь пономаря Ксению, полюбил девушку, и между ними была достигнута договорённость о браке. Однако красавица невеста приглянулась самому тверскому князю, и потому свадьба Григория и Ксении расстроилась. В итоге девушка стала супругой Ярослава Ярославича, а Григорий решил удалиться от мира и избрал монашеский путь. С помощью своего господина княжеский «отрок» основал около Твери монастырь, который и получил название «Отроч». Произошло это в 60х гг. XIII в. – приблизительно в 1265 или 1269 году.
Впрочем, есть и другое объяснение именованию обители как «Отроч»: это могло быть связано с почитанием трёх ветхозаветных отроков, которые упоминаются в Библии. Согласно повествованию книги пророка Даниила, Ана ния, Азария и Мисаил были брошены в пещь по приказу вавилонского царя Навуходоносора за отказ поклониться истукану, но благочестивые юноши были чудесно спасены от смертоносного огня. Сегодня Церковь вспоминает трёх отроков практически на каждой утрени, и в XII–XIII вв. эти святые очень почитались на Руси. Если монастырь был назван «Отроч» по данной причине, то это служит косвенным подтверждением того факта, что обитель имеет древнюю историю и возникла в XIII в.
Наконец, есть и третья гипотеза относительно названия данного монастыря. В. М. Воробьёв – видный тверской исследователь, доктор исторических наук и специалист в области топонимики – проанализировал названия ряда обителей, которые возникали на берегах рек тверской земли (Покровский Отмич, Успенский Отроч и Вознесенский Оршин монастыри). Им было выдвинуто предположение, которое отвечает топонимическому «закону ряда» и согласуется с правилами отечественной лингвистики: наименование «Отроч» может указывать на то, что обитель расположена на реке Тверце («о» означает «вокруг» или «рядом», а остальная часть слова – эволюционировавшее и потерявшее ряд букв название реки).
Таким образом, сегодня среди учёных нет единства относительно происхождения названия Отроч монастыря, однако наиболее известной и распространённой остаётся версия о княжеском «отроке» Григории.
Первым летописным упоминанием обители считается запись под 1289 г.: в этом году скончался первый тверской епископ Симеон, и пустующая кафедра должна была получить нового архипастыря. Вторым архиереем в истории епархии стал игумен Андрей, который, как полагает ряд исследователей, до этого являлся настоятелем Отроч монастыря.
Несомненно, что данная обитель возникла при активном содействии князя Ярослава Ярославича и впоследствии пользовалась благоволением тверских правителей. Есть предположение о том, что Александр – духовник благоверного великого князя Михаила Ярославича – был настоятелем Отроч монастыря. В 1360–1367 гг. в данной обители находился на покое тверской епископ Феодор II (Добрый), который почитается на тверской земле как местночтимый святой. Святитель поддерживал дружбу с великой княгиней и инокиней Анной Кашинской, и, возможно, именно после его смерти супруга Михаила Тверского удалилась в Кашин.