Богоявления Господня церковь в Семендяево, Калязинский район

0 0
Read Time:8 Minute, 3 Second

Село Семендяево известно с 1511 года. В тот год князь Юрий Иванович жалованной грамотой освободил крестьян села Семендяева от государственных повинностеЙ. ГрамотоЙ царя Алексея Михайловича в 1652 году в с. Семендяеве открыт торг по пятницам и «о сборе пошлин в пользу монастыря» (Троицкого Кaлязина монастыря. Н. С.). Царь Федор Алекссевич в 1682 г. указал «о сборе пошлин при ярмарках в Никольской слободе и селе Семевдяеве в пользу Калязинского монастыря».

В Кашинской книге за 1627 г. сделана следующая запись: «Село Семендяево на речке на Жабне и в нем храм во имя Богоявления Господне древяна».

Клировая ведомость за 1796 г. отмечает: «Церковь Богоявленская с приделами а) Покрова; 6) Иоакима н Анны, построена в 1786 году». Тверской епархиальный статсборник дает следующие сведения о церкви в с. Семендяево: «Церковь Богоявленская, построена в 1786 году, каменная, престолов 4: в холодном Богоявления Господне; в теплом — правом — Покрова Пресвятой Богородицы; левом — Богоотец Иоакима и Анны; запад — Всех Святых. В приходе СемендяевскоЙ церкви насчитывалось 433 двора. В них проживало 1096 мужчин, 1413 женщин. Всего 2509 человек. Число прихожан 1220 — 1353 человек.

Церковь в начале 30-х годов была закрыта и использовалась в хозяйственных целях. Состояние церкви остается неудовлетворительным. В начале 90-x г. ХХ в. с помощью взносов верующих и при финансовоЙ помощи сельхозкооператива «Семендяевский» началось восстановление храма села Семендяево. Отремонтирована частъ крыши, оконные рамы, полы, стены. В алтарной части храма возобновились церковные службы. Для полной реставрации храма с. Семендяева необходимы большие средства, которых нет.

По материалам издания Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). — Калязин, 2004.
    

В Кашинской Писцовой книге 136-137 г.г. на л. 534, написано («Колязина монастыря в вотчине»):

«Село Семендяево на речке на Жабне а в нем храм во имя Богоявления Господне древян клецки а в селе двор монастырьской да двор скотей а во дворе живет дворник данилко федоров.

Пашни паханые шестьдесят четей да перелогом и лесом поросло тридцать одна четь сосминою вполе а вдву потомуж сена пятьдесят копен да втом же селе Семеньдяеве слободка а вней живут непашенные бобыли и кормятся Христовым имянем (следует перечень).

Деревня Престольная Лютава на реке на Жабне а в ней во дворе поп Никита Васильев, во дворе дьячок Захарко Васильев, во дворе пономарь Наумко Тимофеев келья проскурницына. Пашни паханые церковные земли пять четей вполе а вдву потомуж сена двадцать копен»

В Переписной (Кашинской) книге 186 г., на л.л. 84-87 («Живоначальныя Троицы Калязина монастыря»), относительно с. Семендяева сказано следующее:

«Село Семендяево а в нем церковь Божия святых праведных Бог Отец Иоакима и Анны другая церковь теплая покров Пресвятыя Богородицы а служат священники Иван да федор Никитины прозванием волковы а дворы их особе за рекою Жабнею в деревне Людкова да в сележ Семендяеве двор монастырской а внем живут прикащики переменные погодно да двор монастырской скотной а в нем живут коровники Мишка Осипов сын Котуфенок у него детей Купряшка десяти лет Петрушка шти лет в селе Семендяеве в слободке бобыли беспашенные (31 двор; следует перечень семейств).

На погосте живут нищие в келье бобылки а кормятца Христовым именем в мире (след. перечень).»

В клировой ведомости 1796 г. содержатся следующия сведения: «Церковь Богоявленская с прид. а) Покрова в) Иоакима и Анны, каменная, постр. в 1786 году. 1-й священник — Матвей Степанов, 34 л., из философии, посвящ. в 1782 г. 2-й — Иван Родионов, 35 л., из синтаксимы, посвящ. в 1793 г. Церков. земли 36 дес.; 22 деревни; прих. дворов 280; душь м. п. 813, ж. п. 753».

В исповедной росписи 1751 г. сказано: «свящ. Иаков Никитин и Михаил Дмитриев. В 1755 г. — ц. Богоявленская, священники те же: Иак. Никит. 61 г. и Мих. Дим. 43 л.; в прих. 201 дв., 650 д. м. п., 660 ж. п. В 1766 г. свящ.: 1) Михаил Дмитриев 2) Родион Яковлев, 40 л.».

По данным Тверского епархиального статистического сборника 1901 года:

Церковь Богоявленская, построена в 1736 году, каменная, престолов четыре: в холодной Богоявления Господня, в теплой: правый Покрова Пресвятой Богородицы, левый Богоотец Иоакима и Анны, западный Всех Святых.

В 1901 году служили: Священник Алексей Васильевич Соколов 68-ми лет, окончил духовную семинарию, Священником с 1856 года, в 1895 году награжден наперстным крестом. Священник Николай Иоаннович Филаретов 50-ти лет, окончил духовную семинарию, Священником с 1877 года, в 1896 году награжден скуфьей.

Диакон Василий Иоаннович Троицкий 38-ми лет, в служении с 1879 года., диаконом с 1891 года. Псаломщик Феодор Стефанович Морковин 24-х лет, в должности с 1896 года. Псаломщик Василий Алексеевич Комаров 56-ти лет, в должности с 1863 года.

Прихожане: 1) Священника Соколова — в Семендяеве, в деревнях Калугах, Токарцеве, Браткове, Старове, Запрудье, Шамановке, Раменье, Лыскове, Потапкове, Зобове, Яхромине, Жукове, Баринцеве, Стрелке, Пашнях, Никифорцеве — 211 дворов (588 мужчин, 686 женщин). 2) Священника Филаретова — в Семендяееве, в деревнях Зобове, Яхромине, Запруде, Кеткове, Колотове, Матронкине, Калугах, Пахомове, Кожевне, Александрокове, Мытареве, Баринцеве, Пашнях, Потаповке, Раменье — 222 дворов (508 мужчин, 727 женщин).

По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. — Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901.
    

Церковь Богоявления расположена на открытой местности на окраине села. Наиболее раннее документальное известие о селе относится к нач. 16 в. (грамота Калязинскою Троицкого монастыря 1511 г.). Согласно Кашинской Писцовой книге 1628-1629 гг., в селе стояла деревянная клетская церковь Богоявления, а по Переписной Кашинской книге 1678 г. здесь находились две деревянные церкви — Иоакима и Анны и Покрова. Вероятно, вместо последней в 1-й пол. 18 в. построили Богоявленскую церковь. В 1762 г. сгорела церковь Иоакима и Анны. Вместо нее в Семендяево в следующем году перевезли деревянный храм из села Дуброво Угличского уезда. В кон. 18 в. два деревянных храма заменила существующая каменная церковь Богоявления с приделами Покрова и Иоакима и Анны и с отдельно стоящей колокольней, построенная в 1782-1793 гг. (приделы освящены в 1786 г.). В 1805 г. трапезную удлинили до колокольни, устроив в пристроенной части придел Всех Святых. Пристройку выполнили по проекту, исправленному губернским архитектором А.А. Трофимовым. Настенная живопись в интерьере сделана мастером А. Шишкиным в 1871 г. В нач. 20 в. барабаны глав храма обшили железом. К настоящему времени обрушились своды и один из столбов в основной части трапезной, не сохранились глава колокольни со шпилем и кресты на главах храма, ряд проемов заложен; почти полностью утрачено убранство интерьера. Здание сложено из кирпича и оштукатурено.

Яркий пример сельской приходской церкви в стиле позднего барокко, сохраняющей архаичные черты в объемной композиции и декоре, восходящие к допетровской архитектуре.

Добровольский, с. 301. Крылов Л., с. 83-88; ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16242. Л. 33 об.; Оп. 8. Д. 1969, 1974, 1975, 1988, 2000, 2005, 2006, 2022, 2023; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III. № 6440; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2051. Л. 50-52.

По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. — М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. — М. : Academia, 2015.
    

Село Семендяево, вотчина Макарьева Калязина монастыря, впервые упоминается в начале XVI века. После секуляризации оно стало государственным селом, позже — центром волости. Расцвет его пришелся на кон. XIX-нач. XX вв., но значительным центром оно было и до этого. Памятником былого значения села является Богоявленская церковь, старейший в современном Калязинском районе каменный храм. Это, безусловно, ярославская церковь, близкая к ряду памятников угличско-моложского круга 2 половины XVIII века.

Современный вид семендяевского храма сложился не сразу. Храм пережил два очень значительных ремонта, около 1808 года (когда появился придел Всех Святых) и до 1906 года, когда появилась почти вся внутренняя декорация здания. От первоначального здания уцелел высокий четверик с полукруглой апсидой и трапезная (4 оси окон).

Архаичный для своего времени декор состоит из опоясывающего все здание выше окон первого света карниза и барочных наличников сходного типа, отличающихся только тем, что на четверике они с лучковыми сандриками, а на остальных частях — с треугольными. Очень характерны для храмов XVIII века во всем ярославском Поволжье закомары по верху четверика.

Колокольня построена, видимо, немного позже, но также в конце XVIII века. Изначально она стояла немного с отступом от западной стены трапезной. Более поздние стены трапезной частично перекрыли восточную грань колокольни.

В трапезной своды рухнули. Они опирались на четырьмя столба, поддерживавшие крестовые (?) своды.

В самом храме четыре боковые главы были глухими, центральная — световая. Вид центрального четверика сложился после очень крупного ремонта, завершившегося в 1906 году. Храм был заново расписан. Эта роспись маслом практически исчезла.

Сохранились небольшие фрагменты лепного карниза выше уровня окон первого света (нач. XX в., но, возможно, и более ранний). Состояние стен четверика угрожающее. От первоначального декора уцелела только одна деталь — кованая дверь, великолепной кузнечной работы, украшенная накладными узорами.

В 1808 году трапезная, где первоначально располагались два придела — Покрова и Иоакима и Анны, была распространена — на запад. Придел расширил трапезную на две оси окон, а в южной части его был устроен алтарь. Эта часть здания сохранила коробовый свод, к счастью, сохраненный от разрушения в 1990-х гг., а в алтарной нише, сделанный в стене, примыкающей к южному нефу трапезной, в конце XIX века была сделана живописная композиция «Спас на престоле» — превосходной художественной работы. По некоторым сведениям, здесь работали калязинские живописцы Шишкины.

В ходе ремонта начала XX века храм был сделан весь теплым (остатки подпольных печей сохранились в подвале). Кроме того, весь пол храма был выложен метлахской плиткой — невиданная роскошь для сельской церкви. Плитка имеет разный рисунок в основном храме. Во Всехсвятском приделе (в трапезной плитка, видимо, уничтожена — по ней в здание въезжали трактора в колхозной время, кроме того, на нее рухнули своды). И под колокольней — она сделана из остатков, но очень изящно.

В ходе ремонта главы были глухо обшиты железом и, вероятно, расписаны. Под обшивкой видна старая кирпичная кладка шеек глав. Кроме того, были сделаны новые деревянные двери в колокольне. С утратами, они все же сохранились до наших дней.

По материалам сайта Тверские своды

Фото. Александра Мирчевича Чеботаря с сайта Храмы России

Православные храмы Тверской земли

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Августин (Гуляницкий). Руководство по основному богословию
Next post Августин (Никитин), архим. Афон и Русская Православная Церковь. (Обзор церковно-литературных связей)

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close