Царь Петр I и святитель Митрофан Воронежский

0 0
Read Time:8 Minute, 40 Second

Из докладов на IX Фаддеевских образовательных чтениях.

Мы начинаем публикацию докладов и выступлений на благочинническом этапе IX Фаддеевских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Великий Петр Первый – русский царь из рода Романовых, правил Россией 36 лет. За годы его правления была создана мощная флотилия, огромная армия, Россия стала великой державой.

События и краткая биография царя Петра:

  • продлил войну с Крымом, взял крепость Азов;
  • нашел союзников в борьбе с Османской империей;
  • ввел летоисчисление по юлианскому календарю;
  • воевал со Швецией, победил, заключил с ней мир;
  • подписал договор о мире с Турцией;
  • захватил крепости Нотебург, Ниеншанц;
  • в 1703 г. начал строительство Санкт-Петербурга;
  • в 1704 г. взял Нарву, Дерпт;
  • летом 1709 г. победил в войне со Швецией (Полтавская битва);
  • присоединил к России Камчатку;
  • открыл проход в Балтийское море.

Основные реформы государя:

  1. Судебные – 1697 -1722 гг. Был образован сенат, юстиция, нижние суды, гофгерихты.
  2. Реформа государственного управления (1699-1721 гг.) – создана Ближняя канцелярия и 12 коллегий, Правительствующий Сенат. Позже систему усовершенствовали, деятельность органов стала регламентированной. Были образованы контролирующие структуры.
  3. Военная реформа – рекрутская повинность, появилась Военная коллегия и воинские звания. Были построены военные предприятия и военно-учебные заведения, введены воинские уставы, создана регулярная армия.
  4. Церковная реформа – с 1700 года восстановлено централизованное управление церковными землями. Были установлены контроль над доходами церкви и суд над монахами. Духовный регламент лишил Церковь самостоятельности. Был создан Святейший Синод, подчинявшийся государю. Церковные доходы часто отбирались и тратились на нужды государства.
  5. Финансовые реформы  проводились на всем протяжении правления Петра. Были введены  налоги на торговлю, на порчу монет, подушная подать.
  6. Административные реформы (1708-1720 гг.) – царь разделил Россию на 8 губерний. Были назначены губернаторы, обладавшие безграничной властью. Вторым этапом преобразования стало разделение губерний на провинции, которыми руководили воеводы.
  7. Был выстроен мощный военно-морской флот и набрана сильная армия, насчитывающая 212 тыс. человек. Были одержаны победы в войне и присоединены новые земли. Органы местного самоуправления потеряли свое влияние. Приговоры в судах основывались на статьях закона.

 Великий император стремился изменить и улучшить свое государство. Его реформы позволили сделать Россию могучей и великой. Враги боялись, а союзники уважали. Именем Петра были названы города, ему возведены многочисленные памятники.

Встреча царя Петра и епископа Воронежского произошла, когда Петру было — 10 лет, а Митрофану уже 60!

Давайте вспомним основные вехи жизни святителя Митрофана и тогда лучше поймем суть его духовного подвига.  Звали будущего святителя Михаилом, он был  сын священника и сам священник, в 40 лет овдовел. В горе  его утешала только молитва,  он решает  уйти в монахи.

При постриге отец Михаил получил имя Митрофан, с которым и вошел в историю как первый Воронежский епископ. Жизнь в Золотниковской пустыни в честь Успения Божией Матери так нравилась ему, что он дал обет не покидать пустынь до смерти. Но соседнему с пустынью Яхромскому Космину монастырю понадобился игумен, и братия просит своего епископа поставить им иеромонаха Митрофана. Епископ идет на встречу, Митрофан становится игуменом – очень строгим к себе и очень заботливым и внимательным к другим. 

Затем игумена Митрофана переводят настоятелем в богатый Унженский монастырь. Боль расставания с духовными чадами снова смягчает молитва, и на новом месте будущий святитель продолжает молиться за них.

 Это время известно как неспокойное, еще сильны действия трагического церковного раскола в Русской Церкви. В апреле 1682 года умирает старший брат Петра – царь Федор Алексеевич. Десятилетнего Петра объявляют новым царем. Но через месяц, после восстания в результате борьбы боярских партий, Петр уже делит трон со своим сводным братом Иваном.

В том же апреле 1682 года  сжигают на костре протопопа Аввакума, церковный Собор учреждает новые епархии для борьбы с расколом. Среди них — Воронежская, выделенная из огромной Рязанской. В епископа новой кафедры призван игумен Унженской обители Митрофан, он становится невольным свидетелем кровавых сцен первого стрелецкого восстания и распрей бояр.

25 июня 1682 года новопоставленный святитель участвует в венчании на царство юных государей — Иоанна и Петра. Так встретились на своем первом историческом перекрестке запуганный кровавым бунтом мальчик и умудренный опытом, почти шестидесятилетний игумен.

Но управлять по-настоящему Петр начал после подавления стрелецкого бунта 1689 года. Тогда он казнил публично 2000 человек. Патриарх Адриан не удержался и пришел к Петру с иконой. Петр его прогнал со словами: «Зачем ты пришел сюда с этой иконой! Бог нас поддерживает, а не этих мятежников».

И вот такому гневному царю, прогнавшему  самого патриарха, решился противоречить рядовой Воронежский епископ. 

Епископ Митрофаний поддерживал инициативы Петра по просвещению Российской державы, помогал в создании нового морского флота, жалуя на это крупные средства.  Из истории мы знаем, что святитель благословлял и освящал создание русского флота, закладку и строительство Санкт-Петербурга и других городов. Был мудрым советником, наставником и духовником Петра Первого.

Что касается  копирования без разбора всего иноземного, что было тогда модой, – тут владыка был на редкость тверд и по-умному критичен. Даже к царю. Потому  царь часто сам приезжал к Митрофанию, когда бывал в Воронеже, о многом говорил и советовался с ним.

Однажды Петр I, пригласил святителя к себе, в свой воронежский дворец.  И этот день стал началом непримиримого духовного противостояния царя и святителя. Святитель сразу заметил во дворе статуи обнаженных героев языческой мифологии: Зевсов, Уранов, нимф и красавицы Венеры. Увидел – развернулся.   И ушел!

На возмущенный вопрос царя, как епископ  Митрофан может  такое себе позволить, святитель ответствовал: «Пока Петр не уберет этих идолов, не могу войти во дворец». Царь в гневе передал святителю, что, если он тут же не явится, то будет казнен.

Ответ святителя стал эталонным по прямоте и мужеству для всех пастырей Церкви: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Тело мое в царских руках, и он властен умертвить оное, а на душу мою никакая человеческая власть не простирается, но неприлично православному Государю ставить в своем дворце языческих болванов и тем соблазнять простые сердца».

Митрофан твердо решил  лучше  умереть, чем согласиться  с таким поступком царя.

Святитель Митрофан стал готовиться к смерти. Он решил послужить всенощное бдение вечером и велел звонить в самый большой колокол Благовещенского собора города Воронежа. Царь, услышав колокольный звон, поинтересовался у слуг: «Какой завтра праздник?» Ему ответили, что никакого большого праздника завтра нет.

Тогда Петр I отправил людей спросить у святителя о причине звона. Святитель Митрофан ему передал: «Мне, как преступнику, словом царским изречена казнь смертная, и того ради,  я, приготовляясь к смерти, спешу принести Господу Богу соборное с церковью о грехах моих моление».

Царь был поражен смирением святителя. Он тут же приказал снести статуи и попросил прощения у праведника. После этого события Петр I проникся еще большим уважением к смелому епископу.

А епископ думал тогда о народе, пастырем которого он был поставлен. И что показалось ему стыдным – о том он прямо сказал царю.

В 1699 году епископ серьезно заболел и решил принять схиму. Но царь приехал и стал отговаривать Митрофания от ухода от дел, не хотел отпустить друга-епископа. Епископ послушался.

Владыка любил думать и рассуждать о смерти, загробной участи, часто молился за умерших. К своему погребению он все приготовил сам.

Перед самой смертью владыка исполнил свое давнее желание – был пострижен в великую схиму с именем Макарий. 

23 ноября 1703 года  Петр I прибыл в Воронеж и застал Митрофана уже при смерти. Царь долго держал руку святителя, а потом закрыл его глаза своей рукой.

При погребении владыки Митрофана в Благовещенском соборе Воронежа, когда представители духовенства хотели взять гроб для перенесения.

Петр I сказал, обратившись к своей свите:

«Стыдно нам будет, ежели мы не засвидетельствуем нашей благодарности сему пастырю отданием ему последней чести. Итак, вынесем тело его сами».

Сказав это, царь первый взялся за гроб святителя и с главными военачальниками понес его в соборный храм. Когда погребение окончилось, Петр I громко сказал: «Не осталось у меня другого такого святого старца, ему же да будет вечная память».

После смерти святителя стали происходить чудеса на его гробнице, а его тело было обнаружено нетленным. Прославление Митрофания в лике святых состоялось 20 августа (по новому стилю) 1832 года.

В 1830 году епископ Антоний (Смирницкий) начал подготовку материалов к прославлению святителя Митрофана и впервые обратился в Святейший Синод с особым донесением. 25 июня 1831 года, после повторного донесения в Синод, мощи были признаны нетленными, а чудеса над гробом и от мантии святого – истинными. Святитель Антоний, вспоминая эти события, рассказывал: «Еще ничего не было известно, как приносят мне из Сарова записку от отца Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового угодника Божия». Преподобный Серафим Саровский чудотворец имел к святителю Антонию, «жителю из села Божией Матери, лавры ее Печерской постриженику», особое благоговейное отношение, часто направлял к нему богомольцев за духовным советом. Называл преподобный Серафим, по свидетельству современников, Преосвященного Антония не иначе как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались.

6-7 августа 1832 года Антоний, в сослужении члена Святейшего Синода архиепископа Тверского и Кашинского Григория (Постникова), возглавил торжества по обретению мощей первого Воронежского архипастыря, на которых присутствовало более 60 тысяч верующих со всех концов России.  А через 40 дней после этого торжества на поклонение прибыл император Николай I. 23 ноября 1832 года епископ Антоний торжественно переложил мощи в новую серебряную раку, подаренную воронежским купечеством.

По возвращении из Воронежа Тверского архиепископа Тверского и Кашинского Григория (Постникова) к нему обратились тверские купцы с просьбой о расширении церкви Рождества Христова, что в Рыбаках. Они получили благословение пристроить предел в честь святителя Митрофана епископа Воронежского в 1832 году.

В начале XX столетия храм был закрыт. Здание использовалось для проживания людей. Когда жителей  расселили, в здании  расположился ДОСААФ. В годы перестройки  здесь располагались  магазины и офисы.

А через 170 лет во вновь возрождаемом тверском храме Рождества Христова, что в Рыбаках, в единственном приделе епархии в честь Митрофана Воронежского,  появился ковчег с частицей мощей святителя. В то время настоятелем этого храма был протоиерей Петр Дубяго. В книге «Храм Рыбацкой слободы»,  посвященной истории и возрождению храма,  ее автор, Петр Дубяго, в частности, рассказывает:

«Со временем приход наш становился все более крепким и дружным.  В Тверской епархии святому Митрофану Воронежскому посвящен единственный придел.   В приделе Митрофана Воронежского на солее слева есть ниша, которую и приспособили для этой святыни. Написали ростовую икону. А в 2014 году установили ковчег с  частицей мощей святителя. Так  храм Рождества Христова, что в Рыбаках, —  стал местом  особого почитания святителя Митрофана».

Так храм Рыбацкой слободы стал духовным пристанищем мощей  святителя Митрофана Воронежского. А сам святитель —  духовной опорой и покровителем не только родной Воронежской земли, царя Петра I, но и Земли Истоков – древней Тверской земли.

Протоиерей Петр Дубяго,

настоятель церкви Успения Пресвятой Богородицы с.Завидово,

благочинный Конаковского церковного округа

tvereparhia.ru

Happy
Happy
100 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Старицкий Свято-Успенский монастырь во времена реформ
Next post Причины распространения ереси жидовствующих на Руси

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close