Село Гор-Пневицы, при колодцах, находится в 56-ти верстах от уездного города (Переславля-Залесского) и в 170-ти вер. от губернского (Владимира).
Пневицкий в Переславль-Залесском уезде стан упоминается в межевой грамоте вотчин, данных великим князем Іоанномъ Васильевичемъ ІІІ сыну своему Юрию.
В писцовых книгах 1628—29 г.г. значится в этом стане погост Пневицы, а на погосте церковь Николая Чудотворца древяна клецки, а в церкви деисус и двери царские и образы местные и ризы и книги и колокола и всякое церковное строение мирское, другая церковь Рождества Пресвятой Богородицы развалилась; при церкви поп Яков, пашни церковной 7 четв., перелогу и лесом поросло 8 четв., сена 10 копен, лесу непашенного 3 дес. Указание, что церковь Рождества Богородицы развалилась в 1628 г., дает право думать, что здесь церковь сушествовала уже и в XVI столетии. В патриарших окладных книгах отмечена в Пневицах церковь «Рождество Пречистые Богородицы»; с этой церкви в 1628 г. положено было дани 4 алтына 4 деньги, десятильничьих 2 алтына 2 деньгн, заезда алтын, по наказу гривна.
В переписных книгах 1705 г. погост в Пневицах названъ Рождество Богородицким; при церкви были тогда священник и дьячек. Вблизи погоста находилась деревня Горы; половина этой деревни принадлежала Михаилу Семенову Вельяминову—Зернову (а до него в 1678 г. Василью Дорофееву Губареву), на его половине было 9 крестьянских дворов, в коих жило 47 человек; другая половина принадлежала помещику Губареву, в ней было 10 крестьянских дворов с населением в 47 душ муж. пола.
В 1711 г. в Пневицком погосте была построена новая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь св. Николая Чудотворца. Эта церковь существовала до 1789 г., когда прихожанами церковь была перестроена и вновь освящена в честь того же праздника и того же святаго.
В 1795 г. вместо деревянной церкви в Пневицах построенъ существующий ныне каменный храм с такой же колокольней; первоначально в новом храме устроено было два престола: в холодном в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе теплом во имя св. Николая Чудотворца; в 1830 г. в трапезе устроен другой престол во имя св. апост. Иоанна Богослова в память сгоревшей церкви того же имени в ceле Зарое (ныне деревня Юрцево).
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. В церкви сохраняется много предметов из бывшей в селе Зарое деркви. Изъ Св. икон особенно почитается прихожанами древняя икона св. апост. Иоанна Богослова в серебряной ризе с вызолоченным венцом; на ней надпись: «образ св. апостола Иоанна Богослова украшен серебряным окладом по обещанию Ивана Иванова сына Рудакова 1765 г.». Эта икона из церкви села Зароя, а кроме неё: 1) напрестольный серебрянный вызолоченный с литым распятием крест с надписью: «1773 г. сей крест приложил в село Зарой в церковь св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова прапорщик Иоанн Иванов сын Рудаков…». 2) двое серебрянных сосудов — 1779 и 1787 г.г., 3) евангелие — 1707 г. с надписью по листам: «сия книга глаголемая Евангелие церкви св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова села Зароя», 4) минеи месячные с подобной же надписью от 1785 г. Есть надписи на двух книгах — минеи месячной и службе Николаю Чудотворцу — 1771 г. и 1791 г., свидетельствующие о иринадлежности их церкви Рождества Богородицы в селе Горах.
Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1779 г., исповедные росписи с 1829 года.
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание их получается: а) процентов с причтового капитала 40 руб.; б) от служб и требоисправлений до 382 руб.; в) от хлебного сбора 15 руб.; г) от земли пахатной и сенокосной 80 руб., а всего до 517 руб. в год. Дом для священника церковный, а у псаломщика собственный на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 3 дес., пахатной и сенокосной 47 дес.; кроме того причту принадлежит 35 дес. земли после бывшей в селе Зарое церкви; план и межевая книга на эти земли имеются. Причт владеет зежлею сам.
Приход состоит из села Гор-Пневиц и деревень: Старова (1 вер. от церкви), Конякина (2 вер.), Подольца (1/4 вер.), Окулова (2 вер.) и Юрцова (6 вер.), в которых по клировым ведомостям числится 460 душ муж. пола и 563 жен.; все православные.
С 1884 г. при церкви существует церковно-приходская школа; учащихся в 1893 г. было 20.
По материалам издания Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуск второй. Переславльский и Александровский уезды. – Владимир, 1895.
Церковь Рождества Богородицы расположена на возвышенном месте на восточной окраине села. Село Гор-Пневицы в кон. 18 — нач. 20 в. находилось в Переяславском уезде Владимирской губернии. Погост Пневицы впервые упоминается в документах 1628-1629 гг, тогда здесь стояла деревянная клетская церковь Николая Чудотворца, а вторая церковь Рождества Богородицы к тому времени разрушилась. В 1705 г. погост был назван Рождество-Богородицким, вблизи него располагалась деревня Горы. В 1711 г. на погосте была сооружена новая деревянная церковь Рождества Богородицы с приделом Николая Чудотворца, перестроенная в 1789 г. Вместо нее в 1820-1825 гг. на средства прихожан сооружена существующая церковь Рождества Богородицы (главный престол освящен осенью 1825 г). При этом резной иконостас был перенесен из прежней церкви. Придел Николая Чудотворца в трапезной освятили в 1828 г, а в 1830 г. устроили второй придел во имя Иоанна Богослова. Материал от разобранного деревянного храма использовали для строительства церковной ограды. В этот период село находилось в вотчине князя Андрея Андреевича Голицына (1819-1825), а с 1825 г. — князя Федора Андреевича Голицына. В советское время утрачены завершения боковых глав храма, разрушены три колонны южного портика и одна колонна северного, а также фронтоны обоих портиков, имеются многочисленные утраты в карнизах всех объемов и в других декоративных элементах фасадов; почти полностью сбито наружное штукатурное покрытие; утрачено убранство интерьеров. Здание сложено из кирпича, снаружи было оштукатурено, детали декора — белокаменные.
Яркий пример сельской приходской церкви, выстроенной в стиле позднего классицизма; отличается уникальной объемной композицией, в которой сочетаются архаичные для своего времени формы и необычный вариант пятиглавия.
Тихомиров, с. 378; Березин, Добронравов, с. 231-234; Материалы для истории.., с. 87; Малицкий, с. ХСІ; ГАВО. Ф. 556. Oп. 1. Д. 1323; Оп. 3. Д. 500; Оп. 108. Д. 1097.
По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. – М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. – М. : Academia, 2015.
Фото. Коршунова Александра. 2009 г.
Православные храмы Тверской земли