«ТОП Тверь» продолжает рубрику «Добро пожаловать в Церковь», в которой читателям отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, о всем, что интересует нашего пытливого читателя. Спрашивают посетители сайта о многом, но принцип один — вопросы исключительно простые, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз мы говорили, что такое «смертный грех», почему к нему не относится, например, убийство, а сегодня вопрос гораздо более будничный, но не менее важный: почему даже неверующие люди постоянно восклицают «Господи!», «Боже!» И почему такое упоминание Бога плохо?
С того момента, когда последние остатки языческих традиций окончательно затерялись на страницах истории, прошло уже множество столетий, однако в нашей культуре мы до сих пор обращаемся к древнегреческим, древнеримским, древнескандинавским и прочим мифам. Мы порой рассуждаем о тех проблемах, о которых рассуждали древние языческие философы, часто используем имена языческих божеств в нашей повседневности, сами того не замечая.
Следы различных культур сопровождают нас повсюду, от них очень трудно, если вообще, возможно, избавиться. А в критические моменты жизни мы и вовсе порой обращаемся к тому, что кажется нам совершенно бессмысленным в жизни повседневной. Как писал об этом один из мыслителей XX века “Человек цепенеет в хаосе символов и теряет свободу, которой не знали древние. Он начинает действовать в согласии с предсказаниями и тайными знаками”. Так стоит ли так уж удивляться тому, что в нашем языке сохранились привычные обороты для выражения ужаса, удивления, восхищения и т.п., связанные с культурой пропитанной христианством, культурой, которая, хотя и была гонимой на протяжении почти столетия, все же осталась в нашем языке, в наших обычаях, в нашем быту.
Этим выражениям можно попробовать подобрать некоторые аналоги, никак не окрашенные религиозно, но это не так уж и просто. С момент падения коммунистического строя, мы так и не смогли найти аналог обращения “товарищ”, как не смогли вернуться и к дореволюционным “господин” и “госпожа”, столь распространенных в европейских языках.
Насколько плохо такое упоминание Бога, сказать гораздо сложнее. Ведь у этих выражений срывающихся с уст людей в различных ситуациях, могут быть совершенно различные значения. В том числе они могут быть и вполне уместны, когда они выражают нашу радость и благодарность Создателю, но и иметь кощунственный смысл, будучи эвфемизмами выражений не столь приличных.