Село Никольское-Апухтино (Опухтино) упоминается в Дмитровской Писцовой книге за 1627 – 1629 г.: “за Николаем Васильевичем сыном Опухтиным село Никольское на реке на Сабле, а в нем церковь Николы Чудотворца дервяна клецки да другая церковь Благовещение Причистые Богороднцы…”. В Дмитровской Переписной книге за 1678 год упоминается “село Никольское Опухтино тож, а в нём церковь Николая Чудотворца”.
Клировая ведомость за 1796 гoд дает сдедующие сведения о церквях с. Никольское-Опухтино и опять, видимо, не окончательные: “1-я церковь Благовещенская, построена в 1710 г.; 2-я тёплая во имя Николая Чудотворца построена в 1760 г. – деревянная, в ветхости, вместо которых… строится с тем же наименованием”. Наиболее точные сведения о Николо-Апухтинской церкви мы получаем в Тверском епархиальном статсборнике (1901 г.): ” Церковь Благовещенская, построена в 1800 г., каменная, престолов 3: в холодном – Благовещения Пресвятой Богородицы; в тёплом святителя Николая и Успения Пресвятой Богородицы”. В приходе 542 двора, в них проживали 1556 муж., 1812 жен. Всего 3368 человек. Число прихожан – 1726-1957.
Храм в с. Никольское-Апухтино сохранился до настоящего времени, но в неудовлетворительном состоянии, требуется ремонт и реставрация.
В «Материалах для Истории Тверской епархии» (38 стр.) приведена следующая выдержка из «Тверских Губернских Ведомостей» за 1850 гг. № 41; «В имении Калязинской помещицы Шестуновой, в 35 верстах от Калязина, близ с. Опухтина, одиноко среди пашни и лугов, стоит часовня, памятник бывшаго в этом месте Казанскаго монастыря. Предание сохранило только название это и то, что он раззорен и сожжен поляками».
В Дмитровской Писцовой книге 7135-7137 (1627-29) г.г. письма и меры Андрея Загряжскаго, на листе 192, за № 538, находится следующее известие о селе Никольском-Опухтине.
«За задворным конюхом за Борисом да за братом ево за Федором Никитиным детми Опухтина старинная вотчина что было за прадедом их за Никитою Васильевым сыном Опухтиным село Николское на реке на Сабле а в нем церковь Николы Чюдотворца древяна клецки да другая церковь благовещение Пречистые Богородицы бес пения а в церкве образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье вотчинниковы. А у церкви двор попов пуст. Во дворе понамарь Остка Иванов во дворе проскурня Маремьяна.».
В Переписной книге по г. Дмитрову, 7186 г., переписи Димитрия Никитича Кутузова, Артемья Михайловича Игнатьева и подъячаго Фёдора Леонтьева в Троицком стану, на л. 606 об., № 392: «За вдовою Прасковъею Борисовою дочерью Петровскою женою Моркова село Никольское Опухтино тож а в нем церковь Николая Чюдотворца. У церкви во дворе поп Степан Никитин, во дворе понамарь Минка Микитин у него детеи Микишка Максимко да двор вотченников»…
В клировоЙ ведомости 1796 г. о селе Никольском-Опухтине сказано: «1-я церковь Благовещенская, построена в 1710 г.; 2-я теплая, во имя Николая Чудотворца, построена в 1760 г., – деревянная, в ветхости, вместо которых по данной от Его Высокопреосвященства Синодальнаго члена Иринея, Епископа Тверскаго и Кашинскаго в 1794 г. храмозданной грамоте, строится в теж наименовании каменная».
«Священник – Благочинный Афанасий Петров, 29 л., из философии; посвящ. в 1787 г. Церков. земли 36 десят. 14 деревень; дворов 171; душ м. п. 682, ж. п. 685».
В 1901 году служили: Священник Николай Михайлович Смирнов 23-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1896 года, священником с 1898 года. Диакон Владимир Дмитриевич Попов 54-х лет, в служении с 1865 года, диаконом с 1884 года. Псаломщик Василий Николаевич Рахманин 24-х лет, в должности с 1896 года. Церковный староста крестьянин Григорий Гаврилович Морозов в долности с 1899 года.
Прихожан в селе Никольском-Опухтине, деревнях: Альняки, Фёдоровском, Родионове, Байкусове, Горке, Новеньком, Старове, Плутине, Твердилове, Хребтове, Ивановке, Петрецове, Фенине, Головкове, Пенье, Онашкине, Власице, Софронове – 564 двора (1587 мужчин, 1843 женщины).
По материалам изданий Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). – Калязин, 2004., Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. – Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901.
Церковь Благовещения расположена в центральной части села, метрах в ста от берега реки Сабля. В 1-й пол. 17 в. в селе Никольском, старинной вотчине «задворных конюхов» братьев Бориса и Федора Никитичей Опухтиных, стояли две деревянные церкви — Благовещения и Николая Чудотворца. В 18 в. они были выстроены заново: первая в 1710 г. (по другому источнику — в 1736 г.), вторая в 1760 г. Во время генерального межевания (1775) село принадлежало камердинеру Александру Игнатьевичу Сахарову, поручику Матвею Алексеевичу Лешукову и вдове коллежской асессорше Наталье Васильевне Козыревой. Последняя оставалась владелицей находившейся здесь усадьбы с деревянным господским домом вплоть до 1810-х гг. В сер. 19 — нач. 20 в. усадьба принадлежала помещикам Голеновским: подполковнице Марии Павловне Голеновской (упоминается в документах 1849 и 1860 гг.), поручику Николаю Александровичу Голеновскому (1880), Владимиру Николаевичу Голеновскому (1900-1910-е гг.).
Существующая церковь с приделами Николая Чудотворца и Покрова в трапезной, вместо деревянных храмов, была построена в 1794-1799 гг. на средства прихожан, в том числе вдовы подпоручика Надежды Васильевны Вельяминовой-Зерновой, прапорщика Ивана Васильевича Новосильцева и подпоручика Михаила Михайловича Абрамова. Колокольню возвели несколько позже, очевидно, во 2-й пол. 1810-х — нач. 1820-х гг.: в 1813 г. для нее заготовляли кирпичи, а в документе 1821 г. она названа «строящейся». В 1880-1885 гг. под наблюдением и, вероятно, по проекту младшего архитектора В.И. Кузьмина построена новая, значительно более обширная трапезная с приделами Николая Чудотворца и Успения, а также западная паперть в виде четырехколонного портика. Тогда же разобрали хоры (балкон на западной стене четверика храма) и заложили ход на них. В советское время разобрали прямоугольный алтарь, западную паперть и четыре из пяти глав на трапезной, утрачены иконостасы и большая часть стенописей. В 1980-е гг. на восточной стене алтаря сохранялся фрагмент клеевой живописи 1-й пол. 19 в. — гризайльный барочный орнамент, написанный охрой и белилами. На столбах трапезной находились изображения святых в рост; роспись сводов и подпружных арок была орнаментальной. На пилонах колокольни размещались композиции «Воскрешение Лазаря» и «Динарий кесаря». Церковь сложена из кирпича и оштукатурена, цоколь и многие детали декора — белокаменные.
Один из лучших памятников церковного зодчества на территории Калязинского р-на, в своей архитектуре отражает три этапа в развитии местных строительных и художественных традиций. Храм — великолепный пример раннего классицизма, отличающийся изяществом пропорций и тонкостью проработки деталей; колокольня с развитым ордерным оформлением принадлежит к характерному для региона типу ярусных сооружений зрелого классицизма; сдержанные формы русско-византийского стиля отразились на фасадах трапезной.
Материалы для истории.., с. 82; Добровольский, с. 297-298; Крылов Л., с. 61-64; Тверская усадьба.., ч. 2, с. 4-5; ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16242. Л. 171 об.; Д. 16298. Л. 131, 137; Д. 16302. Л. 324, 330; Оп. 8. Д. 3096, 3109; Ф. 169. Oп. 1. Д. 2191. Л. 37 об. — 38; Д. 2246. Л. 67-67 об.; Ф. 466. Oп. 1. Д. 78891, 79858; РГАДА. Ф. 1354. Оп. 498/1. Н-15 (кр.); Ф. 498/2. Н-61 (син.); РГВИА ВУА. Д. 19087. Ч. 5. Л. 160 об. — 161; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2051. Л. 36-38; Ф. 1350. Оп. 312. Д. 168. Л. 153.
По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. – М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. – М. : Academia, 2015.
Рис. № 2, 3 из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. – М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. – М. : Academia, 2015.
Фото. № 1 Беляевой Елены. 12 сент. 2014 г.
Православные храмы Тверской земли