Вознесенский Оршин монастырь находится в Тверской губернии, в 22 км. К востоку от города Твери, на левом берегу реки Волги, при впадении в не небольшой речки Орши, по имени которой он и был назван Оршиным. Один из самых древних на Тверской земле, основанный в XIII – XIV веках, Оршин монастырь был изначально мужским. Весьма обширный и значительный тогда в Тверской епархии, он издавна управлялся архимандритами и славился строгостью жизни своих иноков, любивших безмолвие и молитвы. В монастырском Синодике среди имен почившей братии мы видим множество схимников – людей самого строгого и возвышенного образа жизни.
Славилась обитель и искусными иконописцами. В конце XVI в. Ими был написан образ преподобного Нила Столобенского по рассказам лично знавших его, и написан так, что при открытии мощей святого в 1667 г. обнаружилось необычное сходство иконы с ликом преподобного.
Есть у обители и свой особый небесный покровитель – преподобный Савватий, Оршинский чудотворец. В конце XIV в. он устроил себе маленькую пещерную келью в 6 верстах от монастыря, где проводил подвижническую жизнь отшельника. Преподобный Савватий был духовным наставником для монахов и мирян, которые во множестве приходили к нему, чтобы получить мудрый совет, попросить его благословения и молитв.
О былом значении обители свидетельствует тот факт, что на земский собор 1613 г., на котором избирался первый русский царь Михаил Феодорович Романов, в качестве выборного от Твери был направлен настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. Под государственным актом, в числе других, стоит его подпись.
В первой половине XVI в. Был построен величественный соборный храм Вознесения Господня (освященный в 1567 г. самим святителем Варсонофием Тверским): один из 5 каменных соборов Тверской земли того времени.
В XVII в., во время польско-литовских нашествий, монастырь неоднократно подвергался разорению. Почти вся братия была убита, храм осквернен. Хозяйство обители пришло в упадок, и в 1649 г. она была приписана «скудости ради» к Тверскому Архиерейскому дому.
К началу XX в. В монастыре оставалось только 7 насельников, и в феврале 1903 г. было решено преобразовать его в женский.
Первой игуменией стала матушка Евдоксия, которая приехала сюда с 8 сестрами из Воскресенского Новоторжского монастыря.
Монастырь очень быстро стал благоустраиваться. Через десять лет здесь было уже около 140 сестер. Были отреставрированы храм и игуменский корпус, возводились деревянные кельи и хозяйственные постройки.
Наряду с другими послушаниями сестры писали иконы, сохраняя традиции древней обители; не прерывалась молитва «за вся человека» по особому чину. В монастырской церковно-приходской школе обучались крестьянские дети. Был открыт приемный покой для амбулаторных больных, а во время первой мировой войны – приют для детей погибших воинов.
В 1913 г. в ознаменование 300-летия Дома Романовых, с которым тесно связана история Оршина монастыря, следующей настоятельницей монастыря, игуменией Сергией была построена в Твери каменная часовня, освященная в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.
Тяжелые испытания постигли обитель после революции. В 1919 г. монастырь закрыли. На его территории устроили школу, храм сделали зернохранилищем. О судьбе игумении Виталии и ее сестер почти ничего не известно.
Монашеская жизнь в обители возобновилась в 1992 г. Первая настоятельница вновь открытого монастыря матушка Иулиания с двумя сестрами увидели прекрасный, но разоренный храм и игуменский корпус XIX века, совершенно не пригодный для жилья. К счастью для сестер, монастырь окружала почти полностью восстановленная ограда. Других построек в монастыре не сохранилось. Поздней осенью в неотапливаемом храме служить стало невозможно, и владыка Виктор благословил сестер зимовать в Твери при храме св. великомученицы Екатерины, где вскоре было открыто подворье Вознесенского Оршина монастыря.
И на подворье, и в монастыре совершались богослужения по монастырскому чину, сестры проходили послушания; велись реставрационные работы, строилась дорога.
В 1996 г. Екатерининское подворье было преобразовано в Свято-Екатерининский женский монастырь, настоятельницей которого стала игумения Иулиания, а в Оршин монастырь была назначена настоятельницей матушка Евпраксия.
В настоящее время обитель с Божией помощью продолжает восстанавливаться. Построена маленькая деревянная церковь во имя преподобного Савватия Оршинского. Уже начались богослужения в древней части собора, где чудом сохранились стенные росписи.
Всего в соборе 6 престолов: центральный – Вознесения Господня, два боковых – преподобного Онуфрия Великого и св. великомученицы Екатерины, престол Рождества Иоанна Предтечи «на полатях», а также два придела в трапезной части храма – один в честь святителей Варсонофия Тверского и Казанского и Дмитрия Ростовского и другой придел – Феодоровской иконы Божией Матери. Сама древняя чудотворная икона сейчас находится в Тверской картинной галерее. Чтимый список с нее летом 1996 года вернулся в обитель. Притекающим к нему с верой и благоговением Царица Небесная подает благодатную помощь.
Как в любом сельском монастыре, на Оршине есть свое подсобное хозяйство, поля и огороды.
На богословских курсах, которые действуют при Тверском Екатерининском монастыре, среди других преподавателей читают лекции и сестры Оршина монастыря.
Все в обители делается по благословению и обязательно с молитвой. И тогда любое дело, на первый взгляд, обыденное, приобретает иной, особый смысл. Цель монашеской жизни – чистота сердца, стремление приблизиться к Богу и пребывать в единении с Ним.
Монастыри – это духовные светильники, в которых не угасает огонь молитвы за весь мир. И этим огнем согреваются и освещаются страждущие души всех людей, ищущих у Бога помощи и спасения.
Вознесенский собор Оршина Вознесенского Монастыря
Оршин Вознесенский монастырь расположен на левом низком берегу Волги, при впадении в нее речки Орша, хорошо виден издалека, особенно с речных просторов. 16 в. – время наивысшего расцвета обители, когда в середине столетия при архимандрите Геннадии был построен каменный пятиглавый собор Вознесения, освященный в 1567 г. В 1603 г. и 1611 г. монастырь был разграблен польско-литовскими интервентами, в связи с чем собор дважды освящали в 1610 и 1613 гг. К кон. 18 в. собор утратил четыре боковые главы, а позакомарное покрытие было заменено четырехскатным. В 1846 г. в соборе кирпичный пол заменили деревянным и сделали новый иконостас. В 1854-62 гг. к собору пристроены трапезная с двумя приделами (Варсонофия и Дмитрия Ростовского с севера, Федоровской Божьей Матери с юга) и колокольня. В 1887-93 гг. собор внутри оштукатурили и расписали. В 1903 г. барабан собора увенчали новой главой. В1910 г. архит. А.П. Федоров выполнил проект четырех малых глав собора, однако он был отклонен Московским археологическим обществом “как искажающий древний храм”. В 1930 г. монастырь был закрыт. Собор к сер. 20 в. дошёл с большими утратами. В 1968 г. под руководством архит. Б.Л. Альтшуллера начались исследовательские и реставрационные работы по собору. В 1990-е гг., после открытия монастыря, они продолжились под руководством архит. Н.Г. Зачёсовой. Сохранявшийся от первоначальных фресок собора фрагмент с изображением св. Онуфрия в орнаментальном обрамлении (располагался на стене центрального алтаря) в 1970-х гг. демонтирован и передан в ТОКГ.
Собор Вознесения – замечательный памятник тверского зодчества сер. 16 в., один из древнейших сохранившихся монастырских соборов области. Его архитектура отвечает характеру общерусского художественного развития, хотя и обладает целым рядом своеобразных местных особенностей. Возведен из кирпича, с цоколем и отдельными деталями из белого камня, снаружи покрыт тонкой обмазкой и побелкой. Трапезная, выстроенная из кирпича и облицованная снаружи белым камнем и кирпичная, оштукатуренная колокольня характерны для периода эклектики; в колокольне преобладают черты русского стиля.
Древний собор – крестовокупольный, первоначально пятиглавый, трехапсидный храм с подцерковьем. Основной кубический объем в два света, с несколько пониженными и уплощенными апсидами, слабо выступающими с востока, выглядит подчеркнуто внушительно и монументально, несмотря на свои сравнительно небольшие размеры. Венчает собор над поздним четырехскатным покрытием крупный цилиндрический барабан с большой луковичной главой. Сдвинутый от центра к востоку барабан прежде окружали четыре малых световых барабана с низкими шлемовидными покрытиями, поставленные над углами объема. С западной стороны к храму примыкает чуть более узкая пониженная почти квадратная в плане трапезная, покрытая на два ската. Двухъярусная шатровая колокольня, поставленная на продольной оси вплотную к западному фасаду трапезной, расширена с юга и севера невысокими боковыми объемами. Ее нижний ярус-четверик несет восьмерик с узкими диагональными гранями, увенчанный стройным деревянным шатром каркасной конструкции с главкой на тонкой шейке.
В фасадном декоре храма, довольно типичном для сер. 16 в., ощущается влияние столицы. По традиции фасады разделены лопатками на три прясла различной ширины (среднее – самое широкое) и завершены полуциркульными закомарами. Над высоким цоколем – профилированный пояс с полуваликами; двойной профилированный карниз отделяет прясла стен от закомар с архивольтами. Более простой карниз проходит по верху апсид, разделенных прямоугольными столбиками. Оригинален перелом восточных лопаток на боковых фасадах: в нижней части они проходят по краям апсид, а в верхней, более короткой – по углам четверика. Все фасады, кроме восточного, в центре средних прясел имели арочные входы с перспективными порталами. В первоначальном виде сохранился лишь южный портал, северный восстановлен при реставрации, а западный стесан во время пристройки трапезной. Порталы состоят из трех колонок с каждой стороны, разделенных уступами, имеют белокаменные резные капители и дыньки, завершены пологими архивольтами. Арочные окна (большая часть их растесана) заключены в рамочные наличники с уступами и валиком, имеющим перехваты; некоторые из них сохранили килевидные завершения. В средних закомарах помещены круглые проемы в белокаменных рамках, ведущие свое происхождение от построек итальянских мастеров в Москве. Интересны щелевидные отверстия (ныне заложенные) с городчатыми завершениями на восточной лопатке северной стены, на восточном прясле южной стены и в центральной апсиде. В основании барабана сохранились полукруглые кокошники, над которыми некогда размещались кокошники меньших размеров, выполненные из дерева. Барабан прорезан восемью щелевидными арочными окнами; перемычки их включены в аркатурный пояс, проходящий под профилированным карнизом. Над карнизом помещен пояс ступенчатых зубцов.
Декор трапезной и колокольни довольно скуп. Объемы на углах закреплены лопатками. В трапезной арочные окна оформлены рамочными наличниками, под карнизом проходит аркатурный пояс. Фасады колокольни, также с арочными проемами, украшены прямоугольными филенками. В основании шатра – килевидные кокошники.
Внутри собора четыре мощных широко расставленных крещатых столба несут коробовые своды рукавов креста, слитые с подпружными арками. Переход к центральному световому барабану осуществлен при помощи парусов. Угловые ячейки сохранили световые кольца малых барабанов, поставленных над ними с помощью парусов, а в западной паре – также с дополнительными арками. Западные световые главы возвышались над хорами, где находился придел Рождества Иоанна Предтечи. Апсиды перекрыты коробовыми сводами с конхами. У столбов имеются высокие постаменты и карнизы из полочек, которыми отмечены также пяты подпружных арок, основание барабана и его подоконная часть. Своеобразна высокая алтарная преграда между восточными столбами и боковыми стенами с арочными проемами в центральный и боковые алтари. В трапезной два крещатых столба, сдвинутых к востоку, поддерживают при помощи подпружных арок коробовые своды с распалубками в основном пространстве центрального нефа и в боковых нефах. Восточная часть центрального нефа завершена крестовым сводом. Столбы и расположенные против них на стенах широкие пилястры обработаны штукатурными филенками и карнизами. Нижняя часть стен под окнами также украшена крупными филенками. Лестница на ярус звона расположена в северном помещении, сообщающимся с первым ярусом колокольни.
В храме сохранилась масляная стенопись в духе академизма (в настоящее время частично забелена). В куполе изображен Саваоф, на стенах барабана между окнами – архангелы, а под окнами – Христос на троне, Иоанн Предтеча, апостолы и другие святые, на парусах – евангелисты. На столбах и стенах храма в два яруса расположены фигуры святых, а на западной стене также отдельные композиции, среди них – “Богоявление” и “Сошествие во ад”. На подпружных арках по сторонам центрального барабана сохранились фрагменты орнамента типа “плетенки”. От высокого иконостаса, который установили перед алтарной преградой, как предполагают во 2-й пол. 17 в., сохранились два тябла, расписанные растительным орнаментом.
Коншин; Владиславлев, с. 88-90; Матвеев, с. 37-42; ТЕВ, 1882. № 21. Часть неофициальная, с. 567; 3веринский, с. 101;. Виноградов, 1897, с. 5; Митропольский; Добровольский, с. 606; Виноградов, 1908, с. 8-9; Веригин; Герчук, Домшлак, с. 20-23; Памятники истории и культуры.., с. 122; Тверская область.., с. 184; Баталов, с. 112, 154, 160, 213, 231, 372; Русская Православная церковь.., с. 237-238; Свод памятников.., с. 23, 27; Галашевич, 2004; ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 86273, 86949; ИИМК РАН. Рукописный архив. Р-III. № 6817.
По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. – М.: Наука, 1997 – . – (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. – 2006.
Фото. № 1 Анатолия Максимова. Январь 2017 г.
Фото № 2, 3 С.М. Прокудина-Горского. 1910-е годы.
Православные храмы Тверской земли