Тверская епархия с момента возникновения и до учреждения на Руси патриаршества, которое произошло в конце XVI в., управлялась архипастырями в сане епископа. Среди архиереев периода существования независимого Тверского княжества было немало примечательных личностей.
Что касается Симеона, первого епископа Тверского, то в исторических источниках он также упоминается как Симеон Полоцкий. Ещё до возведения на тверскую кафедру он какое-то время был архипастырем в этом западнорусском городе, где успел даже основать монастырь. По одной из версий, оставить Полоцк владыку заставило усиление католического влияния, которое происходило при всесторонней поддержке местного правителя. После вынужденного отъезда епископа князь Ярослав Ярославич предложил ему перебраться в Тверь, и тот принял данное приглашение.
Летописи отмечают учёность епископа Симеона, его осведомлённость в Священном Писании, смелость в деле проповеди и прямоту в обличениях сильных мира сего. Среди его наследия можно упомянуть «Семена епископа Тверского наказание» («Наставление»).
Епископ Симеон скончался 3 февраля 1289 г.
Его преемником на тверской кафедре в том же году был назначен епископ Андрей, игумен Богородичного на Шеше монастыря, которого митрополит Максим хиротонисал в киевском Софийском соборе. Новый тверской архиерей происходил из Литвы (являлся сыном князя) и, как и его предшественник, имел связи с Полоцком.
С фигурой епископа Андрея источники связывают серьёзный конфликт, который в начале XIV в. возник между Тверью и новоназначенным митрополитом Киевским и всея Руси Петром. Ситуация была настолько сложной, что в дело оказался втянут даже константинопольский патриарх. Против святителя Петра были выдвинуты тяжёлые обвинения, и в его «Житии» ответственность за клеветнические наветы возлагается на тверского архиерея. Митрополит Макарий (Булгаков) в своей «Истории Русской Церкви» даёт этому архипастырю нелицеприятную характеристику: он называет его человеком лёгкого ума, честолюбивым, завистливым и намекает, что, возможно, тверской епископ сам желал возглавить Русскую митрополию. Специально собранный Собор, который должен был рассмотреть выдвинутые обвинения, закончился для владыки Андрея печально: митрополит был оправдан, а тверской архипастырь оказался в незавидном положении. Возможно, отчасти по этой причине епископ Андрей не пробыл на своей кафедре до самой смерти: в 1315 г. (или 1316 г.) он добровольно оставил её и удалился в монастырь, где скончался в 1323 г. (или 1324 г.) После кончины его тело было захоронено в тверском кафедральном соборе.
Следующим архипастырем тверской земли стал епископ Варсонофий, который, по разным сведениям, был возведен на кафедру в 1315 или 1317 г. Именно ему предстояло проводить в последний путь в Орду великого князя Михаила Ярославича,откуда живым благоверный страстотерпец уже не вернулся. Епископ Варсонофий управлял тверской паствой до 1328 г.
Из архипастырей последующих лет особого упоминания заслуживают несколько архиереев, двое из которых почитаются на тверской земле как святые.
Епископ Феодор II (Добрый) упоминается в качестве тверского епископа с 1344 г. Из-за непрестанных конфликтов между правителями княжества он в 1357 г. хотел оставить кафедру, однако митрополит киевский (московский) Алексий сумел отговорить его от этого шага, т.к. ценил его опытность и ревность в деле церковного служения. Впрочем, в 1360 г. владыка всё же удалился от дел управления епархией, ушёл на покой и скончался 20 марта 1367 г. Известно, что в конце жизни он поддерживал теплые дружеские отношения с Анной Кашинской, супругой Михаила Тверского, которая проявляла о нем заботу и помогала пожертвованиями.
Епископ Феодор II (Добрый) известен как участник знаменитого «спора о рае», который вёлся в середине XIV в. Второй стороной в этой дискуссии стал новгородский архиепископ Василий, который решил вразумить своего тверского собрата и потому обратился к нему с посланием. В этой полемике проявилась не только правильность вероучительных взглядов владыки Феодора, но и его высокая богословская образованность.
Последним тверским архиереем, который застал время существования независимого Тверского княжества, был епископ Вассиан. Он занимал кафедру в 1477-1508 гг. и был незаурядным человеком. В 1483 г. по его благословению монах Желтикова монастыря Феодосий составил службу святителю Арсению и, вероятно, Вассиан же дал указание написать житие своего святого предшественника. На рубеже XV-XVI вв. при тверской кафедре велось летописание, и это также связывают с деятельностью владыки Вассиана.
Тверские епископы не раз выступали в качестве миротворцев в междоусобных распрях, которые были неизбежным следствием феодальной раздробленности. Такую миссию, например, выполнял владыка Андрей, преемник святителя Симеона: в конце XIII в. и в начале 1320-х гг. при его участии гасились конфликты между русскими князьями. В середине XIV в. подобную роль не раз брал на себя епископ Феодор II (Добрый). Впрочем, как уже упоминалось выше, устав от княжеских неурядиц, он хотел даже оставить свою кафедру, но митрополит Алексий сумел его отговорить от подобного шага. В конце XIV – начале XV вв. правителей тверской земли мирил святитель Арсений. Выполнение функции третейских судей указывает на большое уважение, которым пользовались некоторые тверские епископы, а также на широту их влияния, которое порой простиралось и за границы княжества.
Тверские епископы также выступали в качестве хранителей церковного мира. В 1360/1361 г. в Тверь приехал литовский митрополит Роман, который откровенно и дерзко вторгся в каноническую территорию киевского (московского) митрополита Алексия, оказывал неповиновение константинопольскому патриарху и творил бесчинства. Несмотря на то, что тверские князья оказали гостю радушный приём, а знать откровенно выказывала ему поддержку, епископ Феодор II (Добрый) не удостоил западного иерарха даже встречей, подчеркнув тем самым верность законному русскому митрополиту Алексию.
Епископ Арсений Тверской – выдающийся церковный деятель тверской земли, труды и свершения которого были запечатлены в его «Житии». Примечательно, что сведений о нём до нас дошло гораздо больше, чем о многих других иерархах Руси, которые были его современниками. Год и место рождения святителя неизвестны; некоторые источники сообщают, что будущий архипастырь был уроженцем Твери и здесь же получил первоначальное образование, но более вероятным считается его южнорусское происхождение. Во второй половине XIV в. Арсений принял постриг в Киево-Печерском монастыре. Вероятно, уже в конце 1370-х – начале 1380-х гг. он познакомился с митрополитом Киприаном, и не исключено, что именно этот святитель совершил над ним монашеский постриг. Когда владыка Киприан был приглашён на кафедру в Москву, то он взял с собой Арсения в качестве архидиакона. Весьма вероятно, что, сопровождая киевского (московского) архиерея, Арсений встречался с преподобным Сергием Радонежским.
В 1390 г. святитель Киприан по просьбе князя Михаила Александровича ездил в Тверь для разбирательства дела тверского епископа Евфимия Висленя. Приезд киевского (московского) митрополита в Тверскую епархию было важным событием, и высокого гостя принимали с большими почестями. За 30 вёрст до столицы княжества архиерея встречал внук местного князя вместе с боярами, за 20 верст до города – старший сын, за 5 верст до Твери – сам князь с остальными детьми и боярами; наконец, перед городскими воротами его ожидало всё духовенство.
У епископа Евфимия был затяжной конфликт с тверским князем Михаилом Александровичем: архипастырю многое ставилось в вину, и эта ситуация стала причиной приезда митрополита. Насколько правдивы были выдвинутые обвинения, не вполне ясно, однако против владыки восстало всё духовенство, знать и народ. После того как митрополиту не удалось помирить епископа с князем, Евфимий был низложен с кафедры и отправлен в московский Чудов монастырь. На освободившееся место в том же 1390 г. святитель Киприан по просьбе князя Михаила Александровича и тверитян рукоположил архидиакона Арсения. В последующие годы связь тверского епископа и киевского (московского) митрополита не прерывалась – они изредка посещали друг друга, а владыка Арсений, помимо этого, регулярно принимал участие в Соборах, которые проходили в Москве.
Епископ Арсений зарекомендовал себя как деятельный храмоздатель; помимо этого, при нем происходит реконструкция «Спаса Златоверхого» – кафедрального собора епархии. В 1394-1395 гг. на реке Тьмаке святитель основал Желтиков Успенский монастырь (впрочем, по менее достоверным сведениям Арсений создал обитель ещё до того, как был избран в епископы, и уже отсюда был призван на тверскую кафедру). В период его управления епархией тверская иконопись переживает период расцвета, также активно ведется переписывание книг. В начале XV в. по инициативе владыки происходит составление тверского летописного свода, а сам святитель создал древнейшую из дошедших до нас редакций Печерского патерика (датируется началом XV в.). Епископ Арсений был духовником тверского князя Михаила Александровича, и когда тот почувствовал приближение смерти, постриг его в великую схиму.
Умер тверской владыка 2 марта 1409 г. и был похоронен в каменном гробе, который сам для себя вытесал. В 1483 г. состоялось прославление епископа Арсения как местного святого, а на московском Соборе 1547 г. он был канонизирован Церковью для общерусского почитания. Вероятно, в это время житие святителя уже было составлено.
Дмитрий Беговатов, кандидат исторических наук