25 июля 2021 года в 14.00 в церкви св. ев. Луки г. Твери (4-я горбольница) будет прочитана лекция «Таинство Любви. Экскурс в историю церковного Венчания» (лектор: священник Максим Мищенко). Мероприятие состоится в рамках церковно-образовательного лектория «Миссия сегодня». Проект курирует настоятель церкви св. ев. Луки г. Твери иерей Антоний Русакевич.
Из глубокой древности мы имеем достаточно свидетельств, чтобы утверждать существование тесной связи совершения Брака с совершением литургии. Древние христианские писатели, которые полностью признавали юридическую силу гражданского брака, тоже утверждали, что именно Евхаристия придает браку его специфически христианское содержание.
Все христиане, желавшие вступить в брак, сначала проходили через формальность гражданской регистрации, сообщавшие браку законность в глазах мирского общества, а затем принимали благословение епископа (либо священника, с ведома епископа) во время воскресной литургии (то есть участвовали в таинстве) в присутствии христианской общины. После этого их гражданский договор превращался в «таинство», имеющее непреходящую ценность и распространяющуюся далее пределов земной жизни, так как Брак «записывается на небесах», а не только регистрируется на земле. Брак становится вечным союзом во Христе».
Вполне ясное утверждение на сей счет мы находим в словах Тертуллиана (II в.): «Откуда взять сил, чтобы описать счастье того Брака, который сопрягает Церковь, скрепляет приношение, запечатлевает благословение, ангелы свидетельствует, Отец утверждает». Выражение этого церковного учителя наводят на основательное предположение о первоначальной форме христианского Брака: церковное благословение Брака соединялось с Божественной литургией.
Первое выражение, о том, что Брак «сопрягает Церковь» говорит о совершении Брака в Церкви и по ее молитвам. Более того, по свидетельству Игнатия Богоносца (Антиохийского) Брак в древней Церкви совершался с ведома епископа иереем (то есть в совершении таинства участвовала вся полнота Церковной иерархии): «Те, которые вступают в Брак, должны осведомить епископа, чтобы Брак мог быть согласием о Господе, а не человеческим пожеланием».
Второе – «скрепляет приношение» – означает, что совершение Брака тесно связано с литургией, на которую указывает слово приношение.
Третье – «запечатлевает благословение» – указывает на священническое благословение (с призыванием Святой Троицы), которая полагает на брачующихся печать, подобно тому, как в Крещении, человек запечатлевается благодатью Божией через сошествие на него Святого Духа, и в чем, собственно говоря, и заключается сущность Венчания.
В свете этого свидетельства становятся более ясными свидетельства, которые ставят таинство Брака в тесную связь с «приобщением нетления», с «напоением Христа» или же с Евхаристией.
Редакция интернет-портала «Миссия сегодня»