12 июля 2021 года в 14.00, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в церкви св. ев. Луки г. Твери (4-я горбольница) будет прочитана лекция «О подвиге первоверховных апостолов Петра и Павла. Экскурс в древнехристианское апостольское служение». Мероприятие состоится в рамках церковно-образовательного лектория «Миссия сегодня». Проект курирует настоятель церкви св. ев. Луки г. Твери иерей Антоний Русакевич.
Апостолы – ближайшие ученики Господа нашего Иисуса Христа. Первоначально слово «апостол» (др.-греч. ἀπόστολος «посол, посланник» от греч. глагола ἀποστέλλω «посылать») было термином, связанным с мореплаванием и с военными экспедициями. Оно означало отправление флотилии или армии в поход. Постепенно им стали обозначать любую морскую экспедицию, затем – любую группу людей, отправленных с определенной целью (к примеру, для основания колонии), а также главу этой экспедиции. Изредка в классической литературе этим словом называли посланника или вестника, но это значение широкого распространения не имело. Характерно, что в Септуагинте слово ἀπόστολος упоминается всего один раз (3 Пар. 14, 6), при том что глагол «посылать», для которого оно является, казалось бы, естественным коррелирующим словом, встречается очень часто. Таким образом, новозаветное употребление слова «апостол» является христианской инновацией, и используется в большинстве языках.
В Новом Завете это слово употребляется в двух значениях, узком и широком. В узком значении апостолами именуются двенадцать учеников Иисуса Христа. Число 12 символично: оно представляет двенадцать колен Израиля (Мф. 19, 28, где Иисус возвещает, что, когда Он воссядет на троне славы, 12 учеников будут судить колена Израиля, также Откр. 21, 12-14). Число 12 всегда остается неизменным (иногда апостолов называют просто «Двенадцать»), но имена апостолов в списках Марка и Матфея незначительно отличаются от имен, приведенных Лукой (Мк 3, 16-19; Мф 10, 2-4; Лк 6, 14-16; ср. также Деян 1, 13). 10 имен (Петр, Иоанн, Иаков, Андрей, Филипп, Фома, Варфоломей, Матфей, Иаков, сын Алфея, Иуда Искариот) встречаются у всех евангелистов, правда, в различной последовательности. Первое место во всех списках занимает ап. Пётр. В обоих списках Луки (Лк 6, 14-16; Деян 1, 13) упоминается имя Симона Зилота, который идентифицируется с Симоном Кананитом Марка и Матфея. Там же упоминается —Иуда, сын Иакова, который помимо этого один раз встречается в Евангелии от Иоанна с уточнением «не Искариот» (Ин 14, 22). После предательства и самоубийства Иуды Искариота на его место был избран —Матфий (Деян 1, 26).
Двенадцать апостолов были выбраны Самим Иисусом для того, чтобы они постоянно были с Ним и проповедовали Его учение (Мф 10, 1-2; Мк 3, 14-15). После Воскресения Иисус называет основную цель апостолов – быть свидетелями Ему и проповедовать Его Благую Весть среди всех народов «вплоть до предела земли» (Мф 28, 18- 20. Лк 24, 46-49; Деян 1, 8). Двенадцать апостолов во главе образовывали ядро первоначальной Церкви в Иерусалиме (Деян 1-6; 9-12; 15; 16. 4). Функции апостолов – власть в Церкви и распространение Благой Вести Христа — передавалась их преемникам посредством «возложения рук». С экклезиологической точки зрения, коллегия епископов – наследница 12 апостолов и продолжает их служение в Церкви.
Согласно Лк 10, 1, помимо Двенадцати, Иисус избрал также еще 70 учеников, которых Он послал возвещать приближение Царства Божия. Но название «апостол» Лука по отношению к ним не использует. В широком смысле апостолами называли раннехристианских миссионеров или, реже, посланников конкретных церквей (2 Кор 8, 23). В то же время наименование Павла апостолом связано с миссией, полученной им непосредственно от воскресшего Христа (1 Кор 15, 8-10; Гал 1, 11-12).
В Евр 3, 1 единственный раз во всем Новом Заете Апостолом (в синодальном переводе — Посланник) христианского исповедания назван Иисус Христос. Здесь слово «апостол» имеет свое исходное значение: «тот, кто послан». Это вполне согласуется с тем, что в Евангелии от Иоанна Иисус постоянно говорит, что Бог послал Его в мир, причем в греч. тексте стоит тот самый греч. глагол (ἀποστέλλω), от которого образовано слово «апостол» (Ин 3, 17.34; 5, 36; 6, 29.57 и др.).
Праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла существовал в Церкви уже со II в. В IV-V вв. в Риме был известен специальный праздник (6 июля), посвященный всем апостолам; после VI в. он стал утрачивать свое значение, а впоследствии вышел из литургической практики в результате возникновения отд. праздников в честь каждого из апостолов. В Русской Правосл. Церкви память Двенадцати апостолов — 30 июня / 13 июля. Накануне отмечается память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
О раннем почитании всех апостолов свидетельствуют также воздвигнутая в IV в. императором Константином I Великим базилика «Апостолион» и изображения апостолов, как правило, рядом с Христом (фрески IV в. в римских катакомбах Домициллы, рельеф на саркофаге IV в. в базилике Св. Амвросия и др.). С V в. распространенными стали символические изображения А. в виде голубей (мозаика базилики в Ноле, нач. V в.) и в виде агнцев на фоне Иерусалима или Вифлеема, с Христом как апокалиптическим Агнцем либо скалой посредине (мозаика V в. в церкви Сант Аполлинаре ин Классе, Равенна; мозаика в апсиде римской церкви Свв. Космы и Дамиана). Часто апостолов представляли вместе с пророками, что свидетельствовало о преемственной связи Ветхого и Нового Заветов. Изображения апостолов на колоннах символизировали роль учеников Христа как «опоры Церкви». Богатый иконографический цикл, посвящённый деятельности и мученичеству каждого из апостолов (по два сюжета), представлен в церкви Св. Марка в Венеции. В восточнохристианской традиции иконы апостолов стали частью т. н. «деисусного» ряда иконостаса. Многочисленные образы апостолов фигурируют в различных сценах, посвященных новозаветным событиям (призвание апостолов, Преображение, Тайная вечеря, Вознесение и др.).
Редакция интернет-портала «Миссия сегодня»