На протяжении всей истории человечества «в руках женщины находится огромное влияние на дела человечества добрые и злые. Творец даровал ей влияние, которое покоряет и сильного слабому, так, что сильный не замечает этого и подчиняется слабому, не чувствуя стеснения своей свободы. При посредстве женщины вошло растление в человеческую природу, но при посредстве женщины Спаситель явился в мир.
В Библейской Истории обстоятельства, касающиеся женщины, как бы исчезают: библейская женщина остается в тени, выдаваясь только двумя очень видными фактами, стоящими на двух крайних рубежах Священной Истории: это – грехопадение по вине Евы и спасение через посредство Богоматери. Эти два факта, конечно, не представляют собой в истории Божественного Откровения только двух отрывочных фактов, они имеют посредствующие звенья. Начиная с нашей прародительницы Евы, которая тот час же после грехопадения получила надежду в своем семени сокрушить главу змия-искусителя, женщина наряду с мужчиной принимала постоянное участие и имела важное значение в жизни народа Божьего, пока, наконец, из своей среды не приготовила для Богочеловека чистейшего сосуда в лице Пречистой Девы.
Выделить из общей библейской истории обстоятельства, касающиеся собственно женщины, чтобы яснее представить и лучше оценить ее значение в деле искупления и обновления человеческого рода, – чему служил народ Божий, – вот цель особенной истории собственно женщины библейской».
В полной мере выше приведенное выражение относится к женщине после грехопадения человечества в лице Адама и Евы, а каково было общее назначение женщины, для чего ее сотворил Бог. «Для некоторых этот вопрос представляется странным. «Женщина, – говорят они, – человек, следовательно, назначение ее общечеловеческое». И то верно, что постоянное самоусовершенствование, стремление сделаться по подобию Творца всесовершенного. Есть общее назначение того и другого пола. Но женщина не только человек, она женщина, и потому, как женщина, имеет еще и свое частное назначение, отличное от назначения мужчины, будет ли замужней она или нет».
На самых первых страницах книги Бытия, вскоре за изречением, определяющим общее назначение человека «сотворим человека по образу Нашему и по подобию», встречается другое изречение, указывающее на частное назначение женщины: «не хорошо быть человеку одному: сотворим ему помощника по нему» (Быт.2,18). Это изречение относится не к одной только женщине замужней. Ева была не только первой женой первого мужа, она была первым человеческим существом женского пола.
«Нехорошо быть человеку одному…» (Быт. 2,18). Щедро наделил Бог первого человека дарами Своей благости. Однако Адаму чего-то недоставало. Чего? Он и сам не знал, а только предчувствовал, что именно недоставало ему помощника по нему. Без этого помощника неполно было блаженство рая. Одаренный способностью мыслить, говорить и любить, он своей мыслью ищет другого существа мыслящего, его речь печально звучит в воздухе и только мертвое эхо служит ему ответом. Эта любовь не находит для себя предмета близкого и равного ему, все его существо жаждет другого, подобного ему, но такого существа нет, не обретается для Адама помощника. По нему. Твари мира видимого, окружающие его, стоят гораздо ниже его, они не могут быть «помощниками по нему». Бог, даровавший ему жизнь – безмерно выше его. Тогда Он Всеблагой Бог, создавший человека для блаженства, удовлетворяет его потребности и творит жену. Вот то существо, которое искал Адам, другое его я, но, тем не менее, отличное от него. Итак, жена-подруга дарована Богом мужу. Она своим живым участием в его блаженстве, своей любовью должна сделать это блаженство полным, ее призвание – любовь и она должна была помочь Адаму пройти школу любви, которая должна пробудить в Адаме жажду диалога любви. «У него самого этой жажды не было, она пробуждается в нем по воле Бога через создание жены. Так человек должен научиться не просто слушаться Творца, но любить Его. Появление другого человека есть средство к осознанию человеческой ограниченности. Если человек один, он в видимом мире – центр всего, и, причем единственный центр. Но Бог желает, чтобы человек прошел школу любви и смирения – и поэтому рядом с одним царем мира появляется другой. И появляется у них ощущение, что они нужны друг другу, что человек не может жить один. Создать женщину – значит создать в мужчине желание единения; ведь желание это ощущение того, что чего-то у меня нет, что-то мне нужно. Это значит создать ощущение собственной предельности. Так человек учится желанию, учиться любви. И через любовь к видимому ближнему он призван научаться любить невидимого Бога».
Из приведенного выше видно, что назначение женщины состояло в том, чтобы возбуждать и усиливать у мужчины любовь к себе и при этом привести его к любви к Богу, создавшему ее. «Этому призванию соответствует и то место, которое назначено женщине Самим Богом. Место это не унизительное для женщины. Она не ниже мужчины, потому что она не только помощница мужу, она помощница, «подобная ему», и при этом только условии равенство может оказать ему помощь, в которой он нуждается. Однако же место это второстепенное, зависимое: жена сотворена после мужа, создана для мужа. Как взятая от него, она «кость от кости его, плоть от плоти его» (Быт. 2,21), и столь тесно связана с ним, что он не может унизить ее, не унижая самого себя».
Но проникший грех до основания потряс быт семьи и извратил отношения мужчины и женщины. Каким образом произошло проникновение греха во всю первую семью? Преподобный Ефрем Сирин исходит из следующего представления: Ева сразу почувствовала эйфорию после греха. Грех действительно может нести с собой холодную радость – радость от чувства нарушения запрета. Испытав прилив этого восторга, она, вероятнее всего, подумала, что это и значит – «быть как боги». Она ощущает себя богиней и идет показать свое новое достоинство мужу, «надеясь, что уже божеством вернется к тому, от кого произошла человеком». Дьявол обольстил жену и ее же потом употребил в орудие для совращения мужа. Преступление вдвойне искусное: дьявол знал, что вернее всего подействовать на жену, так как она слабее мужа, ее легче уговорить и на мужа она имеет влияние. Но это влияние для того ли было дано ей, чтобы она господствовала над сознанием мужа, чтобы вводила его в обман и таким образом за жизнь, от него полученную, отплатила ему грехом и смертью? И вот, за забвение любви Бог наказывает ее жестокими болезнями, при которых часто невозможными становятся размножение рода человеческого; за забвение зависимости Он унижает ее положение, подчиняет ее мужу: «и к мужу твоему вожделение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 5,16). Между наказанием, положенным жене, и наказанием мужа можно замечать различие, соответствующее различному положению того и другого пола. Наказание жены ограничивается кругом жизни семейной; наказание мужа простирается на всю природу».
Через Еву грех вошел в мир и началась борьба, через которую жена стремиться к освобождению от рабства и приобретению власти над мужем, а, не имея сил на это прибегает к хитрости и лукавству. И этому не мало примеров в Священном Писании: «Через Аду и Циллу Ламех, первый многоженец, дошел до состояния богохульства (Быт. 4,19-24). В дщерях сынов человеческих, прельстивших сынов Божьих, находится причина всеобщего растления и потопа (Быт. 6,1-7). Агарь делается виновницею нарушенного спокойствия Авраама и чистоты его веры и любви (Быт. 16). В женах хеттейских, Иудифи и Васемафе, Священное Писание указывает причину нечестивого равнодушия Исава к своему первородству (Быт. 26,34-35); засадою бесчестной женщины объясняется несправедливость Пентефрия; дщери моавитские подвергают израильтян страшнейшему наказанию в пустыне (Числ. 25); дщери ханаанские вовлекают их после обретения земли обетованной в идолопоклонство; на Далилу возлагается вина постыдного унижения Самсона; из-за Вирсавии Давид перестает быть Давидом; из-за жен иноземных Соломон служил богам чуждым; по научению Иезавели Агав делается нечестивым, клятвопреступником и убийцей; по явлению Софонии «цари Иудины хождаше по путям царей израилевых» (2 Пар. 21,6; 22,2-3)».
Таких женщин и их дела Соломон чертами горько сатирического красноречия описывает своим могучим словом, поражающим и «женщину безумную», которая «собственными своими руками раскапывает свой дом и женщину сварливую, жить с которой несчастнее, чем в пустыне или на кровле» (Притч. 21, 19; 25,24); женщину срамную, которая как костоеда в костях мужа своего (Притч. 12,4), женщину развратную, с которой брак не выносим, и составляет одно из явлений, от которых трясется земля (Притч. 30,20-21); «женщину красавицу, но не благонравную, ленота к которой идет также, как свинье золотое кольцо в носу (Притч. 11,22); женщину сварливую, эту течь, которая изгоняет человека в дождливый день из дому (Притч. 27,15).
Но премудрый Соломон сделал и описание добродетельных жен, из среды которых выйдет позже вырастит Пречистая Богородица. Вот это описание: «Добрую жену кто найдет – цена ее выше жемчуга. Сердце мужа ее надеется на нее, и не остается без вознаграждения. Она платит ему добром, а не злом во все дни жизни своей… Вздумает приобрести себе сад и приобретает его; руками своими сажает виноградник. Понимаю, что работа ее прибыльна, ночью не гасит своего светильника. Встает раньше всех и кормит домашних своих. Длань свою открывает бедному и руки свои простирает к нищему. Не боится зимы для дома своего, потому что у всех домашних ее есть теплая одежда. Она настелила богатых ковров. Мужа ее легко отличить по чистой, хорошей одежде. Прочна и великолепна одежда ее самой; с улыбкой она встречает наступающий день. Уста свои открывает с мудростью, и кротко наставление на языке ее. Внимательно наблюдает за ходом дел в доме своем и хлеба не есть в праздности. Встают дети ее и ласкаются с ней, встает муж ее и хвалит ее: «Много есть добрых женщин, но ты превзошла всех их». Обманчиво пригожество, ничтожная красота, а жена, боящаяся Господа, достойна похвалы. Дайте ей от плодов рук ее, и дела да прославят ее (Притч. 31,10-31). Вот образ Ветхозаветной женщины, той которая, помня об обещании Бога в Раю о том, что «семя жены должно поразить главу змия» (Быт. 3,15), стремилась стать именно той, которая родит миру Спасителя. «Эти женщины обучались Закону Божьему (Втор. 31,12), участвовали в паломничествах и общественном богослужении. В уста их вкладывались Богом молитвословия и священные гимны».