Пр. Макарий, игумен Троицкого Колязинского монастыря, в мире Матфей, родился в с. Гридцине (или Кожине), в имении своего отца, боярина Василия Ананьевича (в 10 вёрстах от г. Кашина). С юности он стремился посвятить себя на служение Богу в монастырских подвигах, может быть, под влиянием своего старшего брата Григория, в иночестве Геннадия, Епископа Тверского (с 1461 г. по 1477 г. Описание Колязинского монастыря, 1853 г.), но родители принудили его вступить в брак с дочерью соседнего помещика Яхонтова Еленой; но вскоре скончались родители его, а после них и супруга его. Тогда Матфей, без замедления, по погребению Елены, отправился в Никольский Клобуков монастырь в г. Кашине, где был пострижен в монашество с именем Макария. Жизнь в обители городской, молва о строгих подвигах, не нравились смиренному любителю уединённого жития и побудили Макария выйти из Клобукова монастыря и в 18 вёрстах от с. Кожина (где ныне г. Колязин) Макарий поселился между двух озёр, близ р. Волги, на поместье боярина Ивана Коляги. Боярин этот, из опасения, чтобы на его земле не основался монастырь, решился убить пр. Макария, но, вразумлённый Богом, через тяжкую болезнь, сознал свой грех и затем был исцелён от неё преподобным. По выздоровлению Иван Коляга отдал пр. Макарию все свои поместья, на которых и была основана Троицкая обитель, названная Колязинской (по фамилии жертвователя). Обитель пр. Макария вскоре прославилась строго благочестивыми подвижниками (о коих даёт прекрасный отзыв пр. Иосиф Волоколамский в сказаниях о святых отцах). Пр. Макарий, строгостью своей жизни и высокими своими иноческими подвигами, при жизни своей получил от Бога дар прозрения и чудес; по смерти на его теле нашли тяжёлые вериги. Пр. Макарий скончался 17 марта 1488 г. в глубокой старости (83 лет).
В «Иконописном Подлиннике» Филимонова (стр. 295) под 17 марта записано: «Преставление преподобного отца нашего Макария, игумена Колязинского монастыря, нового чудотворца; подобием стар и сед, брада поменьше Власиевой, не раздвоилась; риза преподобническая, рязка празелень с белилы». На иконе «Собор Тверских Святых» пр. Макарий написан по означенному подлиннику, но на правой руке у него небольшой храм, в обозначение, что он был основатель монастыря; на упоминаемой иконе и все другие преподобные основатели обителей, как то: Антоний Краснохолмский, Паисий Угличский, Савватий Савватинский и другие изображены держащими в руке церкви.
Краткая заметка о пр. Макарии была составлена в 1524 г. (т. е. вскоре по открытию его мощей) со слов его родственницы. «Лета 7032, марта во 2-й день пытал князь Юрий Иванович Сретенские старицы (в Кашине существует доныне Сретенский монастырь, а Юрий был Кашинский князь) Евфросинии Васильевской, жена Кожина, о житии преподобного Макария чудотворца, от каковых родителей родися и каково бысть житие его». (Ключевский, Древние русские жития, стр. 239). Пространное житие пр. Макария было написано в Волоколамском монастыре монахом Дорофеем Топорковым по рассказам пр. Иосифа Волоцкого (там же).
Открытие мощей пр. Макария было в начале XVI века. В 1521 г. Дмитровский купец Михаил Воронков решил в Колязинском монастыре выстроить вместо обветшавшей деревянной церкви каменную; при копании земли для церковного фундамента, среди множества костей погребённых иноков, обрели неразрушенный гроб (колоду), из которого исходило благоухание; об этом доложили настоятелю обители игумену Иоасафу, который тотчас признал его за гроб пр. Макария; братия со слезами радости взяли гроб, внесли в палатку близ церкви, отпели панихиду, а затем открыли гроб и в нём нашли тело основателя своего монастыря нетленным (это было 26 мая 1521 г.). Игумен без замедления донёс о сем событии Дмитровскому князю Юрию Ивановичу, а тот сообщил об этой радостной вести Царю Иоанну Грозному и митрополиту Даниилу. По желанию их вытребованы были в Москву некоторые из получивших исцеление от Макария; сомнений в нетлении и прославлении даром чудес от мощей преподобного никаких не оказалось, а потому составлен был в Москве собор, на котором было определено – причислить его к лику святых и установить дни празднования. Вскоре нетленные мощи пр. Макария были перенесены в Троицкую церковь, а затем была составлена служба на обретение его мощей Тверитянином Феодосием; служба эта и доселе находится в рукописи (в Московском Румянцевском Музее, № 397) Впрочем, почитание пр. Макария до 1547 г. совершалось только в обители его. На Московском соборе 1547 г. при Митрополите Макарии пр. Макарий был причислен к лику святых, память коих постановлено праздновать во всей России (Карамзин, Издание Эйнерлиха, т. IX, прим. 87).
В 1599 г. Макарьевский монастырь посетил царь Борис Годунов с супругой и детьми. Царь приезжал сюда, чтобы испросить благословение у пр. Макария на вступление дочери его Ксении в брак с Датским принцем Иоанном; тогда же Годуновым привезена была великолепная серебряная рака, в которую, в присутствии царской семьи, и были переложены мощи пр. Макария; эту раку в 1610 г. похитили поляки. О нападении их на Макарьевский монастырь в Синодике Костромского Богоявленского монастыря (№ 322) записано так: «Избиенные от государственных изменников и литовских людей в Колязине монастыре воевода Давид Жеребцов, князь Иван и Григорий – братья, инок Никон и прочих иеромонахов и монахов было убито 58 человек». В 1619 г. Колязинскую обитель посетил Царь Михаил Феодорович и пожертвовал колокол в 57½ пудов. В 1635 г. здесь был патриарх Филарет и дал вкладу в монастырь колокол в 170 пудов. В 1654 г. во время морового поветрия из Москвы царица Мария Ильинична с семейством и патриарх Никон имели местопребывание в Колязинской обители; братский корпус, построенный в 1641 г. и доселе слывёт под названием «Царского» (или патриаршего). В память своего пребывания царица в 1655 г. исходатайствовала Колязинскому монастырю степень архимандрии, – В 1700 г. для мощей пр. Макария разными благотворителями устроена серебряная рака, в коей открыто почивает угодник Божий. – В 1767 г. Макарьевский монастырь посетила Императрица Екатерина 2-я на пути из Твери в Казань и пожертвовала 50 полуимпериалов.
У гробницы пр. Макария стоит древняя икона его (высоты в 2 аршина). В надворотной церкви пр. Макария в футляре за стеклом хранится гроб (колода), в котором были обретены его мощи. (Празднование пр. Макарию совершается 17 марта в день его кончины и 26 мая в день обретения его мощей (а в обители его ещё 16 ноября в день тезоименитства его). Особенно большое стечение богомольцев в Колязинском монастыре бывает 26 мая, когда из г. Колязина бывает крестный ход, а после литургии – обнесение мощей пр. Макария вокруг Троицкого Собора; при чём 26 мая, мощи пр. Макария вносятся в алтарь, обносятся вокруг престола и затем выносятся из храма (для обнесения вокруг оного).
Служба пр. Макарию печатается в Служебной Минее 17 марта, а служба на обретение его мощей 26 мая, находящаяся в старинной служебной Минее (1646 г.), доныне не напечатана. Есть и акафист пр. Макарию.
В Клобукове монастыре доселе сохраняется деревянная келья, в которой жил пр. Макарий; для сохранения её в 1904 г. на средства В. А. Лодыгиной устроена каменная величественная часовня. В г. Колязине, на родине пр. Макария, в приходской Рождества Богородицы церкви устроен придел в честь его; здесь же в храме находятся гробницы его родителей – Василия и Ирины и супруги его Елены; над гробницами устроен деревянный балдахин. В этом храме хранится старинная икона пр. Макария с его деяниями и чудесами, а также венцы, кои будто бы были употреблены при его венчании. Ежегодно пр. Макарий (во время своей жизни) ходил к 1 июля в Кожине совершать панихиду по своим родителям и завещал братии не забывать поминать их и по смерти его. Этот благочестивый обычай сохраняется в Колязинском монастыре. В «Кормчей» (стр. 203) сказано: «И есть в казне святейшего Филарета, патриарха Московского и всея России, грамота: 1 июля служити архимандриту панихиду и литургию в с. Кожине в церкви, идеже погребены отец и мать Макария чудотворца» (священника А. Лебедева, Описание Троицкого Колязинского монастыря, 1867, стр. 181). В Тверской классической гимназии церковь, устроенная на средства дворян Тверской губернии, посвящена пр. Макарию.
Тропарь пр. Макарию, Колязинскому Чудотворцу (17 марта) глас 8-й: «Плотская мудрования, отче Макарие, воздержанием умертвил еси, место бо, на нем же поты твоя излиял еси, яко труба вопиет к Богу, поведающи твоя исправления: и по смерти честные твоя мощи источают исцеления. Тем же вопием ти: моли Христа Бога да спасет души наша».