Все важнейшие события в истории верхневолжского города Калязина, составляющие его известность и славу, связаны с именем преподобного Макария Калязинского, чудотворца, основателя Троицкого Калязинского монастыря в XV веке. 8 июня – День обретения мощей великого угодника Божиего.
Родился преподобный Макарий в 1400 г. в селе Гриткове (ныне Кожино), где был наречен при святом крещении Матвеем его родителями Василием и Ириной. С детских лет Матвей, удаляясь от забав, усердно предавался чтению Священного Писания. Слова Христовы заложили в нем горячее желание отрешиться от мирской суеты и всецело посвятить себя служению Богу.
Когда Матвей достиг зрелого возраста, родители, видя, что их сын все время проводит за чтением священных книг, а о женитьбе и не помышляет, настойчиво потребовали от него вступления в брак. Не смея огорчать своих родителей и полагаясь на волю Господню, Матвей сочетался с благочестивой девицей Еленой Яхонтовой. С молодой женой Матвей заключил условие, что тот из них, кто переживет другого, не вступит во второй брак, а примет монашество. Через три года преставились его родители, а затем скончалась и молодая супруга.
По воле Божией лишившийся супруги Матвей без промедления покинул мир и принял иноческое пострижение с именем Макарий в Николаевском Клобуковом монастыре, расположенном на берегу реки Кашинки при впадении в нее речки Вонжи. Монастырь называется Николаевским – по имени его первого деревянного храма, построенного в честь святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
Ныне Свято-Николаевский Клобуков монастырь – женская обитель. Из старинных монастырских строений за последние годы удалось восстановить надвратную Покровскую церковь, Алексиевскую церковь и примыкающую к ней часовню. В этой часовне благоговейно сохраняется деревянная келья преподобного Макария Калязинского.
Молодой монах с ревностию исполнял все послушания, пребывая непрестанно в молитве и бдении, и вскоре явил такие добродетели, что стал служить примером для братии. Игумен монастыря, видя стремление кроткого инока к уединенной молитве, благословил его удалиться в пустынное место для новой подвижнической жизни.
Поселился Макарий в 18 верстах от Кашина в дремучем лесу меж двух озер близ Волги. Вскоре его пустынножительство разделили и другие иноки. Преподобный Макарий со сподвижниками соорудили деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. Постепенно к 1434 г. образовалась обитель. Настоятелем, по усмотрению Божию, был избран братией сам основатель его, Макарий. А епископ Тверской Моисей к великому утешению монахов дал ему еще сан священства.
Земля, на которой жила братия, принадлежала боярину Ивану Коляге. Он со времени поселения там преподобного Макария с неприязнью смотрел на инока. Когда была устроена церковь и число пустынников увеличилось, Коляга помрачился гневом из-за того, что к обители может отойти часть его земли, и так это его угнетало, что он замыслил даже убийство преподобного. Но Божие наказание не замедлило сказаться: смерть постигла семью Коляги, а сам он тяжело заболел. Пребывая в несчастии, строивший недобрые планы боярин раскаялся в своем грехе и, исповедав его Макарию, был прощен. Доброта и кротость преподобного Макария вызвали в Коляге желание самому стать монахом и все земли свои передать монастырю. С момента чудесного превращения из спесивого боярина в смиренного инока новооснованный монастырь стал называться Калязинским.
Троицкий Калязинский монастырь быстро прославился своим благочестием. Великий старец Митрофан Бывальцев, который пришел тогда со Святой Горы Афонской, прожив на Святой Горе девять лет, оставил о Калязинском монастыре такие слова:
«Напрасно я трудился и без успеха совершил такой дальний путь во Святую Гору мимо Калязинского монастыря. Ибо можно спастись и в нем живущим: здесь все делается подобно киновиям, находящимся в Святой Горе».
В Калязинский монастырь приходил для ознакомления с его жизнью и знаменитый подвижник преподобный Иосиф Волоколамский.
Прославленный путешественник, тверской купец Афанасий Никитин, который первым из русских побывал в далекой Индии, прежде чем отправиться в столь далекое и опасное странствие, прибыл в Калязинский монастырь и у самого преподобного Макария просил благословление и святых молитв.
Немало воспитал преподобный Макарий на примере своей святой жизни стойких воинов Христовых. Некоторые из его учеников сами стали основателями монастырей. Преподобный Ефрем Перекомский основал обитель близ Новгорода, а преподобный Паисий, родной племянник преподобного Макария, устроил обитель Покрова Пресвятой Богородицы около Углича. Преподобный Макарий достиг такой степени духовного совершенства, что удостоился особой благодати Божией. По его молитвам верующие избавлялись от различных недугов, отрешались от преступных дел лихие люди.
Непрестанно служа ближним, пребывая во всегдашней молитве и посте, достиг преподобный Макарий глубокой старости. Преставился он на 83 году жизни 17/30 марта 1483 г.
Через 38 лет, когда обветшал деревянный храм, построенный самим преподобным, Господь послал дмитровского купца Михаила Воронкова, тщанием которого был воссоздан новый каменный храм. При копании рвов под фундамент нового храма был обнаружен совершенно новый гроб, из которого исходило сильное благоухание, а в нем – нетленное тело основателя монастыря. Это радостное событие произошло 26 мая/8 июня 1521 г., с тех пор от святых мощей многие начали получать исцеление.
Об обретении нетленных и чудотворных мощей преподобного Макария игумен монастыря Иоасаф известил дмитровского князя Юрия Ивановича. В скором времени об этом радостном событии узнал и великий князь московский Василий Иванович ІV. По указу великого князя и митрополита посланный в Калязинский монастырь архимандрит московского Чудова монастыря Иона после подробного исследования всего происходящего вокруг новоявленной святыни подтвердил нетленность мощей. Вскоре нетленные мощи были установлены в Троицком храме и составлена рукописная служба.
В 1547 г. Московский Собор постановил праздновать дни памяти Калязинского чудотворца повсеместно во всех городах и церквах России.
День обретения святых мощей преподобного Макария отмечался в Калязине с особым торжеством. Крестные ходы со всех церквей города с крестами и хоругвями приходили в монастырь, где раку с мощами по окончании литургии обносили вокруг Троицкого собора с колокольным звоном при многочисленном стечении народа.
Среди богомольцев в Калязинском монастыре бывали великие князья и цари российские, которые оказывали особую рачительность о нуждах монастыря.
Так, царь Иоанн Васильевич Грозный посетил Калязинский монастырь дважды: в 1544 и 1553 гг. и приписал к нему богатое село Городище со всеми деревнями и пустошами. В 1599 г. Борис Федорович Годунов, пребывая в монастыре с супругой и детьми, принес в дар преподобному Макарию богатую серебряную раку.
В начале XVІІ века, когда Русское государство было охвачено Великой смутой, Троицкий Калязин монастырь внес немалый вклад в освобождение страны от польско-литовских захватчиков и сохранению российской государственности. Калязинский монастырь стал в тот период главным военным лагерем русского войска. Первый отряд, который, прорвав кольцо осады, пришел на помощь Троице-Сергиевой Лавре в момент, когда силы ее защитников почти иссякли, был из обители преподобного Макария Калязинского.
Через год польский воевода пан Лисовский неожиданно напал на Троицкий Калязинский монастырь, поджег его стены и полностью разграбил. Небольшой гарнизон, возглавляемый воеводой Давидом Жеребцовым, игумен и братия монастыря пали в неравном бою. Серебряная рака с мощами преподобного Макария была рассечена палашами и вывезена неприятелем как военный трофей. Несмотря на столь страшные последствия нападения врага, выброшенные из раки святые мощи сохранились. Нашли и собрали их на пепелище оставшиеся в живых жители подмонастырской слободы и благодаря этому обитель к концу XVII века полностью оправилась.
Вокруг монастыря поднялись кирпичные крепостные 10-аршинные стены с восемью башнями. За ними были устроены оружейные и пороховые палаты. Над сооружением каменного Троицкого собора и других церквей монастыря трудились лучшие мастера.
Главным благодетелем обители выступил первый царь из рода Романовых Михаил Федорович, который проявлял заботу не только о сооружении храмов, но и вникал в каждодневные нужды монашествующих.
Постепенно возродилась и духовная жизнь. Патриарх Филарет, ставя в пример религиозное и нравственное воспитание насельников Калязинского монастыря, назвал его в грамоте, датированной 1626 г., «великою обителью».
Калязинский монастырь в 1654 г. во время свирепствовавшего в Москве морового поветрия принял под защиту своих стен царицу Марию Ильиничну, супругу царя Алексея Михайловича, со всем ее двором, и Патриарха Никона. Царица в память о своем пребывании в обители исходатайствовала Калязину монастырю степень архимандрии.
В монастыре сформировалось уникальное собрание книг и древних актов. Иноки обители отличались образованностью и многими знаниями.
В разное время царственные особы во время путешествий по Волге непременно останавливались в Калязинском монастыре для поклонения мощам его основателя. Обитель посетили императрица Екатерина ІІ в 1767 г., император Александр ІІ – в 1837 г., великий князь Владимир Александрович – в 1892 г.
Нетленные мощи преподобного Макария были помещены в арке между соборным храмом и приделом во имя Нерукотворного Образа Спасителя в 1700 г.
Охватившая Россию в начале XX века новая смута, разметавшая основы Русского государства, не обошла стороной и Калязинский монастырь. Одним из эпизодов масштабной богоборческой кампании по вскрытию мощей русских святых стал акт, произведенный Калязинской уездной ЧК 7 февраля 1919 г. по вскрытию раки с мощами преподобного Макария Калязинского.
Вскоре монастырь был закрыт, на его территории разместилась детская колония и школа коммунистической молодежи, а затем их сменил дом отдыха Московского электролампового завода. Тогда же в трапезной монастыря был организован и Калязинский краеведческий музей. Благодаря первому директору музея Ивану Федоровичу Никольскому, слывшему в Калязине чудаком и бессребреником, многие церковные предметы, потерявшие для советских граждан под влиянием антицерковной пропаганды всякую цену и даже подлежавшие уничтожению, нашли место в этом музее. Простая фелонь и деревянный напрестольный крест, по преданию принадлежавшие преподобному Макарию, а главное – его святые мощи, были перенесены И.Ф. Никольским в хранилище музея.
При утверждении в 1935 г. советским правительством планов по строительству каскада плотин на Волге Калязинский монастырь вошел в зону затопления Угличского водохранилища. Чтобы сохранить монастырь от подтопления, необходимо было провести лишь небольшую обваловку стен с западной стороны, что и предлагал И.Ф. Никольский. Но «Волгострой» НКВД СССР принял решение о полном сносе монастыря и использовании кирпича от разобранных монастырских строений на различные хозяйственные нужды.
Перед сносом монастыря небольшой группе архитекторов, художников-реставраторов и искусствоведов удалось провести в кратчайшие сроки сложную работу по обмеру монастырских строений и выполнению 200 чертежей, снятию и фиксации на другой основе более 100 фрагментов настенной живописи. В этой кропотливой работе участвовал 21 специалист. Фрагменты настенной живописи из монастыря вошли в число наиболее ценных материалов фондов ГНИМА А.В. Щусева и Государственного исторического музея.
К 1940 г. на месте монастыря образовался пустынный остров, покрытый обломками кирпича, мощи же преподобного Макария оказались на Заречной части города в Богоявленской церкви, помещение которой стало использоваться под краеведческий музей.
Минули десятилетия забвения памяти о великом угоднике Божием, когда о месте нахождения и состоянии мощей знал лишь директор краеведческого музея. С началом перестроечных процессов в России о святыне, хранящейся под спудом в Калязинском музее, заговорили вновь. В Калининский областной обком партии поступила просьба от верующих Калязинского района вернуть церкви не являющиеся музейным экспонатом мощи преподобного Макария. В ответ на это обращение была предпринята попытка местного руководства, разделяющего позиции воинствующего атеизма, в очередной раз лишить православный мир святых мощей преподобного Макария. Директору музея настойчиво предлагали избавиться от мощей, предав их огню. Однако твердость и благоразумие молодого директора музея А.В. Землякова не дало осуществиться этим намерениям.
В 1988 г. мощи преподобного Макария Калязинского были официально возвращены Русской Православной Церкви. По благословению митрополита Калининского и Кашинского Алексия рака с мощами была перенесена в Тверь и установлена в соборе Белой Троицы.
На рубеже XX–XXI веков в Калязине стали появляться публикации, видеофильмы, проводиться историко-краеведческие конференции, раскрывающие темы истории Калязинского монастыря и житие его основателя. Духовенство и прихожане Введенского храма Калязина, единственной церкви, оставленной в годы советской власти для нужд верующих, возобновили традицию совершения крестных ходов в день обретения святых мощей преподобного Макария.
Житель Калязина А.Н. Капитонов со своими товарищами соорудил на монастырских островах часовню в память об угоднике Божием. В 2008 г. на народные средства скульптором Е.А. Антоновым был изготовлен и установлен памятник преподобному Макарию Калязинскому в сохранившейся исторической части Калязина.
Митрополит Тверской и Кашинский Виктор, взявший на себя тяжелую ношу возглавления Большого Волжского крестного хода от истока Волги до Калязина с обязательным посещением мест, связанных с именем преподобного Макария Калязинского, оказал неоценимую молитвенную помощь в возрождении попранных святынь калязинской земли, восстановлении почитания ее небесного покровителя. Владыка Виктор, видя плоды многолетних забот протоиерея Леонида Береснева по восстановлению из руин Вознесенского храма на пожертвования жителей из Москвы и посильными трудами многих калязинцев, принял решение о переносе мощей небесного покровителя града Калязина в Вознесенскую церковь.
Святые мощи преподобного Макария Калязинского вернулись 14 июня 2012 г. на Калязинскую землю по водам великой русской реки с Большим волжским крестным ходом. Перенос мощей совпал с 465-летием прославления преподобного Макария Калязинского на Московском соборе.
Рака с мощами великого угодника Божиего была перенесена в Вознесенскую церковь и установлена под сень в левом приделе преподобного Макария Калязинского, где отныне и будет пребывать для поклонения калязинцев и паломников мощам святого.