Проблема восприятия смерти современным социумом

0 0
Read Time:4 Minute, 13 Second

Смерть вызывает в человеке разные чувства, зависящие от многих внешних факторов, возраста, состояния здоровья, уровня успешности в обществе и материального благополучия. Но более глубокие причины восприятия смерти кроются в мировоззрении человека, в его ценностных установках. Здесь, прежде всего, можно провести грань между теистическим и атеистическим восприятием, последнее, подразумевающее отсутствие посмертного существования человека (души) имеет ряд принципиальных отличий от теистического взгляда на смерть. Религиозные воззрения авраамических религий имеют, в целом, позитивный взгляд на телесную смерть, которая воспринимается как вхождение в жизнь Вечную. Исходя из простого сопоставления, можно предположить, что атеист должен бояться смерти, как полного исчезновения своей сущности, а человек религиозный не должен страшиться умирания своего тела, так как его душа продолжит существовать. На деле получается не столь однозначно, так как при последовательном атеистическим мировоззрением смерть есть прекращение своего «Я», и в смерти отсутствует сам субъект, он заканчивается со смертью, и таким образом смерть может выглядеть не просто не страшной, а в определенных случаях и желанной. Можно жить так, как хочешь, без оглядки на религиозные, нравственные предписания, «на полную катушку», и при этом заботится лишь о земном суде, который не так уж трудно обойти. Загробный суд в этой парадигме отсутствует, наказания нет, твои тайны и грехи умрут вместе с тобой, нет ответа за содеянное и адских мук. На деле же смерть, как правило, страшит атеистов, прекращение жизни, исчезновение собственного Я не может не удручать человека живущего «здесь и сейчас». Собственный конец означает и конец тем удовольствиям и благам, которые существуют в этом мире. Кроме того, как не убежден атеист в своей картине мира, есть то, что тревожит, не дает покоя, и на что нет ответа. Да, тело умрет, но куда уйдут мысли, чувства, эмоции? Всё то, что и составляет подлинное «Я». Теист же понимает, что есть посмертная участь, которая зависит от правильности прожитой земной жизни, от исполнения догматов и предписаний своей религиозной традиции. Причем видимое благочестие, многочисленные добрые дела не являются основанием уверенности, что эта участь будет райской, для этого нужна чистота сердца, для Бога нет тайн, которые мог бы скрыть человек: «..нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы». (Лк. 12:2) При не соблюдении данных предписаний, посмертие становится пугающим: «там будет плач и скрежет зубов» (Мф.22:13). Таким образом, смерть открывает путь в новую, вечную, жизнь, полную страданий за свои неправедные деяния, а уверенных в своей «святости» и отсутствии наказуемых грехов в религиозной среде не так уж много (исключением могут быть некоторые протестантские деноминации), поэтому смерть для верующих становится пугающим фактором.Таким образом, и элементарные наблюдения за современным социумом это подтверждают, смерть страшна как для атеиста, так и для теиста. Вопрос «почему?» имеет массу ответов и может быть весьма индивидуален, но можно предполагать, что для верующих и неверующих встает проблема соотношения ЗНАНИЯ и ВЕРЫ в вопросе о посмертном существовании. Знания о смерти, их осмысление, приучение себя к мысли о неизбежности окончания земных дней является для наших современников вопросом, который всё больше табуируется и замалчивается. Всерьёз интересоваться этой темой, её осмыслением, как правило, человек нашего времени начинает, лишь получив смертельный диагноз, да и то не всегда. Даже в таком положении, когда, казалось бы, всё ясно и смерть стоит не где-то там, вдалеке, а здесь, рядом с твоей постелью мы отказываемся думать о ней, уверяя, что этим мы помогаем организму лучше бороться, или и вовсе убеждаем себя, что всё будет хорошо и нечего думать о плохом. Сегодняшнее безрелигиозное общество избегает темы смерти, смерти личной, смерти твоего Я, подсовывая (так как избегать полностью не возможно) определенные суррогаты, в виде информации о смертях знаменитостей, или гибели людей в войнах и катастрофах. В этих случаях человек отстраненно воспринимает смерть, как некую картинку вне своей жизни, или как сериал или телешоу (интересно, будут ли в будущем шоу со смертями, как предсказывает фантастика?). Смерть превратилась в информационный повод, в бизнес, в нечто отвлеченное от индивидуума как такового. Она лишилась сакральности и мистичности, в ней нет, как в древних обществах,  цели и ожиданий. Говорить о смерти в компании считается плохим тоном, упоминания о своей смерти суеверно просят не произносить, пожелания на день рождения здоровья  и многих лет жизни звучат как заклинания, отгоняющие саму мысль о смерти. В религиозной среде, в зависимости от уровня религиоведческой грамотности, тема смерти хоть и не является табуированной, но также не является широко освещаемой и обсуждаемой. Подсознательное и сознательное осознание своей греховности  и ответа за неправильную жизнь заставляет верующих бояться и избегать темы посмертия. Такое положение дел негативно отражается на правильном, религиозном восприятии мира, помогает закрывать глаза на свою неправедность. Смерть телесная для христианина, это дверь в Вечную жизнь, встреча с Создателем, радость возвращения в Небесное Отечество. Пометование о смерти, это хороший способ правильно выстроить свою жизнь: «Всегда поминай об исходе из тела и не выпускай из мысли вечного осуждения; если будешь так поступать, вовеки не согрешишь», по слову Антония Великого. Поэтому, не смотря на современные тенденции и правила секулярного социума, христианин должен помнить о том, что он смертен, не избегать мыслей о смерти, не считать это запретной темой, и это должно стать нашим помощником на пути в Царствие Божье.

Безруков А.Л. (Заместитель председателя миссионерского отдела)

Редакция интернет-портала «Миссия сегодня»

https://missioner-tver.ru/

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
100 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Раздача духовной литературы в Ильинском храме г. Торжка
Next post Младостарчество как вид пастырского искушения

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи