Причина, по которой новые религиозные движения (НРД) и их представители пытаются использовать образовательную среду, довольно проста. Во-первых, для ведения своей деятельности в образовательном учреждении (школе, колледже, университете) нет необходимости нести финансовые расходы, арендовать помещение и целенаправленно собирать аудиторию. Аудитория придерживается принципов учебной дисциплины и вряд ли покинет помещение. Во-вторых, учителя и преподаватели имеют административный и личный авторитет в глаза учащихся: в течение рабочего дня и во внеучебное время через преподавателей проходят десятки учащихся и студентов. Поэтому речь о религии, сказанная преподавателем или приглашенным лектором в большом коллективе, будет услышана хотя бы минимальным количеством участников.
Профессиональное выгорание работников сферы образования приводит к двум возможным последствиям, определяющим дальнейшую стратегию преподавательской деятельности. В первом случае преподаватель сам (в том числе с помощью психолога) осознает своё призвание и цель работы, во втором – становится объектом внешнего интереса: ему предлагают новый смысл работы люди «со стороны». Мало кто знает, но в России существует ассоциация «христианских педагогов», и представлена она главным образом протестантскими направлениями. Они чаще всего скрывают свою религиозность, действуют скрытно, информацию о них с трудом можно найти в сети «Интернет». Новые религиозные движения христианской направленности постоянно ищут каналы доступа в образовательные учреждения и ключевой задачей считают проповедь Евангелия среди учителей.
Где и как вербуют педагогов и учащихся?
1. Личное общение. Если есть в школе педагог, участвующий в НРД христианской или иной направленности, он обязательно будет вести диалог с коллегами о вере. Как правило, такие преподаватели очень осторожны с учениками: сегоднябольшинство граждан хорошо информированы и юридически подкованы. Религиозная навязчивость проповедника может быть воспринята как покушение на свободу совести. При этом коллеги такого проповедника являются для него хорошей аудиторией. Даже если коллектив даст отпор и руководство намекнет на скорое увольнение, вокруг «жертвы религиозных репрессий» обязательно соберется группа сочувствующих и соболезнующих. Именно среди них и найдутся свободные уши.
2. Курсы повышения квалификации и мастер-классы для педагогов. Различные ассоциации христианских педагогов имеют множество программ повышения квалификации. Они лицензированы, аккредитованы и аффилированы с крупными образовательными учреждениями. Но содержание в этих программах зачастую может быть именно религиозным. Что касается мастер-классов для педагогов, то здесь одна из самых популярных тем, о которой горазды говорить «психологи» из НРД, – профессиональное выгорание. Они с радостью расскажут, что Господь дал учителям быть священниками в своих классах и иметь над ними власть. И не так уж и важно, что никто в классе вас не слушает, поскольку то, что вы делаете, важно для Господа. Среди выгоревших и утомленных учителей этот нехитрый религиозный тезис производит очень мощный эффект.
3. Открытые уроки в школах. Организовывать внешнее взаимодействие для школы – большая проблема. Это связано с тем, что в настоящее время крупные организации (кроме, пожалуй, вузов) избегают детей и слабо заинтересованы в работе с ними. Поэтому руководству школы приходится привлекать к открытым урокам тех, кто сам стоит в очереди в школу – прежде всего представителей НРД и деструктивных тренингов. Как правило, НРД будет заходить под прикрытием некоммерческой организации и вопросов не вызовет.
4. Носители языка на уроках английского.Приглашать иностранца для языковой практики на урок – это для школы хорошо, для учеников интересно, а для широкого спектра НРД – проторенная тропинка в школу.
Как заходят в образовательную среду?
1. Личные контакты с руководством образовательного учреждения.
2. Прикрытие социально ориентированного некоммерческого общества.
3. Прикрытие НРД со стороны вуза / колледжа / организации дополнительного образования.
4. Личные рекомендации сотрудников учреждения – членов НРД.
5. Создание кружков / секций на базе образовательного учреждения.
С каким содержанием любят заходить НРД?
1. Что-то про патриотизм (родная речь, алфавит, духовно-нравственное воспитание современной молодежи и т.д.);
2. уроки к религиозным праздникам (Пасха, Рождество);
3. тренинги по психологии / управление временем (профилактика выгорания, «духовное» здоровье учителя, как наладить отношения с учениками и т.д.);
4. обмен профессиональным опытом (профилактика нарко-/алкозависимости, как подготовить интересный урок);
5. инновационные курсы (развитие памяти / скорочтение / альтернативные системы обучения).
Перечень тем вовсе не означает, что с ними приходят только представители НРД. Существуют вполне светские организации (например,Юнармия). Главная задача здесь – вовремя распознать подвох. Можно выделить несколько рекомендаций, на что следует обратить внимание.
1.Необходимо узнать полное название организации, изучить деятельность учредителей. Скорее всего, если они связаны с НРД, то организация не совсем светская. Особенно должно насторожить отсутствие открытой информации или её ограниченный характер. Имеется опыт проведения уроков в школе представителями вымышленной организации.
2. Через какое-то время в коммуникации будут затронуты вопросы духовности (Бог, высшие силы, карма). На прямые вопросы о религиозном характере мероприятия представитель НРД будет либо испытывать раздражение, либо отвечатьобщими фразами. Почти никогда такой человек не укажет конфессию, даже если Вы его об этом спросите.
3. Когда Вы поинтересуетесь, что конкретно будет происходить на мероприятии, представители НРД не предоставят конкретную программу, сценарий, методы и формы работы с учащимися. Скорее всего, будут говорить общие красивые слова.
4. Представители НРД красочно описываютпредлагаемое мероприятие, но отказываются назвать разработчиков, авторов или организацию, которая это предлагает. Ответ заключается в общих фразах о каком-то статусном зарубежном институте (к примеру).
5. Раздаточные материалы будут бессмысленные: не относящиеся к делу, с красивыми картинками и неоднозначным текстом.
Данный материал написан в рамках сотрудничества кафедры теологии ИПОСТ ТвГУ и миссионерского отдела Тверской и Кашинской епархии.
Чибисов Б.И. кандидат исторических наук,
доцент кафедры теологии ИПОСТ ТвГУ