Икона является неотъемлемой частью литургической жизни Церкви – через образ, как и через слово, Церковь проповедует миру Истину. Икона рождается из живого литургического опыта. Икона – это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы. Как одна из форм проповеди Евангелия, как свидетельство Церкви о Боговоплощении она есть составная часть богослужения так же, как и церковное пение, архитектура, обряд. Икона помогает нам лучше уяснить смысл церковного праздника.
Основной принцип иконографии праздника Благовещения – двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу – сложилась к V веку. Изображения, трактуемые как “Благовещение”, встречаются уже в росписях катакомб Присциллы (1-я пол. III в.), Петра и Марцеллина (1-я пол. IV в.), Нового кладбища на Виа Латина (сер. IV в.). Следует заметить, что раннее изображение отдаленно напоминает композицию иконы: юноша в римской одежде, правая рука которого протянута вперед, обращается с речью к сидящей в кресле молодой женщине. А на рельефе саркофага более позднего времени (из церкви Сан-Франческо в Равенне, после 400 г.) уже прослеживаются все основные элементы будущей традиционной иконографии: слева – Мария, сидящая в кресле с веретеном и пряжей в руках, справа – Ангел с большими крыльями и посохом в руке. В мозаиках триумфальной арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (432-445 гг.), выполненных при папе Сиксте III (432-440 гг.) или даже ранее, сцена Благовещения отличается особой торжественностью: Богоматерь в пышном платье с драгоценными украшениями царственно восседает на престоле с подножием, Её прическа убрана жемчугом, в руках пряжа пурпурного цвета, конец которой опускается в высокую корзину. Над Девой изображены слетающие с небес Ангел и голубь, символизирующий Святого Духа. Вокруг престола Богоматери Ангелы представлены беседующими с Ней и с праведным Иосифом Обручником. Слева от Богоматери – высокое здание с закрытой дверью, возможно, символически указывающее на слова пророка Иезекииля о затворенных вратах (Иез. 44, 1-4). Известно, что программа росписи этой базилики разрабатывалась в соответствии с определениями III Вселенского Собора, на котором догматически было закреплено за Пресвятой Девой Марией именование «Богородица» (Θεοτόκος).
Вообще иконография праздника Благовещения весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет отличающиеся друг от друга изводы. Она основана на евангельском тексте, но вместе с тем отражает и влияние апокрифов, главным образом “Протоевангелия Иакова” и “Евангелия псевдо-Матфея”. На это указывают: присутствующий в композиции Благовещения мотив рукоделия, Благовещение у источника (кладезя) – эти сюжеты восходят к апокрифическим рассказам и в дальнейшем широко использовались в гимнографии. Следует отметить, что Церковь не признаёт апокрифы как источник вероучения, но вместе с тем признает достоверность целого ряда сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы. Предание повествует, что Архангел Гавриил, посланный принести благую весть о рождении Спасителя мира, застал Пресвятую Деву Марию в доме праведного Иосифа за работой по изготовлению пряжи для новой завесы Иерусалимского храма. Прежде чем предстать перед Богородицей в доме, Архангел, будучи невидимым, обращается к Ней, когда Она отправилась за водой к источнику.
Выделяют два типа икон Благовещения. Первый характеризуется присутствием Архангела Гавриила, возвестителя грядущего Божественного материнства, и лучом света, направленным к главе Пресвятой Девы Марии, из которого исходит Святой Дух, символически изображаемый голубем. Второй тип иконы Благовещения, называемый у нас Устюжским, содержит изображение Младенца с лицом взрослого и с благословляющей рукой, Который начертывается в недрах Своей Матери. Она показана здесь, как имеющая даровать миру Господа; в Ней Духом Святым, по благовестию Ангела, совершается Божественное зачатие.
Главным изводом в иконографии праздника является “Благовещение с пряжей”. Именно эту икону помещают на Царских вратах. Прядение пурпура для завесы храма в гимнографии сопоставлялось с созданием плоти Христовой.
Эта тема также нашла отражение в особом изводе иконографии Благовещения с изображением воплощающегося Богомладенца в момент ангельского благовестия – “Благовещение с Младенцем во чреве” (“Устюжское Благовещение”). В иконах данного извода делается попытка представить идею непорочного зачатия. Небесная полусфера, благовествующий Ангел, смиренно стоящая Приснодева, отсутствие конкретного места действия – все это служит цели показать прикровенность и таинственность Боговоплощения. В небесном сегменте изображен Иисус Христос “Ветхий денми”, сидящий на огненных херувимах, от Его благословляющей десницы исходит луч к Богоматери. Правая рука Пресвятой Богородицы с пурпурной нитью поднята к груди, в опущенной левой руке Она держит моток пряжи, нить проходит параллельно фигурке Младенца, как бы придерживаемой у плеча правой рукой Богородицы. Иконы такого типа известны с XI века: фрагмент створки триптиха с изображением Благовещения и житийных сцен святителя Николая Чудотворца (монастырь вмц. Екатерины на Синае, XI в.).
Сюжет “Благовещение у кладезя (колодца)” является другим вариантом иконографии, получившим распространение в раннюю эпоху. Эта сцена изображена в клейме на резной пластине слоновой кости оклада Евангелия из сокровищницы Миланского собора (2-я пол. V в.): Богоматерь с сосудом в руке стоит на коленях у источника. Она повернулась к Ангелу, Который обращается к Ней. Данный сюжет используется, в основном, в стенописи. В росписи собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря сохранилась фреска мастера Дионисия (1502-1503 гг.), иллюстрирующая Благовещение у кладезя.
Также встречаются изображения Благовещения, где перед Богородицей лежит разогнутая книга – во свидетельство Её непрестанного упражнения в чтении Священного Писания и богомыслии. Мотив чтения Богоматерью Священных Книг взят из апокрифического “Евангелия псевдо-Матфея”. Эта тема не получила развития в искусстве Православного Востока, но в западной иконографии была прочно связана с Благовещением. Изображение Богоматери, читающей Книгу пророка Исаии, стало типичным для этого праздника в западноевропейском искусстве. В XVII веке под влиянием западноевропейских гравюр, получивших широкое распространение на Руси, на иконах Благовещения Богоматерь стали изображать читающей Книгу пророка Исаии, Архангела Гавриила – с лилией в руке (образ из иконостаса Успенского собора Московского Кремля, XVII в.).
Исключительное значение праздника Благовещения, который святитель Афанасий Великий именует «первым и всечестным днем благовестия Божия о снисхождении Сына Божия с неба», отразилось в расположении этого сюжета в храмовых росписях в алтарной или предалтарной зоне. В росписях раннего периода композиция Благовещения встречается на триумфальной арке (базилика Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-445 гг.), в алтарной апсиде (церковь в Порече, Хорватия, 540 г.) или перед апсидой (Санта-Мария Антиква в Риме, VI-VII вв.). Начиная с послеиконоборческого периода, изображение Благовещения обычно помещается на западных гранях восточных столпов, то есть на границе алтаря и наоса. Такое расположение наглядно свидетельствует о том, что через Воплощение Сына Божия на земле для человеческого рода открываются небеса. По церковному установлению, с древних времен на Царских вратах помещается изображение Благовещения. Царские врата символизируют вход в Царство Небесное, открытое нам через Благую весть, а икона Благовещения напоминает, что Воплощение Спасителя отверзает райские двери.