Медиахолдинг РИА «Верхневолжье» и портал «ТОП Тверь» продолжают проект-рубрику «Добро пожаловать в Церковь», в которой читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, о всем, что интересует нашего пытливого читателя. Спрашивают посетители сайта о многом, но принцип один — вопросы исключительно простые, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
Сегодня говорим о церковном посте: как выдержать человеку, уставшему за зиму без солнца и нормальных продуктов, такой долгий и очень строгий пост? И, конечно, что будет, если пост нарушить?
Главный смысл поста, вопреки распространенному мнению, — это не воздержание от пищи. Когда мы воздерживаемся от тех или иных пищевых продуктов — это диета. Смысл поста состоит не в диете, хотя воздержание от пищи животного происхождения — одна из граней поста, но далеко не весь его смысл.
Вообще постный подвиг — это добродетель. А добродетель, если разложить это слово на составляющие слова, состоит из двух: “добро” и “делать”. Слово “делать” означает действие, а не бездействие. Все те вещи, которые мы привычно ставим в один ряд с понятием “пост” в нашем уме, обыкновенно начинаются с частицы “не”: “не есть мясо”, “не пить молоко”, “не слушать музыку”, “не развлекаться” и подобные. Но если всмотреться внимательно, то все эти вещи означают не действия, не деятельность, а скорее бездеятельность.
Смысл поста заключается именно в действии; в том, что нужно делать, а не в том, чего делать нельзя. Смысл поста — в действенном проявлении доброты, сердечности и любви. Быть просто равнодушно добрым не так уж и хорошо, как мы понимаем из евангельской проповеди Христа.
Не есть в течение месяца курицу проще, чем подойти к плохо пахнущему бездомному на улице, накормить его и выслушать. Не есть творог и йогурт несомненно проще (и, кажется, благочестивее), чем не отвернуться от того, кто оказался в немилости у начальства, собрать «передачку» в тюрьму или найти время пойти в больницу и порадовать людей страдающих и одиноких. Потому, видимо, мы и прячемся за собственными правилами, обрядами, за своим пониманием веры, за нагромождением запретов. Потому что это все-таки проще, чем пойти и подарить частицу самого себя другому человеку.
Мы сами свободно берем на себя какие-то ограничения или обязательства, связанные с постом. Не потому, что мы обязаны так делать. Не потому, что боимся каких-то последствий ослушания. Вообще не потому что чего-то боимся. Для нас постный подвиг — выражение любви к Богу. Выражение благодарности Творцу за те многие дары и радости, это наша жертва, добровольная жертва любви Богу. Подобно тому, как люди, верующие во Единого Бога, отдавали Ему десятину от плодов рук своих, мы отдаем Ему десятину нашего времени, ведь время Великого поста — как раз десятая часть от года.
Главный смысл жертвы нашей — не в том, что мы себе в чем-то отказываем, а в том, что мы приносим Богу и ближним. Наша жертва, наш пост — прежде всего приношение, а не самолишение. И подобно тому, как в Ветхом Завете целью любых жертв было восстановление общения с Творцом, так и наша великопостная жертва нужна прежде всего для того, чтобы вернуться в дом Отца нашего, возобновить порушенные отношения, вернуть прежнюю любовь.
Время поста — это прежде всего время познания себя, познания своих немощей, своих недостатков. Но ещё это то время, когда с ними можно наконец примириться, признать их и научиться оберегать от них, этих своих недостатков, других людей, своих ближних. Упражняясь в этом на протяжении многих дней, мы можем приобрести действительно великое сокровище: смиренное, искреннее, открытое и любящее сердце. Которое не умаляется, но всегда только прирастает, сколько бы мы его ни раздавали.
Ибо именно такой пост, согласно пророку Исаие, избрал Господь — пост, наполненный любовью к ближним и милосердием (см. Ис 58:6–7). И именно такой пост ведёт нас ко благу, по словам того же пророка: «Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрастёт, и правда твоя пойдёт пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис 58:8).