ЭКСТРЕМИЗМ, ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ. ИСЛАМСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

1 0
Read Time:5 Minute, 36 Second

Экстремизм. Это слово стало в наши дни привычным и обыденным, мы слышим его с экрана телевизора, видим, читая газеты и новости в интернет пространстве. Что это за явление, и всегда ли мы понимаем его суть и подоплеку? Определений слова «экстремизм» достаточно много, остановимся лишь на некоторых из них.

ЭКСТРЕМИЗМ — Приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике), самое простое и общее определение, дающее нам тем не менее правильное понимание сути явления. В религиоведческих источниках рассматривается понятие религиозного экстремизма: «тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию со сложившимися традициями, резкий рост напряженности внутри религиозной группы и социальном окружении». 

В статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» содержатся критерии понимания экстремизма, приведу некоторые из них: «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РоссийскойФедерации», «возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни», «нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии».

[27]То есть, говоря об экстремизме, мы, в современных условиях, прежде всего, 
говорим о действиях против законной власти, противоправных действиях по её смене и использованию религии как инструмента разжигания конфликтов. Кроме того в законе четко указывается, что религиозная составляющая становится оправданием экстремистских действий. Стоит отметить, что в наши дни, чаще всего, экстремизм имеет религиозную окраску, если в первой половине 20 века экстремизм был в основном политическим явлением (к примеру, анархисты и эсеры из нашей истории), то сейчас наиболее заметные проявления экстремизма в мире имеют под собой религиозные корни. 

Рассматривая проблему современного религиозного экстремизма, процессов происходящих на наших глазах, приходится пользоваться, в основном, интернет-ресурсами, и опираться на них при написании этой статьи.
Наиболее известным воплощением экстремисткой организации, имеющей яркую религиозную окраску, и преследующей цели по свержению законных правительств, является «Исламское государство Ирака и Леванта» или просто «Исламское государство» сокращенно ИГИЛ, ИГ или ДАИШ, в арабской транскрипции. ИГИЛ является самой мощной, на сегодня, экстремисткой, террористической организацией, которая создала непризнанное государство на территории Ирака и Сирии. 

ИГИЛ появилось в 2006 году, но узнал его весь мир с 2013 года, после захвата территорий Ирака и быстрой экспансии в Сирии и Ливии. ИГИЛ заявляет себя как «истинное» исламское государство, и в глазах многих является флагом ислама и непримиримой борьбы за создание мирового халифата, именно эта цель заявляется, как основная. Что представляет из себя «Исламское государство» и насколько обоснованы его претензии на звание подлинного ислама? Как известно, в исламе существует пять основных догматов, пять столпов ислама (религии) и шесть столпов имана (веры), соблюдая которые человек может считать себя полноправным мусульманином.

Столпы ислама:
• декларация веры, содержащая исповедание единобожия и признание посланнической миссии Мухаммада (шахада);
• обязательные пять ежедневных молитв (намаз);
• обязательный пост во время месяца Рамадан (ураза);
• религиозный налог в пользу нуждающихся (закят);
• паломничество в Мекку (хадж)

Столпы имана:
• вера в Аллаха
• вера в ангелов
• вера в Священные Писания
• вера в пророков
• вера в Судный день
• вера в предопределение

Иногда шестым столпом ислама называют джихад, но и здесь в зависимости от течения и национальных традиций акценты могут быть разными. В частности ИГИЛ пропагандирует джихад, как военное действие по распространению ислама и борьба с неверными, однако это понятие значительно шире, и, по словам исламских богословов, джихад является усердием на пути ислама, борьбой с духовными и социальными пороками, несправедливостью. Такого рода догматические предписания позволяют мусульманам, при обязательном соблюдении данных столпов, по разному смотреть на вопросы политики и общественной жизни, по разному трактовать правовые нормы и некоторые нюансы вероучения, в зависимости от исторического контекста и национальных особенностей, из-за чего в мусульманском мире возникло несколько течений. 

Кроме того нужно помнить, что как религия ортопраксии, ислам имеет шариат – комплекс предписаний, регулирующий практически все стороны жизни мусульман. Там подробно расписаны все действия мусульман в обычной жизни, на войне, во взаимоотношениях с единоверцами и людьми другой веры. Как прокомментировал ситуацию с действиями ИГ в сфере соблюдения норм шариатского права имам-хатыб Тверской соборной мечети, Сайфутдинов Таир Абдулбариевич, «Исламское государство» грубо нарушает требования шариата по ведению войны и отношения к христианам. Убивать безоружных заложников, сжигать их, устраивать террористические атаки на мирное население, всё это не находит оправдания в шариате. 

Коран зачастую демонстрирует уважение к христианам и Евангелию: «И ниспослал Он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей». [Коран 3:4], «Ты несомненно найдешь, что самые близкие по любви к мусульманам те, которые говорят: «Мы – христиане!» [Коран 5:85-82]. С самых первых завоеваний христианских территорий, христиане имели право исповедовать свою веру и не подвергались преследованиям, а тем более убийствам за исповедание своей религии. То, что сегодня делает ИГИЛ, убивая христианских заложников, не имеет отношения к традиционному исламу, имеющему многовековой опыт мирной, добрососедской жизни в одних государствах с христианами. Называя себя суннитами, к которым принадлежит большинство исламского мира, игиловцы по сути противопоставляют себя всем мусульманам, которые не признают их прочтения ислама, это касается не только мусульман-шиитов, которых ИГИЛ записывает в кяфиры-неверные, но и любой суннит, не разделяющий их взгляды, попадает под это определение. 

Тактика террора, убийства безоружных мирных жителей, подрывы смертников, так же не находит оправдания в исламском богословии — в букве Корана и сунны. «Терроризм – не более, чем гниение умов и преступление, отвергаемое исламским Шариатом и здравым смыслом».Всё это даёт право мусульманским богословам выносить фетвы о несоответствии «Исламского государства» истинному исламу: «ИГ объявляется «харамом» – грешным, а участие в «джихаде» в рядах «Исламского государства» – великим грехом.

Рассматривая процесс возникновения ИГ, и изучая историю ислама можно говорить, что мы имеем дело с процессом, сходным с созданием Османского халифата [к нему часто и апеллируют идеологи ИГИЛ], когда из небольшого бейлика султана Османа выросла огромная империя. Осман заявил о вооруженном джихаде, о продвижении ислама на новые земли, и этот призыв борьбы с неверными был подхвачен пассионариями мусульманского мира, которые были не сведущи в богословии, но полны решимости воевать во имя ислама. Эту же картину мы можем наблюдать сегодня в ИГ, оно таким же образом привлекает горячие головы в свои ряды, люди, плохо знающие ислам, но готовые отдать жизнь за идею [для пассионарного человека не так уж важна правильность идеи] и составляют ядро боевиков «Исламского государства». Так же там много обманутых пропагандой ИГ, которая ведется на высоком профессиональном уровне, попадаясь на рекламную удочку, люди оказываются втянутыми в убийства и насилие, и выйти живым из этой ситуации очень сложно, любой заявляющий о выходе из ИГ казнится как предатель, по сообщению «Наблюдательного совета по правам человека в Сирии», сын публично казнил собственную мать в сирийском городе Ракка, всего лишь за её уговоры покинуть ряды ИГ. 

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что заявления ИГИЛ о своём соответствии истинному исламу не соответствует действительности, и по заявлениям видных мусульманских богословов, «Исламское государство» является экстремистским образованием, нарушающим нормы и традиции ислама, искажая его суть и многовековой опыт добрососедского сожительства с представителями других религий.

Безруков А.Л. (Заместитель председателя миссионерского отдела)

Редакция интернет-портала «Миссия сегодня»

https://missioner-tver.ru/

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Тверской митрополит Амвросий: должен ли священник быть нищим
Next post Заместитель председателя миссионерского отдела посетил храм Рождества Богородицы в д. Щербинино

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи