1 0
Read Time:6 Minute, 56 Second

День святого Валентина, покровителя влюбленных, отмечают 14 февраля в западноевропейской традиции. Отмечать ли православным верующим этот день? Правда ли в католической Церкви святой Валентин тайно венчал влюбленных? Каким образом святой мученик стал ассоциироваться с романтической любовью и выбором возлюбленного? В действительности «Валентинов день» имеет давнюю историю, связанную с мученичеством, а современный «День всех влюбленных» никак не связан с древнехристианскими событиями. Литература об истории Церкви дает возможность узнать, как почитали святых с именем Валентин.

Имя было популярным в поздней Римской империи (существует около 30 Валентинов и несколько Валентин, достигших святости, преимущественно через мученичество). Три разных святых Валентина, причем все они мученики, упоминаются в ранних мартирологах под датой 14 февраля. Один из них описан как священник в Риме, другой – как епископ Интерамны (ныне Терни, Италия). Неясно, были ли эти два Валентина одним и тем же лицом – еп. Интерамны, принявшим смерть в Риме, или двумя разными мучениками, поминаемыми в один и тот же день, возможно, из-за совпадения имен. Известно несколько общих деталей, оба они, по-видимому, пострадали во второй половине III века (обезглавлены в императорство «Клавдия» (269, 270 или 273?)) и были похоронены на Фламминиевой дороге, но в разных местах от города. Ворота Фламминия были переименованы в ворота Св. Валентина. Название, по-видимому, было взято из маленькой церкви, посвященной святому, которая находилась в непосредственной близости. От обоих святых сохранились мученические Акты (VI – VII вв.) позднего происхождения, не представляющие никакой исторической ценности (их подлинность не подвергалась сомнению до XVII в.). О третьем святом Валентине, пострадавшем в Африке вместе с несколькими товарищами, больше ничего не известно.

Беда Достопочтенный в VIII в. знал уже обоих Валентинов и поместил в своем мартирологе под 14 февраля о них краткую запись. За ним в IX, последовали Флор, Рабан Мавр и Ноткер Заика. Поскольку Валентин излечил мальчика-калеку, в Средние Века святой считается патроном страдающих «падучей болезнью» (эпилепсия).

Впоследствии произошло смешение этих трех святых, расположенных в Римском Мартирологе под 14 февраля. Через Южную Италию в греческое богослужение проникло почитание лишь Валентина и его дружины (мучеников Прокла, Ефива, Аполлония и праведного Авундия). Его память зафиксирована в ряде византийских календарей южноиталийского происхождения: в Неаполитанском (IX в.) святой фигурирует под именем Валент, в месяцеслове Синайского Канонаря (IX в.) – как Валентий.

Во время календарной реформы 1969 г. католическая церковь изъяла память св. Валентина как общецерковного святого было упразднено на основании отсутствия точных сведений, кроме личного имени и предания об усекновении головы мечом. В настоящее время у католиков 14 февраля память святого Валентина совершается исключительно факультативно, а в этот день установлена память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В Русской Православной Церкви, напротив, святой Валентин почитается по-прежнему. Точнее, оба упомянутых ранее мученика. Валентин Римлянин – пресвитер – почитается 19 6 июля. Память Валентина, епископа Интерамны, и пострадавших с ним Прокула, Ефива и Аполлония вместе с прав. Авундием приходится на 30 июля.

Возникновению имиджа святого Валентина как покровителя влюбленных, а также многочисленных легенд, связанных с ним, мы обязаны средневековым памятникам и романтической литературе, а отнюдь не обстоятельствам жизни древнехристианским мучеников.

Средневековые свидетельства о культе Св. Валентина

Святой Валентин упомянут как славный мученик в Сакраментарии святого Григория, в Римском Миссале Томмази и в целом ряде британских житий святых. В Средние века изображали его обычно либо с мечом и пальмовой ветвью – символами его мученичества, либо в момент исцеления дочери судьи Астерия. В последующие девять веков имя святого упоминается в Мученических актах, самый ранний из которых датируется шестым или седьмым веком.

В «Золотой Легенде» Якова Ворагинского, известнейшем агиографическом сборнике (ок. 1255), дошедшем в более чем 500 манускриптах, впервые упоминается о встрече Валентина с «императором Клавдием», отказе предать Христа и об исцелении дочери тюремщика от слепоты и глухоты. Здесь Валентин – все еще герой старой агиографической легенды, но не покровитель влюбленных.

Джеффри Чосер

Народные обычаи, связанные с Днем святого Валентина, несомненно, берут свое начало в поверье, распространенном в Англии и Франции в Средние века, что 14 февраля, то есть в середине второго месяца года, птицы начинают период размножения. Честь «изобретения» Дня святого Валентина, как праздника влюбленных, принадлежит, по мнению многих, английскому поэту Джеффри Чосеру, написавшему поэму «Птичий парламент». Поэма, согласно специалистам, была закончена в День Св. Валентина – 14 февраля (предположительно 1383 г.). «Птичий парламент» – самая ранняя поэма, в которой День св. Валентина упоминается как особый день, связанный с любовью и выбором жениха. В ее основе лежит то самое древнее поверье о птицах, хотя аллегорически она рассказывает о людях, их страстях и даже о конкретном событии, случившемся в Англии. Речь идет о сватовстве и женитьбе Ричарда II на Анне Богемской или предполагавшейся женитьбе Ричарда на Марии Французской. Джеффри Чосер, ссылаясь в поэме на День Св. Валентина, использует «птичью» историю применительно к выбору царственной невесты сознательно.

Зело сия традиция стара, –

Когда и царь пернатый, и пичуга

Должны избрать супругу иль супруга

«Парламент» стал первой из «валентиновых поэм».

В Англии традиция посылать любовные письма возлюбленным, пожалуй, одна из самых ранних, тоже берущая начало во французской традиции. В начале пятнадцатого века известный французский поэт Чарльз Орлеанский, находясь в заточении в Лондонском Тауэре, писал лирические письма – «валентинки» – своей любимой жене. Письмо Чарльза из Тауэра, сохранилось и находится в Британской библиотеке. Считается, что это первое послание, положившее начало традиции посылать письма в День Св. Валентина. Сегодня традиция обмениваться письмами в этот день получила широкое распространение.

С течением времени малоизвестный обычай посылать любимым 14 февраля небольшие сувениры и записочки, существовавший главным образом в Англии и Франции, вместе с эмигрантами попал в Новый Свет, где и был коммерциализирован. В дореволюционной России, несмотря на негативное отношение Православной Церкви, «День всех влюбленных» был очень популярен в дворянских кругах. В современной России праздник возобновился с нач. 90-х годов XX века и носит светский характер.

Валентинов День и Луперкалии

Французский церковный историк Тиллемон (1637 – 1698) высказал предположение, что Валентинов день восходит к языческому римскому обычаю выбирать наугад имена суженых накануне праздника богини Юноны, считавшейся покровительницей брака и влюбленных, и впоследствии соединилась в народном сознании с днем памяти святого мученика. Множество ученых (с XVIII в и до XX вв.) считали, что форму «Валентинова Дня» принял праздник, известный в Риме, как Луперкалии.

В праздник Луперкалий 15 февраля, римский пастушеский праздник очищения и плодородия, отвращения от стад волков, в жертву богам приносили двух козлов и собаку. Жрецы Фавна («луперки», «люди-волки») взбегали на Палатинский холм и носились обнаженными по улицам Рима, хлеща землю и встречных прохожих ремнями из сыромятной козлиной шкуры. Ударам этим приписывалась очистительная сила, а женщинам, как считалось, они сулили плодовитость (Овидий. Фасты II 267). Кстати, слово Lupa, волчица, являлось синонимом «проститутки» и шире – сексуальной разнузданности; мистический основатель города Ромул и его брат Рем были вскормлены волчицей.

Обряды бичевания обычно объясняются как обряды изгнания демона зла, нечистоты и т.д. По теории В. Мангардта, сечение плетьми в обрядах луперкалий имело целью удалить демонов. Дж. Дж. Фрэзер предпочитал видеть в этом обряд очищения, а Томсон – средство передать бичуемому крепость и жизненную силу дерева (орешника) или животного (козла или козы) в зависимости от того, из чего сделано орудие бичевания. С. Рейнак принимает эту теорию и видит в бичевании «обряд причастия» (обряд приобщения). Эта интерпретация должна быть принята как для луперкалий, так и для бичевания на алтаре Артемиды Оргии. Бичевание является важным обрядом во многих церемониях инициации.

В Луперкалиях существовала двойственность всех должностей, отражалась древняя дуальная организация. «Из дуально-родовой организации древнего Рима проистекала двойственность всех должностей. Несомненно, что парности религиозных обществ связаны с обособленными культами двух фратрий древнего Рима. Так, общество Луперков делилось па два отделения или отряда: Фабиев и Квинтилиев. Миф об основании этого общества повествует, что каждый из близнецов, основателей Рима, набрал себе товарищей и начальствовал над ними. Фабии следовали Рему, Квинтилии – Ромулу. Отсюда возникли две ветви общества Луперков, явно связанных с двумя различными фратриями».

«Празднование Луперкалий». Андреа Камассей, ок. 1635

Христианский апологет Тертуллиан в трактате «О Зрелищах» вскользь упоминает о Луперкалиях: «Варрон, правда, выводит это слово от lusus («игра, шутка»), подобно тому, как луперков называли «шутами» (ludii), потому что они носились по улицам с озорными шутками. Но и он эту юношескую забаву связывает с языческими храмами, обрядами и праздниками».

Папа Геласий выступил против сенатора Андромаха, намеревавшегося снова разрешить языческое празднество Луперкалий в 496 г., заменив их шествием с зажженными факелами в тот же самый день. Заменив языческий праздник на праздник новой религии – День святого Валентина, – христиане назвали его Валентиновым днем в честь святого, который был якобы казнен императором Клавдием за то, что оскорбил древних богов.

Тем не менее, современные историки скептически относятся к преемственной связи между современными романтическими повествованиями и римским фестивалем.

Миссионерский отдел Тверской епархии

Интернет-портал Миссия сегодня

https://missioner-tver.ru/

Автор-составить: иерей Антоний Русакевич

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
50 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
50 %
Previous post Сретение Господне – великий двунадесятый праздник христианской Церкви.
Next post Проповедь христианства святителем Николаем (Касаткиным) в начале его миссионерского служения

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Последние записи

Архивы