Сретение Господне – великий двунадесятый праздник христианской Церкви.

1 0
Read Time:5 Minute, 58 Second

Этот непереходящий праздник в Русской Православной Церкви отмечается 15 февраля (2 февраля по ст. ст.).

В разных христианских традициях этот праздник по-разному именуется. В переводе с церковнославянского «сърѣтение» означает «встреча». В греческих церквях упоминается наименования «συνάντησις» («встреча»), либо «Принесение во Храм». В Западной традиции он обозначается как Praesentatio Domini, то есть «Представление Господа».

В день Сретения Господня мы вспоминаем евангельское событие встречи в Иерусалимском храме принесенного Пресвятой Богородицей Младенца Иисуса Христа с двумя праведниками Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей (Лк. 2:22 – 39).

У иудеев того времени было две традиции, связанные с рождением в семье ребенка: очищение матери и посвящение первенца на 40-й день. Так, в событии «Сретения» обряд очищения Матери (Лк. 2:22) связан с обрядом посвящения Младенца, в котором подчеркивается посвящение Иисуса Богу на всю жизнь (Лк. 2:23). Соединение двух обрядов призвано доказать, что Иисус и Его родители исполняют требования Закона, а служение Христа всецело посвящено исполнению замысла Божьего. Сретение Господне представляет Иисуса не просто как Первенца, но как Святого, Чья жизнь служит олицетворением жизни всех первенцев Израиля.

Гимн Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши» использует богословские образы пророка Исайи и указывает на вселенскую значимость спасительного замысла Бога. Посланничество Иисуса здесь охарактеризовано на примере пророчества Исайи о Страдающем Рабе. Этот гимн вне Писания впервые упомянут в сирийском памятнике «Апостольские постановления». В православном богослужении «Ныне отпущаеши» употребляется в конце вечерни и в Благодарственных молитвах по Святому Причащению.

Событие «Сретения» свидетельствует об Иисусе Христе как Первенце, принадлежащем Господу. В лице Сименона Богоприимца и Анны Израиль признал в Иисусе долгожданного Мессию. Недаром многие проповедники видели в Сретении момент соединения Ветхого и Нового Заветов. Но также в Иисусе видели «предмет пререканий» (Лк. 2:34). Оружие, которое, как предсказано, пройдет душу Марии (Лк. 2:35), возвещает другое, совершенное, единственное в своем роде жертвоприношение, которое произойдет на кресте и принесет спасение, уготованное Богом.

История празднования Сретения Господня

Древнейшим историческим свидетельством празднования Сретения Господня являются записки «Паломничество ко Святым местам» Этерии, западной паломницы, побывавшей в Иерусалиме в конце IV в. Согласно этому документу, Иерусалимская Церковь праздновала день Сретения Господня. Праздник пока не имел названия, но обозначался как «40 день от Богоявления» (скорее всего на родине паломницы этого праздника не существовало). Учитывая иные исторические свидетельства, можно утверждать, что праздник Сретения Господня появился в IV – V веках и существовал в богослужебном календаре Иерусалимской Церкви в качестве торжества, завершающего сорокадневный праздничный цикл Богоявления. Об этом в частности говорит армянский Лекционарий, содержащий краткие уставные заметки о праздниках годового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале V в.

Распространению и возвышению Сретения Господня способствовала и светская власть. В 542 г. император Юстиниан I, по-видимому, впервые совершил в Константинополе праздник Сретения и сделал его обязательным для всего государства, в благодарность за избавление Константинополя от трехмесячной моровой язвы и Антиохии от землетрясения. Более того, император Юстиниан I перенес Сретение с 14 на 2 февраля, в соответствии с календарной традицией, отмечавшей Рождество Христово 25 декабря. Однако хроника Георгия Амартола (IX в.) отмечает, что Сретение Господне был учрежден еще при предшественнике Юстиниана – императоре Юстине I (518–527). Императору Маврикию (582 – 602 г.) приписывается возобновление праздника Сретения Господня после короткого перерыва.

В правление Юстиниана I праздник вошел также в богослужебный обиход Римской Церкви: там он с достоверностью существовал в кон. VII в., когда впервые письменно засвидетельствованы факельные процессии в Риме в связи с празднованием Сретения Господня 2 февраля. В католической традиции этот праздник не является торжеством (высший разряд праздников), а находится в ряду второстепенных праздничных дней. В Армянской церкви сохранилась древняя традиция отмечать праздник 14 февраля.

В византийской традиции Сретение Господне довольно быстро стало одним из великих двунадесятых праздников. Хотя Сретение имеет статус Господского праздника, однако отличается некоторыми уставными особенностями, характерными для Богородичных праздников. К примеру, в тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии, и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место. Двойной характер Сретения отобразился в русской традиции различения расцветки священнических облачений относительно происхождения праздника. Сретение позволяет использовать как белые (Господские праздники), так и голубые (Богородичные праздники) облачения. В западном средневековье Сретение тоже стало праздником в честь Богородицы, получив официальное название «Очищение Блаженной Девы Марии.

Сретенские свечи

Важной особенностью сретенского богослужения является возникший в XI в. чин освящения свечей, символизирующих Христа как «Свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32). Это чинопоследование возникло в западнохристианской традиции. Сам ритуал совершается перед началом мессы, когда верующие возжигают свечи под пение антифона, а священнослужитель окропляет молящихся святой водой. Далее происходит шествие с возожжёнными свечами с пением гимна Симеона Богоприимца. Отсюда неофициальное название этого праздника на некоторых языках (английское Candlemas — «свечная месса» и немецкое Lichtmess — «месса света»). Данная традиция восходит к древнему западному обычаю крестных ходов с зажженными светильниками. Факельное шествие Римская Церковь воспринимала как средство отвлечения паствы от языческих праздников, связанных с почитанием огня.

Таким образом, обычай освящать церковные свечи на праздник Сретения Господня вошел в богослужебный обиход Русского Православия из западной литургической традиции. Чин благословения сретенских свечей был воспринят сначала во многих приходах Украины и Белоруссии, используя издание Большого Требника (1646 г.) митрополита Киевского святителя Петра (Могилы).

У восточных славян существует народный обычай хранить сретенские свечи в течение года, зажигая их во время грозы. Согласно фольклорному поверью, сретенская свеча защищает жилище и его обитателей от молний, в связи с чем именуется «громницей». Этим объясняются народное именование Сретения в некоторых языках (польское — «праздник Матери Божией Громничной», чешское «праздник Громницы»). Напомним, что все эти поверья обусловлены народным благочестием, но никак ни связаны с предписаниями богослужебного Устава.

К сретенским свечам в Православной Церкви относятся по-особенному – не магически, а благоговейно, с позиции литургического благочестия. Их принято хранить весь год и зажигать при келейной молитве.

Иконография Сретения Господня

Иконография Сретения Господня основана на повествовании Евангелия от Луки (Лк. 2:22 – 39). На святых образах Сретения Господня главным сюжетом является передача Богородицей Младенца Иисуса на руки старцу Симеону. За спиной Богоматери изображен Иосиф Обручник, несущий двух голубей. Позади праведного Симеона – пророчица Анна, находившаяся вместе с ним в храме.

Богословский лейтмотив Сретения – встреча Ветхого и Нового Заветов. Поэтому в иконографии Богоматерь и Иосиф Обручник изображены в движении слева направо, а праведные Симеон и Анна-пророчица изображаются – справа налево. В центре композиции Младенец Иисус, Которого принимает Симеон покрытыми (задрапированными тканью) руками как Великую Святыню. Праведная Анна изображается со свитком в руке. Младенец изображен облаченным в белую рубашечку, не закрывающую ножки.

Древнейший образ Сретения запечатлен в мозаиках триумфальной арки церкви Марии Великой в Риме. Эти мозаики, созданные 430-е г., в период III Вселенского собора, были символом торжества кафолической истины и победы над несторианством. Богоматерь шествует с Младенцем Иисусом на руках навстречу святому Симеону – в сопровождении ангелов.

Среди русских памятников с изображением Сретения первое по древности место принадлежит фреске Спасо-Нередицкой церкви близ Новгорода (XII в.). Чистый тип византийского изображения сретения остался здесь без всяких перемен. Другим древним изображением события Сретения является фреска в Кирилловской церкви в Киеве. На изображении Кирилловского храма Младенец не сидит, а лежит на руках Богородицы.

Необычный вариант иконографии Сретения есть в средневековом грузинском искусстве. На этих иконах нет изображения алтаря, вместо него – горящая свеча, символ жертвы Богу. С событием Сретения связана икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение». Композиция изображения возводит к словам праведного Симеона, обращенным к Богородице: «А Тебе Самой оружие пройдет душу». Этот образ с небольшими отличиями напоминает икону «Семистрельная».

Миссионерский отдел Тверской епархии

Интернет-портал Миссия сегодня

https://missioner-tver.ru/

Автор-составить: иерей Антоний Русакевич

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleppy
Sleppy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
Previous post Что стоит за современным славянским неоязычеством?
Next post Тайна «Дня святого Валентина»

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close