«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». [1Ин.4:1]
Псевдоправославные религиозные сообщества, по прежнему, являются одной из самых опасных проблем религиозной жизни России и Тверской области. Современный россиянин, в большинстве своем, генетически хорошо относится к православию, но при этом религиоведчески безграмотен, чем и пользуются различного рода мошенники и сектанты. Псевдоправославие имеет несколько направлений. Первое, это секты использующие в своем названии «православие», и при этом в своем учении не имеющие православной догматики.
Яркий пример для Тверской области: «Православная церковь Божией Матери Державная» (БЦ), которую называют богородичниками. Позиционируя себя изначально как православие, они в своем вероучении имеют такие положения, которые не дают нам право считать их таковыми. БЦ строит свое учение на признании того факта, что откровения Богородицы главе этой секты Береславскому являются истинными, а также на идее «Третьего Завета» (завета Богородицы). При этом они с годами стали откровенно отходить от христианства как от такового: «В жизни помазанника и становлении Церкви Божией Матери два периода: традиционный и богомило-катарский. Второе обращение помазанника и Белой церкви не отвергает христианского пути духостяжания… Со вторым обращением эта сокровищница лишь множится из духовных кладовых катаров, богомилов, христоверов, тамплиеров, божеств и пантеонов непорочных цивилизаций».
Помимо такого рода синкретических сект, объявляющих себя православными, существуют более опасные течения, при чем они часто не выделяются в открытые сеты, а существуют внутри РПЦ МП. Наиболее характерными признаками таких групп являются:
- Усиленные эсхатологические ожидания прихода Антихриста. Это даже не одна из черт, а основная черта, определяющая прямо или косвенно все прочие особенности. Памятование о конце мира является обязательной частью мировоззрения и духовной жизни православного христианина, а потому использовать именно эту тему и даже эксплуатировать ее особенно легко. Обычно представители указанных групп уверены в том, что антихрист уже явился в этот мир или явится в скором времени, указывают на знаки такого явления, даже пытаются определить лиц и организации, которые якобы связаны с этим процессом. Такого рода группы периодически встречаются в колонках новостей – например, «пензенские затворники», которые в октябре 2007 г. ушли в пещеру, ожидая в следующем 2008 г. конца света; при этом они утверждали, что являются христианами и что «Церковь не выполняет возложенную на неё миссию, поэтому „конец света“ близок, и они лишь спасают себя». В нашей митрополии организованных групп такого рода не установлено, но подобными настроениями «болеют» достаточное число прихожан.
- Это, например, группы категорически непринимающие СНИЛС, ИНН, штрих-коды, они твердо убеждены в том, что в них содержится указанное в Откровении Иоанна Богослова число зверя – 666 (Откр. 13: 16–18). На деле это проявляется в отказе получать паспорт, покупать продукты со штрих-кодом, (если и покупаются продукты с ними, то они в обязательном порядке уничтожаются), а также в отказе от любых форм электронных документов, призывах переезжать в деревню, где шансы переждать антихристовы времена выше. Такие умонастроения у нас встречаются как в индивидуальном, так и в групповом выражении.
- Говоря об искажении почитания святых, признанным РПЦ МП, следует иметь в виду главным образом учение о «царе-искупителе» Николае II, который, якобы искупивший грех всего русского народа, по сути, ставится в один ряд с Иисусом Христом, при этом на первый план выдвигается идея всеобщего (соборного) греха и всеобщего же покаяния перед св. Николаем. Часто это маргинальное движение именуется царебожничеством. Они считают: «Святого Благоверного Царя-Великомученика Николая II – Искупителем соборного греха Русского Народа – греха ИЗМЕНЫ Царствующему Роду РОМАНОВЫХ!!!». Эти настроения выражены в небольших группах, которые присутствуют в нашей митрополии.
- Чрезмерно почтительное отношение к старцам (особенно к тем, деятельность которых вызывает сомнения у самой Церкви), напоминающее поклонения гуру в восточных культах. Известно, что в православии существует институт старчества и духовного наставничества, однако в большинстве псевдоправославных НРД и маргинальных группах из старца или старицы по сути творят безошибочного гуру, слово которого выше Евангелия, указания которого важнее епископских и должны приниматься без размышления, «в духе полного смирения и послушания». Всё в подобных группах строго подчинено старцу, каждый шаг в любой области жизни нуждается в его благословении, в его указаниях, которые нередко противоречат здравому смыслу. Ярким примером такого «гуру» в наши дни является бывший схиигумен Сергий Романов, который вовлек в своё антицерковное движение массу наивно доверившихся ему прихожан. В Тверском регионе таких выпуклых примеров мы не видим, но тенденция найти «правильного» старца часто присутствует у многих мирян.
Безусловно, псевдоправославные течения (а также и маргинальные группы, которые порою постепенно превращаются в откровенные секты, жесткую границу провести можно не всегда) опасны прежде всего своим подобием православной религии, к которой причисляет себя большинство жителей нашего региона. Требуется большая просветительская работа, чтобы уберечь людей от втягивания в псевдоправославные группы, помочь им обрести правильное православное мировоззрение, свободное от описанных выше искажений.
Миссионерский отдел Тверской епархии
Интернет-портал Миссия сегодня
Андрей Львович Безруков