С христианской точки зрения, основой семьи является любовь, но любовь – это не просто чувство, не просто то, что может прийти и уйти. Это любовь, всегда сопряженная с подвигом и ответственностью, верностью и обязательствами, которые она накладывает. И только истинное понимание этих слов помогает многим семьям жить в гармонии, как это происходит в замечательной семье иерея Максима Мищенко.
Возглавил он приход в марте прошлого года. В будущем году исполнится уже десять лет с того момента, как он был рукоположен. Прихожанам он сразу полюбился, как и его супруга – матушка Елена, всегда находящаяся рядышком и неизменно в заботах. И так вместе уже 13 лет.
Из разговора с матушкой Еленой выяснилось, что родом супруги из Смоленска. Конечно, один из первых вопросов – как они познакомились.
– Я училась тогда на последнем курсе Смоленского университета, на учителя биологи и химии, – вспоминает с улыбкой моя собеседница.– Было лето. Мы с подругой в парке готовились к госэкзаменам. Батюшка сразу меня покорил – высокий, статный, харизматичный и необыкновенно начитанный. К тому моменту он уже четыре года преподавал в семинарии, которую до этого закончил. Параллельно учился в Московской Православной Духовной Академии. Через год мы поженились и повенчались. Произошло это 21 сентября – на Рождество Богородицы. Кстати, на брак нас благословлял нынешний Патриарх Кирилл. В ходе встречи Владыко произвел неизгладимое впечатление. Сначала расспрашивал, а в конце встречи сказал: «Впереди вас ждет большая работа». Так оно и оказалось. Через год родилась дочь, назвали Эмилия. А еще через год батюшку рукоположили. Произошло это в Ниловой Пустыни, свершил рукоположение владыка Виктор.
В начале семейной жизни мне было все в новинку, ведь не была особенно воцерковленным человеком, так что многому пришлось учиться, – вспоминает матушка Елена. – Но перед тем, как произошло рукоположение, супруг интересовался моим мнением. Сначала батюшку направили в Осташков: у священников, ведь, как у военных: куда направят, там и приход. И я, конечно, за ним. После двух лет в Осташкове, направили в Тверь, где батюшка возглавил информационный отдел Тверской и Кашинской епархии, сайт которого он наполнил богатой библиотекой, пользующейся спросом у читателей (несколько тысяч посещений ежедневно!). Затем был перевод сюда, в Торжок.
Наш город сразу расположил к себе молодую чету. Особенно приветливо встретили семью священника прихожане. По мнению матушки, Торжок – это небольшой патриархальный городок, где живут интересные благодатные люди. Прихожане часто обращаются к батюшке за советом, приятно, отмечает собеседница, что интерес к церкви у них не поверхностный, а глубокий. А еще они благодарят его за службу, восхищаются его голосом: поставлен он был поставлен наставником в семинарии, а еще батюшка несколько лет назад пел в филармонии.
По возможности семья часто и много где бывает – в Ниловой Пустыни, Бобруйске и Орше в Беларуси, объездили практически всю Тверскую область.
Разговаривая со мной, матушка то и дело отвлекалась: прихожане что-то спрашивали, приобретали духовные книги, свечи. И она своим светлым настроением, легкой улыбкой одаривала всех. И откуда только сил хватает? А ведь у матушки забот и хлопот, в первую очередь по хозяйству, хватает.
– Какой «рецепт» нашей семьи? Так получилось, что за 13 лет мы стали как два взаимодополняющих элемента. Он – один, я другой человек. Он – философ, а я – материалист. Конечно, мы можем порой и поспорить. Но батюшка очень спокойный, мудрый, может и что-то и вовсе пропустить, а после, бывает, и сама пойму, что была не права. Но самое главное, он позволяет мне быть собой – никогда не давит. Он никогда не будет заставлять, воспитывать. Мы и дочку растим в таких условиях: изначально хотели, чтобы у ребенка было, как говорится, нормальное детство.
Семья Мищенко гостеприимная. Часто в гостях бывают бывшие ученики отца Максима, не все, но многие из них выбрали духовную стезю и служат в приходах в разных уголках страны. Приезжают к ним гости даже из-за рубежа.
И конечно, всей семьей они обязательно посещают родителей, которые живут в Смоленске.
Дочка растет помощницей. Собралась матушка в Бежецк, где есть приют для животных, и дочка с ней. Кстати, здесь они – частые гости. Шесть лет помогают питомцам: пристраивают их, убираются в вольерах и др. Хотя «хвостатых» дома и так хватает: в квартире живут две кошки, кот и собака, конечно, взятые из приюта.
Матушка Елена – надежа и опора супруга, ведь быть священником – это очень тяжелый и непростой труд.
– После службы батюшке нужно восстановиться, побыть в тишине. Представьте, прихожане приходят со своей болью, заботой. Каждого выслушать, совет дать – непростой душевный груз, большая ответственность. И мы относимся с дочкой к этому с огромным пониманием и уважением, – говорит собеседница.– К вере батюшку привела мама. Впрочем, духовные традиции были заложены и раньше: ведь его дед тоже был священником, так что можно говорить даже о преемственности. Отец Максим очень много читает – обязательно каждый день. Большая библиотека (в том числе электронная) пополняется с завидной периодичностью.
Но глава семьи также уделяет внимание и другим сферам жизни. К примеру, спорт – неотъемлемая ее часть. Кстати, до 15 лет он активно занимался футболом и даже играл в Спортивном клубе Армии г. Смоленска. К этой тяге к спорту он впоследствии приобщал и местных мальчишек, когда был направлен на службу в г. Твери.
В этом время закончилась служба, к отцу Максиму подходили прихожане. Одной женщине, заканчивая разговор, он с улыбкой сказал: «Храни Вас Господь! Помогайте мужу». Нам удалось пообщаться. Убедилась: отец Максим – весьма глубокий, начитанный человек. Даже многие темы и вопросы, которые вроде изначально предполагали простой ответ, на деле оказались весьма глубокомысленными и не такими поверхностными, так что заставили задуматься всерьез.
Центром разговора, естественно, стала не просто семья, а Институт семьи. У отца Максима на этот вопрос особый глубокий взгляд.
– Сейчас происходит серьезная ломка, но лучше назовем этот процесс – трансформацией – брака, семьи, – рассуждал мой собеседник.– Статистика неумолима: разводов нынче в разы больше, чем заключенных союзов. Сегодня традиционный моногамный брак не популярен. Еще какие-то отдельные христианские, а также мусульманские семьи сохраняют некогда заложенные традиции, они – как отдельные островки. При этом светский брак за последние десятилетия заметно трансформировался: произошли сильные изменения в сфере права семейных отношений, половой морали и др. Нынче не редкость, когда светский брак держится не дольше двух-трех лет: некоторые йогурты имеют больший срок хранения. Появились такие явления, которые ранее были не приемлемы: и сегодня блудники уже называются «полиаморами», которые не могут жить с одним половым партнером. Это пример того, как светская этика привносит коррективы: и многие явления уже оцениваются нейтрально, находят какие-то объяснения, а порой и оправдания.
По мнению отца Максима, во многом свою роль сыграла эмансипированность женщин, которая и имеет свои отдельные положительные аспекты. Но теперь развод – дело вполне легкое и доступное, в отличие от времен, когда в семьях был патриархальный уклад и развод проводился в редких случаях. При этом – и это тоже особенность нашего времени – все больше общество тянется к образу романтической любви. Отсюда такая популярность различного рода романтичных сериалов. Но даже при этом стремлении союзы мужчины и женщины нередко очень быстро распадаются, супруги охладевают друг другу и впоследствии брак распадается.
– Почему это происходит? Потому что романтичная любовь предполагает все же какую-то «биохимию», а больше ничего, – говорит отец Максим.– А в христианстве любовь – это нечто иное. Вспомните понятие любви в греческом языке. Одна из ее разновидностей – это агапэ – любовь врачебная, исцеляющая, жертвенная, любовь-терпение и уважение. Именно на основании этой любви можно пройти моногамный брак до конца. Именно этот идеал и проявился в Петре и Февронии Муромских. Поэтому-то церковные браки претендуют на продолжительность. Вот когда произойдет это понимание, тогда и браки будут дольше, без «вспышки» на короткий срок, а любовь супругов именно такой, какой и должна быть – христианской, жертвенной, которую они пронесут через испытания и годы.
– Семейная жизнь – это большой и серьезный труд – дополняет матушка Елена.– Это работа – работа обоих. Ведь и мы тоже вначале были не такими, разными. Но когда два человека любят друг друга, находятся во взаимопонимании, со временем они меняются и меняют друг друга. Вот сейчас мы достигли гармонии в семейной жизни. Мы, женщины, очень эмоциональны. Поэтому, как только что-то «накатывает», надо сразу вспомнить, что ты любишь этого человека. Он – твоя половинка. Женщина в семье должна быть за мужчиной, быть ему помощницей. И обоим нужно по жизни двигаться в одном направлении. И конечно, нужно приходить к Богу, приводить к вере своих детей. А еще уважать и почитать своих родителей – на этом примере учатся наши дети. А при любых неурядицах не допускать мысли о разводе, ведь, как и многие болезни, наши душевные проблемы при терпеливом подходе прекрасно лечатся, тогда семья не распадется, а будет жить с Богом в мире и гармонии.
Светлана БЕЛОВА.
Фото Алексея Козлова.