«Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всë это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга» /Святитель Иоанн Златоуст/.
Димитриевская родительская суббота — особый день поминовения усопших воинов, «на поле брани живот свой положивших». Его отмечает Православная Церковь в субботу, ближайшую к 8 ноября.
Димитриевской она названа по имени победителя Куликовской битвы святого благоверного князя Димитрия Донского. Бесчисленное множество павших воинов осталось лежать на поле Куликовом после битвы (1380 г.). Но каждого убиенного повелел великий князь Димитрий Донской занести в синодик и предложил Церкви ежегодно в субботу, ближайшую к 26 октября (8 ноября по новому стилю) — дню памяти своего святого покровителя великомученика Димитрия Солунского, совершать поминовение всех православных воинов. Впоследствии Русская Православная Церковь вместе с воинами в этот день стала поминать всех от века усопших православных христиан.
7 ноября — в день Димитриевской родительской субботы — митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в церкви великомученика Димитрия Солунского д. Березино Калининского района. Владыке сослужили: настоятель храма иеромонах Пётр (Карпенко), иеромонах Ефрем (Пилипей), диакон Иоанн Зорин.
По окончании Литургии митрополит Амвросий совершил панихиду о всех усопших православных христианах, в вере и надежде жизни вечной скончавшихся. В завершение была пропета «Вечная память…».
Во время заупокойного богослужения мы слышим слова о том, что нет человека, который бы не согрешил, поэтому все наши усопшие нуждаются в очищении, поскольку согрешали в своей жизни. И мы здесь, на земле, молимся о них, участвуя в богослужении, посвященном заупокойному поминовению.
На богослужении присутствовали глава Калининского района А.А. Зайцев, глава Бурашевского сельского поселения С.Е. Рожков, глава администрации Бурашевского сельского поселения С.А. Румянцев.
Митрополит Амвросий поздравил духовенство, прихожан и гостей церкви с наступающим престольным днем — празднованием в честь великомученика Димитрия Солунского и обратился с архипастырским словом:
«Исторически на Руси больше всего молились именно о людях усопших. И лишь в последние годы, когда человечество действительно изменилось, когда мы стали полагать во главу угла прежде всего земное измерение и свои земные успехи: счастье, здоровье, благополучие, намного меньше задумываясь над смыслом бытия, простирающимся за пределы этого ограниченного мира, — мы стали больше молиться о живых.
В Церкви всё больше стало появляться записок, просьб именно о здравии, что тоже, конечно, хорошо и Богом благословлено, но мы менее стали заботиться о своих усопших.
Ведь это не просто какая-то память, это не просто воспоминания, это мистическое соучастие в жизни тех людей, которые уже ушли и ожидают нас там. Это молитва о жизни, которая сегодня недоступна для нашего понимания, но однако является абсолютной реальностью.
Ценность родительских суббот, ценность нашей молитвы за усопших сродников в том, что мы через эту молитву пытаемся сделать несделанное для тех людей, которые ушли. Очень трудно терять близких людей. Когда ниточка земных отношений рвется, это приносит такую душевную боль, которую утолить невозможно, и боль эта подчас связана даже не с тем, что человек ушел в мир иной. Больно потому, что мы себя ощущаем во многом виноватыми и огромными должниками перед людьми, которые внезапно уходят. Которым мы не подарили свое время. От которых мы отмахивались, котором мы не сказали вовремя теплое слово, которым не сделали доброе дело. Которые ждали нашего звонка или письма, а мы оправдывали себя заботами житейскими и важностью дел иных. И вот тогда, когда наступает мгновение потери, книга долгов человеческих настолько становится открытой для человеческого сердца и ума, что подчас люди, оставшиеся на земле, места себе не находят. Потому что чувствуют, что они много не отдали, чувствует свою вину за это перед Богом и перед усопшими.
И Святая Церковь дает нам возможность отдать эти долги. Подарить им молитву, потому что молитва — это тоже выражение любви, тепла, дружбы, сыновства или, наоборот, родительских чувств по отношению к тем, кого мы потеряли. Ведь жизнь не прекращается, она продолжается, просто она нам не видна, и поэтому мы особенным образом испытываем эти потери. И блаженны и мудры те люди, которые не забывают о своих усопших сродниках, которые молятся, знают, что им надлежит каждому в свой час переступить порог земного бытия. И, может быть, эти молитвы, которые мы совершаем сегодня за наших усопших родственников, и нам окажут отраду и утешение там, за гробом, и особенно тогда, когда за нас некому будет молиться.
Сердечно благодарю вас за молитвы, которые сегодня совершались не случайно, в особом месте, ведь здесь вокруг храма погребено немало наших братьев и сестер во Христе, которые сегодня испытывают отраду и утешение, потому что здесь совершилась Евхаристия с молитвой и об их упокоении тоже. Благодарю настоятеля этого храма за те труды, которые Вы, отец Пётр, совершаете в этом святом месте. Храм находится не в черте города, он достался Вам в очень плачевном состоянии, однако здесь уже немало сделано.
Сердечно благодарю всех за служение, за молитвы, за пение, и вновь и вновь поздравляю с родительской субботой и с грядущим завтрашним днем — с днем памяти великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя этого святого храма. Его же небесным предстательством и молитвами Господь да поможет устроить всё то, о чем мы молились, о чем было только что сказано и чего чают наши сердца. Аминь!»
***
Церковь в честь великомученика Димитрия Солунского в Березине
Расположена за западной окраиной села на кладбище. В 1738 г. (1742 г.) здесь была поставлена деревянная церковь Дмитрия Солунского с приделом Благовещения. Ныне существующая каменная церковь с приделами Благовещения и Ильи Пророка сооружена на земле, пожертвованной дворянином С.С. Устимовичем, на средства прихожан. «Строителем» был тверской купец А.Г. Щербаков, а наблюдали за работой последовательно сменявшие один другого архитекторы В.И. Кузьмин, П.Ф. Фёдоров и А.П. Фёдоров.
Здание было возведено в 1894–98 гг., внутренняя отделка и освящение относятся к нач. XX в. Церковь построена из кирпича в технике лицевой кладки. Сельская приходская церковь периода поздней эклектики, в архитектуре которой стилизованные формы барокко и классицизма сочетаются с элементами русского стиля.
Храм имеет обширную трапезную и трехъярусную шатровую колокольню. Над нижними ярусами колокольни возвышается восьмигранный ярус звона. На храме и колокольне сохранились кованые кресты своеобразного типа.
В храме сохранились фрагменты масляной живописи нач. XX в. В основном объеме на своде изображены архангелы, на тромпах — евангелисты, на сводах трапезной — орнамент. От главного иконостаса нач. XX века в духе эклектики остались части двух верхних ярусов — Деисусного и Пророческого, иконы здесь разделены колонками с коринфскими капителями. Слева от царских врат над иконой устроен балдахин. Иконостас декорирован глухой резьбой.
Пресс-служба Тверской епархии